Время Кошелька ушло. И не вернется
В написанной Аскаром Акаевым картине под названием «Разграбление Кыргызстана» каждый день появляются все новые детали и штрихи. Созданная республиканская межведомственная следственная группа во главе с заместителем прокурора Специализированной прокуратуры Куванычбеком Мамакеевым, которая сейчас занимается расследованием таможенных деяний, выявляет такие подробности в деятельности этого важнейшего фискального органа, что в голове среднестатистического гражданина укладываются с трудом. И все больше понимаешь, что экономика у нас в стране была специфическая — не рыночная, не плановая, а клановая.
Самое главное: в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении ряда должностных лиц Бишкекской таможни по статье “коррупция”, совершенно точно установлено, что знаменитая личность по прозвищу Кошелек установила твердые ставки абсолютно для каждого таможенного поста республики (это и таможенный терминал “Бишкек–1”, и таможенные посты “Ак–Жол”, “Кара–Балта”, таможня “Манас” и многие другие). И все они обязаны были ежемесячно отдавать Кошельку просто колоссальные суммы. В интересах следствия точные размеры этих мощных финансовых потоков пока не разглашаются, но ясно, что речь идет о десятках миллионов (!) “американских рублей”. Сотрудники таможенной службы платили дань в долларах в строго установленные дни. Теневой руководитель таможни следил за процессом самолично и так переживал за процедуру оплаты, что начальники таможенных постов “Иркештам” и “Торугарт”, где, как известно, проходит основной грузопоток, назначались только по согласованию с Кошельком.
Идем дальше. Следственная группа столкнулась со специально разработанными схемами, которые преследовали единственную цель — обойти законы и уклониться от уплаты таможенных пошлин.
— Сейчас идет расследование уголовного дела, возбужденного по факту ввоза на территорию республики 48 вагонов сахара из Польши, — рассказывает Куванычбек Мамакеев. — Как следовало из бумаг, сладкий груз предназначался для свободной экономической зоны, но товар, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью “Туран–Ынгай”, до СЭЗ не дошел, а был реализован в столице. Только на этой незаконной сделке государство потеряло более трех миллионов сомов платежей, причем таможенники оформили документы так, что продукция будто бы дошла до СЭЗ. В бумагах были указаны автомашины, чьи хозяева, как выяснилось при проверке, либо… умерли несколько лет назад, либо продали свои авто…
Это только одна из методик ухода от налогов, а их было придумано за годы акаевского режима немало. Самое интересное, что ОсОО “Туран–Ынгай” трудилось под флагом сына бывшего президента Айдара Акаева, который был весьма неравнодушен к таможне, точнее ее нелегальным доходам, с самого начала своей трудовой биографии.
В настоящее время следственная группа проводит также оперативные мероприятия, связанные с импортом в нашу страну бытовой техники. Известно, что предприниматели сегодня везут из Казахстана в Кыргызстан огромное количество телевизоров, холодильников, пылесосов и так далее.
Но при пересечении границы, как правило, официально оформляется лишь мизерная часть ходового товара. Понятно, что под надежным прикрытием таможни и других силовых структур мимо бюджета опять же проплывают поистине баснословные деньги.
В общем, тщательные проверки идут по всем направлениям — скажем, очень многие незаконные операции становятся достоянием гласности в части так называемого автомобильного перехода. Но главная задача следственной группы — это не только выявление всех таможенных безобразий и привлечение виновных к ответственности.
— Прежде всего мы должны провести анализ фактического начисления, поступления и недопоступления таможенных платежей, — продолжает Куванычбек Мамакеев. — Нам предстоит также определить причины, сопутствующие недоимкам.
Нельзя не сказать и о том, что в межведомственной следственной группе собраны лучшие специалисты в своей области. А сам ее руководитель отдал таможне много лет — Куванычбек Мамакеев в свое время возглавлял в Государственной таможенной инспекции управление по борьбе с контрабандой, службу безопасности, был начальником таможни “Манас”, занимал другие высокие должности и прекрасно знает всю таможенную кухню. Заметим, что он ушел из таможни после того, как разоблачил скандальную сахарную сделку, которую пыталось провернуть ОсОО “Шекер–Ордо”, благополучно работавшее под теплым крылом того же Айдара Акаева. После того, как Управление по борьбе с контрабандой задержало на границе более двух тысяч тонн сахара, по указанию тогдашнего руководителя таможни республики Калыка Иманкулова и по согласованию с Айдаром Акаевым К. Мамакеев был спешно отправлен в распоряжение кадров. Но состоялось множество судебных процессов, и уволенный Куванычбек Мамакеев был восстановлен в прежней должности. Однако он не захотел оставаться в таможенной системе…
Есть и еще один очень важный момент. Обстоятельства складываются таким образом, что многие сотрудники таможни (как рядовые, так и нерядовые) все еще опасаются сотрудничать с прокуратурой.
— Многие сегодня просто–напросто боятся возвращения Кошелька, которого в последнее время называли не иначе как Уважаемый, — говорит Куванычбек Мамакеев. — Я их понимаю, потому что Кошелек, благодаря которому все последние годы казна безжалостно обворовывалась, увольнял каждого, кто был не согласен с его политикой. Наши люди продолжают думать, что власть переменится, что появится новый теневой лидер. Хочу всех заверить, что времена Кошельков прошли безвозвратно.
И если во времена прежних руководителей Генеральной прокуратуры на все проверки было наложено жесткое табу, сейчас, при новом генеральном прокуроре, ситуация изменилась коренным образом. Азимбек Бекназаров объявил всякого рода проходимцам самую беспощадную войну, и отступления назад не будет. Поэтому следственная группа обращается ко всем сотрудникам ГТИ с просьбой о содействии. Ведь только сообща можно победить такое многоликое зло, как коррупция.
Елена Скородумова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11053/