Иманкадыр Рысалиев: Надо приложить все усилия, чтобы тандем Бакиев — Кулов уверенно победил
— Как вы оцениваете события 17 июня? Что это было — протест, недовольство нынешней властью? Или что–то еще?
— Это была хорошо срежиссированная, проплаченная акция по сколачиванию толпы для одноразового использования. Формальным поводом послужила отмена регистрации одного из кандидатов в президенты, некоего Барыктабасова. Заказчиками и кукловодами событий 17 июня являются другие люди. Лично у меня возникает вопрос, почему Барыктабасов, из–за которого люди пришли на площадь, не был со своими сторонниками, а в “Белый дом” вместе со штурмующими вошел другой кандидат в президенты г–н Дюшебаев?! Надо ли было Барыктабасову из кандидатов в президенты превращаться в подследственного? Неужели Барыктабасов не знал, что все равно Центризбирком раскопает его казахское гражданство и его снимут с предвыборной гонки? Он все прекрасно знал. Тем, кто готовил события 17 июня, не нужна была регистрация Барыктабасова кандидатом в президенты. Им нужен был повод для захвата “Белого дома”, окончательной дискредитации нынешней власти и революции в целом. Вот их основная цель. Они все правильно рассчитали. Только ошиблись в самом главном. Они не поняли разницы между убежденным революционным народом и оплаченной толпой одноразового пользования. Ведь, судя по тем интервью, которые раздает Акаев, он до сих пор думает, что его выгнал не народ, а пьяная толпа. Поэтому те, кто планирует и оплачивает подобные мероприятия, убеждены в том, что народ можно купить, что за деньги ему можно вправить мозги в нужном направлении. Что можно сказать по этому поводу? Мне их по–человечески жаль. Акаев и его семья столько лет правили Кыргызстаном, а так и не поняли душу и менталитет своего народа.
— Вы убеждены, что за событиями 17 июня стоит Акаев и его семья?
— Я не прокурор, но, как говорится, следствие покажет. Я знаю одно, все тайное рано или поздно становится явным. Вы посмотрите, какие подробности правления семьи Акаева выплывают наружу, как бы их не пытались скрывать. И эти подробности излагают непосредственные исполнители преступлений режима Акаева. В этом случае будет то же самое. Рано или поздно Барыктабасов сам все расскажет и повинится.
— За другими беспорядками тоже стоит Акаев? Может, Мотуев и те, кто захватили рынок депутата Баямана, тоже люди Акаева?
— Это не люди Акаева, но и к этим событиям Акаев имеет прямое отношение. Народ в Кара–Кече и в Кара–Суу поднялся против тех несправедливостей, которые были созданы в период правления акаевского режима. Почему угольное месторождение было отдано на откуп частным лицам и фонду “Мээрим”? Недра и природные ископаемые — это народное достояние, и надо срочно пересматривать Закон о недрах. Думаю, после выборов президента 10 июля 2005 года новая легитимная исполнительная власть обязательно примет решения в пользу народа.
— Если сторонникам малоизвестного Барыктабасова удалось захватить “Белый дом”, то где гарантия, что другие, более известные политики не сделают то же самое, если будут не согласны с политикой и действиями нынешней власти?
— Гарантий в наше неспокойное время дать не может никто. Но я уверен, что известные политики думают не о том, чтобы захватывать власть посредством штурма “Белого дома”. Любой здравомыслящий политик прекрасно понимает, что захват “Белого дома” вовсе не означает захват власти. Легитимность власти — это всегда волеизъявление народа. Ведь если бы Акаев просто сбежал из своего белодомовского кабинета и не сбежал из страны, никто бы у него силой власть не отбирал, никто бы не осмелился посадить в тюрьму действующего президента. Он должен был выступить перед Жогорку Кенешем и там сложить полномочия. Если бы Акаев не был малодушным человеком, он бы мог выступить в Жогорку Кенеше и заявить, что по Конституции он передаст власть осенью 2005 года, отправить в отставку правительство, назначить лидера оппозиции Курманбека Бакиева премьер–министром и сохранить ситуацию в русле правового поля. В этом случае любая попытка захватить власть силой была бы равносильна государственному перевороту и преследовалась бы по закону. Акаев же просто струсил и сбежал из страны. Такая ситуация в Конституции предусмотрена не была. Почему я так подробно об этом говорю? Это к тому, что в нынешней ситуации никто из руководителей новой власти бежать от народа и тем более из страны не собирается. Поэтому любая попытка силового захвата власти будет квалифицироваться как попытка государственного переворота, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пусть все, кто думает, что можно просто захватить “Белый дом” и взять власть в стране, знают, что они глубоко ошибаются. Толпа в десять тысяч человек — это не народ. Народ скажет свое слово на выборах 10 июля 2005 года, и никто не сможет помешать ему это сделать.
— Выборы 10 июля 2005 года пройдут спокойно, без эксцессов? И что будет после выборов, не будет ли беспорядков?
— Это вопрос, волнующий многих людей. На нас смотрит весь мир и наши ближайшие соседи. С уверенностью можно сказать, что события 17 июня были агонией акаевщины и последней надеждой тех, кто хочет вернуть порядки прежнего режима. Контрреволюция не прошла и никогда не пройдет. Признаться, после состоявшегося тандема Бакиев — Кулов лично я успокоился и занялся завершением докторской диссертации по трансформированию системы пенсионного обеспечения. И многие просто расслабились. Оказалось, что опасность для революции существует и желающих взять реванш достаточно много. Нам нельзя терять бдительность. Надо удесятерить нашу активность и довести до логического конца народную революцию. Те, кто хотел взять реванш 17 июня, не желая этого, помогли революционной власти. Теперь я почти уверен, что когда простые люди поняли, что есть силы, которые хотят украсть у них надежду, порожденную революцией и что этому надо противостоять, выборы пройдут при высокой гражданской активности. Думаю, что не менее 75 % избирателей придет голосовать и 75 % голосов избирателей будет отдано за тандем Бакиев — Кулов. Надо приложить все усилия, чтобы тандем уверенно победил. И тогда ни у кого не появится желания оспаривать результаты выборов и устраивать беспорядки.
— В прессе высказывается много противоречивых мнений относительно соглашения о тандеме. И сам Кулов признал, что есть силы, желающие торпедировать это соглашение. Что вы думаете по этому поводу?
— Историческое значение тандема для сохранения целостности страны переоценить трудно. Два наших лидера приняли мудрое решение. В этом смысле не возникает никаких вопросов. Что касается текста соглашения о тандеме, то лично меня он сильно разочаровал. Даже не верится, что он готовился при участии юристов такого уровня, как Кулов, Баекова, Осмонов и Текебаев. Текст соглашения, видимо, готовился в спешке и абсолютно не логичен с правовой точки зрения. Этот документ больше смахивает на письменное соглашение о мужских гарантиях по разделу власти до и после выборов. Баекова в такой ситуации тоже была вынуждена действовать как мужик, а не как председатель Конституционного суда. А что было делать нашей “железной” эже, если вокруг идет разговор только по понятиям мужского слова. Наверное, когда речь идет о судьбе страны, не приходится вспоминать, что ты председатель Конституционного или Верховного суда. Единственно, что успокаивает, так это то, что практически все, кто подписал это соглашение, заявили, что соглашение не имеет никакой юридической силы. А это значит, что самые крутые мужские слова не могут быть выше Конституции. Но хочу еще раз подчеркнуть, что все, кто способствовал тому, чтобы тандем состоялся, сделали богоугодное дело и в прямом смысле слова спасли страну от гражданской войны.
— Пожалуйста, обозначьте конкретно противоречия соглашения?
— Если вы читали текст соглашения, то там речь идет, так сказать, об обязательствах сторон. Например, если вдруг Бакиев, уже будучи президентом страны, отправит в отставку премьер–министра, то он должен сам уйти в отставку. Это что же получается, они сиамские близнецы–братья? А если премьер–министр совершит противозаконные действия? Не дай Бог, конечно. Что тогда делать? Кивать на соглашение или смотреть в Конституцию?
Там есть еще и такое обязательство. Избранный президент обязан инициировать конституционную реформу почему–то только через парламент и передать значительную часть власти премьер–министру и парламенту. И должен это сделать в начале октября 2005 года. Такое ощущение, что авторы соглашения вообще не читали Конституцию. По ныне действующей Конституции избранный президент страны никак не сможет инициировать изменения в Конституцию в начале октября.
Кстати, соглашение о тандеме уже нарушено. Там есть пункт, согласно которому Бакиев как кандидат в президенты, должен сложить полномочия премьер–министра и и. о. президента в течение пяти дней после регистрации. Но Бакиев этого сделать никак не может. Во–первых, согласно Кодексу о выборах это положение не распространяется на президента и депутатов парламента. Во–вторых, Бакиев должен в качестве главы государства ехать на ОДКБ и Шанхайскую встречу. Ведь мы же не будем там объяснять, что, извините, у нас действует джентльменское соглашение вместо Конституции. Это смешно, нас никто не поймет. Именно поэтому другие участники соглашения деликатно молчат, потому что попали в щекотливую ситуацию.
— Разве Конституционное совещание, сформированное парламентом, не подготовило текст новой Конституции, который можно было бы внести в октябре в Жогорку Кенеш?
— В этом–то и вся проблема. Вы правильно сказали, что Конституционное совещание сформировано парламентом и суперскоростные сроки конституционной реформы также определены постановлением ЖК. Предпринимаются судорожные попытки подогнать процесс конституционной реформы и сам текст Конституции под джентльменское соглашение о разделе власти. Причем в пользу парламента и премьер–министра. Лично мне непонятны попытки лишить общественность права полноценно участвовать в процессе конституционной реформы. Хочу ответственно заявить, что это политическое трюкачество бесперспективно. После президентских выборов 10 июля 2005 года, после формирования нового правительства и системы судебной власти завершится процесс легитимизации всех ветвей власти. И только затем легитимные представители всех ветвей власти и представители гражданского общества должны сесть за стол переговоров и обсудить порядок и сроки конституционной реформы. Это должен быть полноценно представительный процесс, способный выработать добротную Конституцию будущего, которая была бы способна работать без сбоев десятки лет. Подгонять конституционный процесс, а тем более содержание Конституции под чьи–то амбиции — не государственный подход.
Безусловно, у нас будет новая Конституция. Вместе мы обязательно добьемся, что власть не будет сосредоточена в одних руках, выборы в парламент будут обязательно по партийным спискам, будут гарантированы независимость судебной власти и свобода слова. Речь идет о фундаментальных изменениях в государственном устройстве и механизмах формирования власти. Именно поэтому нельзя вопросы такого уровня решать в спешке, на скорую руку. Мы должны перестать принимать государственно важные решения по революционным понятиям. Я считаю, что если два лидера сумели создать исторический тандем, то они и после выборов сумеют направить развитие страны в нужное русло. И вместе сумеют обеспечить полноценный процесс конституционной реформы и сделать все возможное, чтобы мы сумели выработать Конституцию будущего. Очень хочется в это верить.
И еще я хочу призвать уважаемых депутатов парламента не принимать в спешке решения по Конституции. Любые изменения автоматически ведут к новым выборам в парламент. Поспешные выборы в парламент, даже по партийным спискам, страна уже не выдержит. Народ еще не пришел в себя после прошедших выборов. Ни вам, уважаемые депутаты, ни обществу в целом выборы в парламент не нужны. Общество к этому еще не готово.
— Вы хотите сказать, что после принятия новой Конституции выборов в парламент по партийным спискам не будет?
— Выборы в парламент по нормам новой Конституции должны быть обязательно. Весь вопрос в том, когда они будут. На следующий год, через год, через два года или по истечении конституционных сроков нынешнего парламента. Это зависит от нас с вами. Вопрос надо решать исходя из стратегических интересов государства и общества, а не чьего–то желания побыстрее дорваться до власти. Ведь невооруженным глазом видно, что нынешнее руководство Конституционного совещания показывает депутатам конфетку в виде перераспределения власти через парламент и в пользу парламента. Это обман зрения. Народ, поднявшийся на революцию из–за того, что выборы в парламент прошли нечестно, не даст нынешнему парламенту возможности скушать эту конфетку. Просто довыборы в парламент ни с правовой точки зрения, ни даже с чисто технической стороны вопроса невозможны. В новой Конституции будет обязательно прописана норма, что как минимум 70 депутатов должны избираться по партийным спискам, а 35 по укрупненным одномандатным округам. На сегодня у нас сформирован парламент из 75 депутатов. И что делать в этой ситуации? О каких довыборах может идти речь? Если будут выборы в парламент, то только полноценные! Поэтому не надо торопиться с выборами в парламент. Пусть работают и отрабатывают доверие избирателей. К новым выборам в парламент по партийным спискам нужно готовиться. У нас на сегодня нет ни одной общенациональной партии, которая бы пропорционально представляла все регионы страны. А нам надо иметь хотя бы две–три партии общенационального масштаба, чтобы провести полноценные партийные выборы, которые бы раз и навсегда закрыли вопрос деления страны на юг— север. Общенациональные партии из воздуха не возникают. Нужно время, чтобы они сформировались, чтобы были узнаваемыми, политически зрелыми. Чтобы могли взять ответственность за будущее страны.
— Какова судьба нынешнего парламента? Ведь вы правильно сказали, что революция во многом началась из–за несправедливых выборов в парламент.
— У нынешнего парламента удивительная судьба. Народ обвинил президента Акаева в организации несправедливых выборов в парламент и потребовал его отставки. Но вместо отставки, как вы знаете, получилось бегство из страны главы государства. Образовался опасный вакуум власти. В этой ситуации единственно легитимным источником власти оказался вновь избранный парламент. И надо отдать ему должное, они с честью выполнили свою историческую миссию по возвращению ситуации в легитимное, правовое поле.
Во–первых, нынешний парламент принял отставку Акаева и как бы узаконил его бегство. Во–вторых, выбрал своим спикером оппозиционера со стажем Омурбека Текебаева. В–третьих, нынешний парламент выбрал лидера оппозиции Курманбека Бакиева легитимным премьер–министром и согласно Конституции он стал исполнять обязанности главы государства. То есть во многом благодаря конструктивной позиции парламента нам удалось выбраться из ситуации хаоса, возникшей сразу после революции 24 марта 2005 года. И, наконец, согласно Конституции они назначили выборы президента на 10 июля 2005 года. После выборов, я уверен, ситуация во многом стабилизируется. На сегодня парламент является легитимной, полноценной ветвью власти. И я скажу больше, фундаментом стабильности, своеобразным громоотводом и важнейшим институтом демократии. Во многом благодаря высокой трибуне парламента мы живем в прозрачной стране, где голос народа, его чаяния и повседневные нужды облекаются в государственную политику. В принципе я спокоен за судьбу и потенциал нынешнего парламента, он должен спокойно доработать до конца своего конституционного срока. И потом, как бы мы ни критиковали нынешний парламент, он является зеркалом общества. Какие мы с вами, такой и парламент. Говорят же в народе, нечего на зеркало пенять, коль рожа крива. Давайте быть терпимыми хотя бы к самим себе. Мы должны знать свои недостатки и настойчиво их исправлять.
— И. о. первого вице–премьер–министра Феликс Кулов сложил свои полномочия и активно включился в выборную кампанию по поддержанию тандема Бакиев — Кулов. Ваше мнение?
— Можно только приветствовать такое решение. Это поступок государственного мужа, который свои слова решил подкрепить конкретными действиями. События 17 июня показали, что тандем надо защищать и укреплять его жизнеспособность.
Замир Осоров.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10608/