Распечатать: Казак уезжает — казаки остаются РаспечататьОставить комментарий: Казак уезжает — казаки остаются Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Казак уезжает — казаки остаются Посмотреть комментарии

9 августа 2005

КАРЬЕРА

Казак уезжает — казаки остаются

    Как ни странно, популяризации казачества в постсоветский период немало поспособствовал певец Олег Газманов песнями «Есаул», «Любо» и другими.
    Казачеству в Кыргызстане более 140 лет
    Первые полки Сибирского казачьего войска появились еще в 1864 г. в селах Беловодском и Токмаке. С того времени в республике появились целые династии потомственных казаков, проживающие в многочисленных казацких поселениях Чуйской долины и Прииссыккулья. Всем знакомы названия сел Сретенка, Петровка, Садовое, Григорьевка, Ананьево и другие. Власти использовали казачьи подразделения как пограничные войска.
    Гонения Советской власти после гражданской войны несравненно уменьшили численность казачества в Семиречье (территории, ограниченной теперешними Казахстаном и Кыргызстаном). Несмотря на то, что в гражданскую войну большая часть его перешла на сторону большевиков, в СССР с 1923 по 1929 год было репрессировано, по разным источникам, до двух с половиной миллионов казаков.
    В Кыргызстане возрождению сословия в немалой степени помог… непродуманный закон об ограничении сферы применения русского языка, принятый в начале 90–х прошлого века. Он подтолкнул казачество Беловодского, Панфиловского, Токмакского, Иссык–Кульского регионов к объединению. Возникла потребность в реанимации так называемого казачьего духа — обычаев, уклада, культуры, моральных и исторических ценностей. В 1989-м была организована первая станица, а в 1993 году Министерство юстиции утвердило создание Казачьего культурно–экономического центра. В 2000–м центр был переименован в Общество семиреченских казаков.
    Традиционно руководят объединением атаманы. С 2003 года войсковым (головным) атаманом — в чине полковника — является Валентин Петрович Гритчин. За минувшие 15 лет в объединении сменилось несколько атаманов, среди которых были яркие личности. Например, В. Лукьянов в бытность атаманом проводил большую работу по спортивному воспитанию детей казаков. Сейчас он живет в США. Оставили хорошую память атаман М. Бучнев, генерал Косенко, другие лидеры.
    В конце 90–х численность казаков составляла в республике, по различным подсчетам, до 10 тысяч семей. Сейчас их, к сожалению, стало меньше, а в жизни центра активно участвует примерно тысяча. Молодежь не всегда понимает и поддерживает родителей. Как водится, не избежало казачье войско и серьезного разброда, в результате в 2003 году объединение опять было переименовано в Казачий культурно–экономический центр возрождения.
    В. Гритчин отмечает большую роль в становлении казачества республики нынешнего состава Российского посольства и лично посла России Евгения Шмагина, который лично побывал почти во всех наших поселениях, зачастую в свое личное время. Сейчас Казачий центр вплотную работает с Советом российских соотечественников в Кыргызстане “Согласие”. Совместно с ними казаки помогают российской диаспоре — ветеранам войны и труда, инвалидам, конечно, при финансовой поддержке российского правительства.
    Быть казаком — почетно
    Обычаи, уклад и культура казачества всегда отличались своей самобытностью. При царском режиме это было сословие, которое сейчас многие неправильно считают национальностью. Изначально казаки произошли от самых деятельных, свободолюбивых и предприимчивых беглых крепостных, которых цари потом использовали как пограничников. Вояки они были завидные, участвовали в войне с Наполеоном, в битве при Бородино, брали Париж в 1812 году.
    Семиреченские казаки — это выходцы из Уральска. Центр их более ста лет находился в городе Верный (ныне Алматы).
    Испокон веков казачьи объединения отличались жесткой самодисциплиной, выполнением многих требований, казавшихся посторонним излишними. Именно самобытный уклад и выполнение обычаев отличают казачество от остальных. Неизменное почитание родителей, добросовестный труд на работе и в семье, ухоженный быт, налаженное хозяйство достойны подражания. Женщины–казачки всегда отличались гордым нравом, но при этом жены из них были завидные. Девочек в семьях казаков воспитывали очень строго — они должны были уметь хорошо готовить, особенно рыбу, печь хлеб, солить, мариновать, уметь вязать, включая шали и носки, шить, прекрасно воспитывать детей. Обязательным было умение плавать, стрелять, держаться в седле. В принципе все эти качества не помешали бы любой женщине.
    Казачьи объединения всегда были поборниками русской культуры. Только в Чуйской долине с успехом действуют прекрасный хор “Садовчане” (с.Садовое), средний возраст участников которого — за 70, хор в Беловодском, а в Бишкеке — ансамбль “Казачья песня”. Их участники радуют зрителей яркими этнографическими костюмами.
    Забота должна быть конкретной
    Жизнь в казачьем объединении кипит. В 2003 году казаки провели масштабное мероприятие — торжество, посвященное 250–летию со дня рождения атамана Платова — прославленного русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года. Праздник, проведенный в столичной филармонии, стал заметным событием культурной жизни.
    В начале 2005 года казаки отметили 15–летие возрождения казачества в Кыргызстане. Часто участвуют они в мероприятиях, организуемых посольством России, и всегда это яркие и запоминающиеся праздники.
    В каждодневной жизни забота о казаках выражается в том, чтобы помочь им выжить. 70 процентов из них — это сельские жители. В 2000 году они обращались к тогдашнему губернатору Чуйской области Курманбеку Бакиеву, и тогда в Московском районе Чуйской области им была выделена земля. За последние два года были поддержаны более 500 казаков–ветеранов войны и труда, а 150 человек отдохнули в санаториях. Школам казаки помогают в проведении новогодних елок, обеспечении учебниками. Предприниматели республики при участии Совета соотечественников “Согласие” и Казачьего центра возрождения в честь 60–летия Победы оказали помощь 80 ветеранам на сумму 40 тыс. сомов.
    О религии и алкоголизме
    Казаки всегда были православными, за исключением калмыцких казачьих сотен. С казачеством связано появление в республике многих православных храмов. Например, церковь в Беловодском, построенная более 130 лет назад из уникального иссык–кульского арчевника, появилась благодаря энтузиазму и немалым усилиям казаков, которые несколько месяцев возили на телегах, запряженных быками, древесину с Иссык–Куля. Сейчас это памятник в центре потомственного казачества.
    Среди обязанностей казака и его семьи — посещение церкви не менее раза в месяц. По словам В.Гритчина, “жестких требований к обрядовости у нас нет, но мы должны быть добропорядочными христианами”. Практически казаки помогают церкви в проведении массовых праздников — охраняют и поддерживают порядок там на Пасху, Рождество, Крещение.
    Отношение к спиртному в казачьем сословии двоякое. В их среде этот вопрос не простой, есть и любители выпить, но довольно много и убежденно малопьющих людей — как в среде рядовых, так и среди старших офицеров. “Казаки должны быть примером в дисциплине, порядке, религиозности. К сожалению, разрыв между тем, что должно быть, и как есть — всегда велик”,— сетует атаман Гритчин.
    Казаки дружат всем миром
    События последних месяцев в республике серьезно встревожили друзей за рубежом. На днях американские казаки (в частности, бывший атаман В. Лукьянов) отправили в Кыргызстан гуманитарную помощь — контейнер с продуктами питания (рис, масло) и одеждой для братьев–казаков. В. Гритчин: “Но я им сказал твердо: ребята, у нас нет вопиющих фактов преследования русскоязычных. Обстановка в республике, конечно, непростая, в экономике, политике — тоже, но не более того”.
    Иностранные журналисты не раз писали о семиреченских казаках. “Многие, узнав о нас, удивляются, что власти республики не препятствуют нам создавать свои объединения, ходить в форме, проводить мероприятия. В планах казачьего центра (при условии, если скоро разбогатеем) — создание собственного интернет–сайта, чтобы иметь широкие возможности общения с казаками Австралии, Германии, Канады, США”.
    Атаман В.Гритчин обеспокоен необоснованными слухами о том, что казаки в массовом порядке собираются покинуть республику, якобы напуганные фактами политической нестабильности и бытового национализма. “Несмотря на смену режимов и факторы нестабильности, эмигрантских настроений в среде казаков нет — это я вам ответственно заявляю. Не стоит говорить о повальном бегстве казаков из республики, хотя естественно, что какая–то часть казаков (да и не только их, кстати) в поисках лучшей доли покидает республику”.
    Он рассказал, что в Казачий центр неоднократно звонил атаман Пскова, заинтересованный в переезде казачьих семей из Кыргызстана на постоянное место жительства в Гдовский район. В октябре прошлого года несколько казаков поехали туда на разведку, а весной вернулись за семьями. По словам войскового старшины А. Астраханцева, “казаки из Кыргызстана на хорошем счету в России, в наших специалистах там есть нужда”.
    Казак уезжает — казаки остаются. Как сказал В. Гритчин, “себя в качестве мигранта я не вижу. Пока есть надежды на лучшее будущее здесь, в республике, пока мы не потеряли надежд на новую жизнь, пока мы верим в нового президента — мы не уедем”.
    Елена Мешкова.
    Снимки из фототеки Казачьего центра возрождения.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10940/


Распечатать: Казак уезжает — казаки остаются РаспечататьОставить комментарий: Казак уезжает — казаки остаются Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Казак уезжает — казаки остаются Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007