Как ООО «В.А.В.С.» хочет надуть нас
В Кыргызстане назревает очередной крупный скандал, связанный с невыполнением инвестиционного соглашения. В его эпицентр грозят попасть правительство, хозяева акционерного общества «Майлуусуйский электроламповый завод (МСЭЛЗ) — самого крупного действующего промышленного объекта на юге республики и отдельные чиновники.
Три года назад, приобретя госдолю, контрольным пакетом акций АО “МСЭЛЗ” завладела российская компания ООО “В.А.В.С.”, которую возглавляет скандально известный российский электроламповый магнат Виктор Столповских. Он тогда пообещал, что в течение трех лет полностью модернизирует предприятие и на эти цели не пожалеет 18 млн. долларов. До окончания срока Договора купли–продажи ценных бумаг МСЭЛЗ и связанной с ним инвестиционной программы осталось всего ничего — два месяца, а завод и кыргызская экономика в целом недополучили свыше 8 млн. долларов. Да и те 10 млн. долларов, вложенных в обновление МСЭЛЗ, о которых пишут в своих отчетах российские менеджеры, у наших экспертов вызывают большие сомнения.
Сейчас, как и три года назад перед тендером по продаже госпакета акций, вокруг электролампового гиганта началась подковерная возня. Но если тогда интрига закручивалась вокруг того, в чьи руки попадет объект, то сегодня она связана с пролонгацией Договора и изменениями в инвестиционную программу, на которых настаивают руководители компании “В.А.В.С.”.
Скандальный объект
В декабре 2002 года межведомственная тендерная комиссия во главе с тогдашним министром промышленности Садриддином Джиенбековым приняла решение передать более 62 процентов госдоли российскому ООО “В.А.В.С.”. В проигравших оказались еще одна российская компания — “Аврора Лайтинг” и два консорциума из Казахстана.
Жюри отдало предпочтение российской компании — ООО “В.А.В.С.” из поселка Шаховская Московской области, которую поддерживала компания “Мерката Трейдинг энд Инжиниринг СА”, известная на нашем рынке. Именно ей принадлежит контрольный пакет акций бишкекского завода “Электротехник”.
Результаты тендера вызвали шквал возмущения у неудачников и впоследствии стали предметом судебного разбирательства, которое длится до сих пор. А дело в том, что, к удивлению многих, победителем инвестиционного конкурса оказался участник, предложивший... самый худший бизнес–проект!
Какие основные условия конкурса должны были выдержать претенденты? Назвать наибольшую цену за пакет акций, переиграть соперников по сумме инвестиций и третье — указать рост экспорта продукции в процентах. Правительство предложило следующие параметры: стартовая цена — 3,2 млн. долларов, сумма инвестиций — не менее 15 млн. долларов, рост экспорта — 3 процента. ООО “Аврора Лайтинг” за контроль над предприятием давало 4,1 млн. долларов, готово было вложить в него еще 23,2 млн. долларов, с 2003 по 2005 год увеличивать рост экспорта сначала на 5, потом на 20 и 15 процентов.
Заманчивым и перспективным для республики был и бизнес–проект Консорциума с участием “Темир банка”: за пакет ценных бумаг казахские бизнесмены предлагали 3,855 млн.долларов, сумма инвестиций составляла 26,5 млн.долларов и рост экспорта — по 10 процентов все три последующих года.
А что же победитель? ООО “В.А.В.С.” приобрело контрольный пакет акций стратегического для экономики страны промышленного объекта за номинал — 3,2 млн. долларов. Объем инвестиций оно заявило также самый маленький из всех участников тендера — только 18 млн. долларов в течение трех лет. Рост экспорта ООО “В.А.В.С.” обещало также самый низкий — только 3 процента.
По расчетам экспертов, на этой сделке республика потеряла почти 900 тысяч долларов только на цене за пакет акций, не говоря уже об инвестициях и перспективах экспортного роста и продвижения на внешний рынок продукции Майлуусуйского электролампового завода.
Главный аргумент комиссии в пользу ООО “В.А.В.С.” звучал так: команда Виктора Столповских представила самый развернутый бизнес–проект, содержащий и инвестиционные планы, и социальную программу. К тому же жюри учло, что россияне являются владельцами контрольного пакета акций завода “Электротехник”, который выпускает машины и оборудование для МСЭЛЗ. Они работают в связке, и это взаимовыгодное сотрудничество.
Согласно инвестиционной программе, приобретя 892703 обыкновенные именные акции АО “Майлуусуйский электроламповый завод”, до 30 декабря 2005 года его новые владельцы должны были произвести инвестиционные операции в объеме 18,522 млн. долларов. Кстати, это новая цифра, появившаяся в процессе корректировки инвестиционного соглашения. В планы россиян входили налаживание производства и реализация натриевых ламп высокого давления, производство и реализация компактных люминесцентных ламп (КЛЛ), вытравливание спиралей и автоматическая система регенерации кислот, производство и реализация зеркальных ламп накаливания и т.д. Итого 16 позиций.
Если судить по последнему отчету руководителя ООО “Управляющая компания “В.А.В.С.” А. Юлдашева, то к 1 августа какие–то проекты выполнены в полном объеме, часть реализуется, по другим — “договор в стадии подписания”. В целом господин Юлдашев считает, что на развитие электролампового завода с начала года инвестировано 1431354 доллара. Однако реальность объема выполненных работ за этот период и в целом за все три года вызывает большие сомнения у Министерства промышленности, торговли и туризма. По бумагам, инвесторы вложили в предприятие свыше 10 млн. долларов.
Сейчас стоит вопрос: успеют ли они за оставшиеся два с небольшим месяца до окончания срока соглашения найти более 8 млн. долларов и инвестировать в производство, чтобы с чистой совестью сказать: обещание выполнено? А иначе, по условиям Договора купли–продажи, им грозит полная потеря контроля над предприятием. МСЭЛЗ может вновь вернуться в лоно государства. Таковы правила игры, и россияне их приняли, подписавшись под документом.
В борьбу вступают лоббисты
В июле, когда в Майлуусуу забастовали рабочие электролампового, на заводе побывал и.о. вице–премьер–министра Данияр Усенов. На собрании трудового коллектива, депутатов городского кенеша, администрации предприятия он заявил (цитирую запись стенограммы): “По АО “МСЭЛЗ” инвестиционные обязательства выполнены на 50%. Сегодня меня заверили, что до конца года инвестиционная программа будет выполнена. Позиция правительства такова: если инвестиционная программа будет сорвана, то встанет вопрос о расторжении договора. Предприятие будет передано государству, а затем — на продажу”.
А управляющие “В.А.В.С.” и не собирались этого делать. Они пошли по другому пути: решили еще раз существенно подкорректировать свою инвестиционную программу и добиться пролонгации Договора на один год. Заручившись поддержкой госадминистрации области, они начинают обрабатывать первого вице–премьера на предмет того, чтобы МСЭЛЗ взял на себя перенос госпредприятия “Кыргызэлектроизолит” на территорию завода с последующей передачей ему активов ГП и также восстановление работы Майлуусуйской швейной фабрики. А взамен исключить из инвестиционной программы развития предприятия производство и реализацию натриевых ламп высокого давления, производство и реализацию компактных люминесцетных ламп.
По их расчетам, если этот план реализуется и “Кыргызэлектроизолит” заработает, то удастся сохранить 70 рабочих мест, получить товарной продукции на 24,6 млн. долларов. Но для этого необходимо инвестировать более 3 млн. долларов. Как раз столько, сколько необходимо было для налаживания производства современных ламп, что не успела или не захотела делать компания “В.А.В.С.”.
И, похоже, россияне сумели убедить Данияра Усенова, который по приезде в столицу начал давать поручения Министерству промышленности “подготовить необходимые изменения в инвестиционный договор”. Это было в августе нынешнего года.
В ответ Минпром за подписью заместителя министра Нины Кириченко шлет письмо с возражениями: во–первых, реанимация завода “Кырызэлектроизолит” требует определения собственника, а данный вопрос находится в компетенции Госкоимущества, во–вторых, изменение инвестиционной программы, являющейся неотъемлемой частью Договора купли–продажи госпакета акций, не подлежит изменению одним Минпромом. Ибо победителя определяла межведомственная тендерная комиссия, куда входили руководители ряда министерств и ведомств республики. В третьих, Майлуусуйская швейная фабрика еще в 2003 году была продана Госкоимуществом частным лицам. Поэтому вопрос ее восстановления — дело новых хозяев.
После этого письма Усенов пишет тогдашнему министру Амангельды Муралиеву, что он не давал поручения менять тендерные условия МСЭЛЗ, а только просил “рассмотреть возможность о дополнительном включении в инвестиционную программу завода “Кыргызэлектроизолит” и Майлуусуйской швейной фабрики”. Но вице–премьер не мог не понимать, что эти два объекта руководителям “В.А.В.С.” совсем без надобности, если им не изменят условия в инвестиционном соглашении.
На этом переписка не закончилась. Вскоре от вице–премьер–министра на имя министров промышленности, юстиции, финансов и ГКИ — А. Атамбаева,
Э. Мамырова, А. Жапарова и Т.Турдумамбетова — пришло распоряжение правительства: продать активы “Кыргызэлектроизолита” МСЭЛЗ по остаточной стоимости, в недельный срок внести изменения в Договор купли–продажи АО “МСЭЛЗ” — включить проект реанимации предприятия, а взамен исключить из проекта производство и реализацию натриевых ламп высокого давления и люминесцентных лам.
Этот документ фактически сводит на нет все потуги правительства модернизировать завод, чьи лампы устаревают и становятся неконкурентоспособными на рынке. МСЭЛЗ все труднее соперничать с российскими, китайскими, не говоря уже о европейских, производителями светотехнической продукции. Собственно говоря, сама приватизация МСЭЛЗ была затеяна три года назад только для того, чтобы найти инвестора, который бы реформировал предприятие, поставил производство на современные рельсы.
Реакция Минэкономпрома
Ответ не заставил себя ждать. Реакция нового министра — Алмаза Атамбаева — была скорой и резкой:
“Министерство экономического развития промышленности и торговли Кыргызской Республики, рассмотрев направленный и.о. вице–премьер–министром Усеновым Д.Т. проект распоряжения правительства “О реализации оборудования, технологии для производства электроизоляционных материалов, принадлежащих государственному предприятию “Кыргыз-электроизолит”, категорически против принятия данного проекта”.
Доводы министра таковы: в 2002 году компания “В.А.В.С.” победила в тендере, хотя ее предложения были самыми плохими. За это время положение предприятия не улучшилось, а в текущем году — даже значительно ухудшилось. При этом компания “В.А.В.С.” утверждает, что ею вложено в развитие производства 9 млн. долларов. Убежден, что эта цифра также значительно завышена и требует проверки. Теперь под предлогом реанимации предприятия “Кыргыэлектроизолит” предпринята попытка продлить исполнение принятых обязательств по инвестированию еще на один год. Мы категорически против такого подхода к делу, так как под предлогом создания 70 рабочих мест на предприятии “Кыргызэлектроизолит” компания уходит от инвестирования в текущем году около 10 млн. долларов. Это очередная уловка для того, чтобы не выполнять тендерные обязательства.
Более того, Алмаз Атамбаев считает, что стоимость затрат на реанимацию предприятия явно завышена, да и рабочие места инвестора не волнуют, так как за последний год среднесписочная численность работающих на электроламповом заводе сократилась на 116 человек.
Яма для МСЭЛЗ и завода «Электротехник»
А дела на этих двух крупнейших предприятиях республики плохи. За 7 месяцев объем выпуска продукции на электроламповом заводе составил 374,3 млн. сомов, намного меньше, чем за этот же период в прошлом году. Темп роста — 66,6 процента, значительно хуже показатели и по экспорту продукции. Балансовая прибыль составила 33,9, а рентабельность — 1,8 процента. Выросли кредиторская и дебиторская задолженности, сократилась численность рабочих, упала средняя зарплата.
Рабочие МСЭЛЗ во время встречи с Данияром Усеновым жаловались на то, что им несвоевременно начали выплачивать зарплату. А. Доолотов выразил беспокойство тем, что люди работают неполную неделю, к тому же их не обеспечивают запчастями, возрастают простои оборудования. Все эти факторы в совокупности способствуют росту миграции — на предприятии начался отток специалистов. По словам ведущего наладчика сборочного цеха А.Атамурзаева, от инвестиций, которых обещали новые хозяева завода, они получили только клещи.
Еще хуже положение на ОАО “Электротехник”, единственном во всем СНГ предприятии, выпускающем специальное технологическое оборудование для электроламповых заводов. Этот уникальный завод, который должен был работать в связке с МСЭЛЗ, обеспечивать своим оборудованием всю светотехническую империю Виктора Столповских, куда входят почти все электроламповые заводы бывшего Союза, больше стоит, чем работает. Объем продукции за 7 месяцев составил всего 21 млн. сомов, темп роста — 28,9 процента, экспорт — 10,6 млн. сомов. При этом численность работающих по сравнению с прошлым годом выросла на 17 человек и сегодня составляет 452 человека. Правда, это только на бумаге, на самом деле цеха “Электротехника” пусты, только эхо гуляет по ним.
И прав Атамбаев, сомневаясь в истинных объемах инвестиций со стороны “В.А.В.С.”. Ведь если бы проекты действительно реализовывались, то и на “Электротехнике” работа кипела бы.
Чья возьмет?
С самого объявления тендера наша газета внимательно следила за судьбой Майлуусуйского завода. Мы еще три года назад выразили сомнения в том, что компания, чья победа у всех вызывала большие сомнения, сдержит слово. К сожалению, наши пророчества оказались верны. Инвесторы, обещавшие поднять производство на двух наших ведущих предприятиях, посадили их в яму, из которой выбраться будет нелегко. Более всего жаль МСЭЛЗ, ведь к моменту приватизации это была высокорентабельная, бюджетообразующая структура не только на юге республики, но и в масштабах страны.
Если мыслить здраво и в интересах государства, то никакой речи о корректировке инвестиционной программы за два месяца до ее окончания не может быть. Мы и так много потеряли. Все это время “В.А.В.С.” больше выкачивало деньги из МСЭЛЗ, чем вкладывало в него. Не исключено, что за счет экспорта наших лампочек компания давно покрыла свои затраты на покупку акций предприятия. Необходимо бы выяснить, не использовали ли хозяева активы предприятия в качестве залога для получения кредитов в коммерческих банках? Насколько нам известно, за компанией “В.А.В.С.” числятся сотни миллионов долларов займов, взятых во Внешэкономбанке и Сбербанке России, казахском “Халык банке”. Не получится ли так, что владельцем МСЭЛЗ, которым мы считаем пока что “В.А.В.С.”, окажется в итоге кто–нибудь другой?
Болельщики из числа наших чиновников у Виктора Столповских всегда были. Как видим, есть и сейчас. Посмотрим, чья возьмет. Мы уже один раз продешевили, на сей раз можем вообще потерять и инвестиции, и завод.
Лариса Ли.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11633/