Распечатать: Выборы в Кочкорке: как это было РаспечататьОставить комментарий: Выборы в Кочкорке: как это было Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Выборы в Кочкорке: как это было Посмотреть комментарии

5 апреля 2005

"ДЕМОКРАТИЯ"

Выборы в Кочкорке: как это было

    Резкие перемены в стране… Битва за власть… Противоречивые слухи и неожиданно всплывающие подробности… Общество лихорадит. Мы («Интерньюс–Кыргызстан», газеты «МСН» и «Агым») начинаем совместный проект «Злое перо». Авторы — Динара Суймалиева и Вячеслав Гончаров.
    Двойной портрет. Разные взгляды на одни и те же события и явления. Баланс мнений.
    Два героя, два соперника (политики, чиновники, оппозиция, пресса, представители разных социальных слоев). Параллельное интервью. Просто — факты. Просто — события. Просто — мнения. Без авторских комментариев. Без идеологической цензуры и политических пристрастий. На русском языке и на кыргызском, на региональном ТВ и в эфире национального телевидения.
    Мы не настаиваем. Мы предлагаем. Выводы — за вами.
    Итак, “Выборы. Как это было”. И первыми к словесной дуэли приглашены Турдакун Усубалиев и Акылбек Жапаров, противники по Нарынскому избирательному округу N№ 33. Именно там, в Кочкорке, была перекрыта стратегическая трасса — в знак протеста после первых итогов выборов.
    О снятии с предвыборной гонки
    А. Ж.: — Я был готов к этому. Однако не к тому, что власть, в том числе судебная, так бесцеремонно обойдется и невзирая ни на какие доказательства будет принимать такие решения.
    Усубалиев — дирижер всех этих процессов?
    Т. У.: — Встречный вопрос, а есть какие–то документы? Для меня решение районного суда оказалось неожиданным.
    А. Ж.: — Только ради него вся эта вакханалия и была затеяна. И судьи, и власть отводят глаза. Он значительно поднаторел в таких вещах. И интригами, разными схемами, иногда далеко не джентльменскими, он пытается остаться у власти. К сожалению, если десять тысяч выходят на улицу — это его земляки, родственники, его же дети. Он мог бы, если честен и чист, выйти и поговорить с народом. К сожалению, у него не хватает на это смелости.
    Т. У.: — Я не занимался этим. Все сделано на основании решения райсуда. Я тоже спрашивал, почему их сняли. Ответили: они занимались подкупом избирателей. Многие на встречах со мной говорили: ну как так, товарищ Усубалиев, к нам приезжали, предлагали деньги, водку. Дают — мы берем, наливают — мы пьем. Как нам быть? Что я могу сказать? Вы сами решайте, кого вы будете выбирать.
    А. Ж.: — Они обвинили меня в том, что в роддоме я поставил телевизор. Заведующая, две санитарки специально писали на имя Верховного суда, что его не было и нет. Потом выяснилось, что кто–то от кого–то якобы слышал. Четырнадцатого числа написали, что здесь, в офисе, один получил от меня сто сомов, другой… Но четырнадцатого я был на похоронах у Аманбаева, стоял в траурном карауле. Все подтверждающие документы показал суду. Был готов доказывать свое алиби. Многие судьи прятали глаза и говорили, что должны были засудить Жапарова. Сценарий был уже разыгран…
    Роль власти в выборах и проблема «север–юг»
    А. Ж.: — Всегда считал нужным служить закону, президенту. А этого недостаточно. Оказывается, нужно прислуживать и рядом стоящим людям. Главный порок этой кампании в этом и заключается. Большинство прислуживающих теперь сами рвутся к власти. И на примере Грузии, Украины мы знаем: к власти приходят те, кто рядом с тобой, но тебя подставляют, а не те, кто тебе нормально служит. Подноготная в том, что у руля находятся не очень компетентные люди, рассматривающие все через призму юга и севера. Которые надеются, что с севера выйдет аксакал, который откроет палату, выберет им угодного спикера — и дела пойдут дальше.
    Т. У.: — Смотрите… Шесть кандидатов в округе. Жапаров увидел, что кандидат Байтереков имеет больше голосов, стал собирать на него материал. И подал в суд. Суд рассмотрел, Байтерекова сняли. Тут же Байтереков подал иск на Жапарова. Тоже подтвердилось, тоже сняли. И дальше по цепочке пошло на Болотбекова. При чем здесь власти?
    Гражданская позиция или родоплеменные законы?
    А. Ж.: — Я тоже отношусь к сарыбагышам, как и Усубалиев. Вышли не только сарыбагыши — весь племенной, родовой состав, который присутствует здесь, в Кочкорке.
    Т. У.: — Никаких племен! Это родственники тех, кто был снят. Это протест тех, кто был связан материально со снятием кандидатов.
    Кто организовал митинг на трассе?
    А. Ж.: — Какое мое участие, если в то время я бегал искал судью, который не мог мне дать мотивирующую часть, — почему он меня снял?! Судья убежал, и я был вынужден искать его с прокурором... Я не думал, что столько людей меня поддержат. Предполагал, сколько голосов могу получить в первом же туре. Но чтоб пять тысяч, побросав все, на морозе пять дней не пропускали транспорт… И стар и млад… Это еще раз доказывает, что пришла пора новых людей. Люди надеются, что кто–то будет решать проблемы этого округа.
    Т. У.: — Там же противозаконные действия! Знаете же: лошадей резали, водку раздавали, пьяных много. Ну что такое?
    А. Ж.: — В отличие от других мест, где перекрывалась дорога, ни одно стекло в машине не было разбито! Ни одного пьяного не было! Меня сильно разочаровали органы правительства и исполнительной власти. Если в течение пяти дней перекрыта трасса, ведущая в Китай, единственная, снабжающая Нарынскую область, никто (ни министр транспорта, который в ту же ночь должен был подъехать, ни его зам, который за дороги отвечает, ни премьер, ни вице–премьеры), никто не подошел! Они просто выжидали: ну пять, ну десять тысяч человек постоят ну 5, ну 10 дней — ничего страшного, потом разойдутся, им же надо чем–то заняться.
    Про побег из окна
    А. Ж.: — Абсолютно никакой реакции местных властей! Акимы и губернатор бежали через окно.
    Т. У.: — Слушай, я не слышал, как они сбежали. Я вчера разговаривал с губернатором (он тут был), что там, как. Он туда поехал! Аким здесь находится. Никто не сбежал! Они говорят: пикетчики держали четыре часа, не пускали. Это тоже беззаконие! Как это? Демократия?
    А. Ж.: — Бежали. Натурально бежали. Прямо через окно. У нас даже съемка есть.
    О Курманбеке Бакиеве и поддержке митингующих
    А. Ж.: — Он сразу сказал, что будет принципиально меня поддерживать, как и раньше. Будучи премьер–министром, он предлагал мне пост министра финансов и председателя комитета по доходам. Но, к сожалению, не все решается премьером. Он сказал: я остаюсь при том же мнении, ты если и акаевский, или бакиевский, или атамбаевский — это ничего не решает. В первую очередь мне нужны твои способности. К счастью, я ничей. И могу вечером спать спокойно и не думать: а вдруг “мой” убежит и я останусь ни с кем?
    И вообще я считаю, что в обществе количество нормальных людей, которые нормально, без грязи, делают свою работу, настолько увеличилось, что крикливым шакалам, как из мультфильма “Маугли”, становится все теснее и теснее.
    Т. У.: — Я тоже слышал: он приезжал. Как будто митингующим сказал: держитесь, мы вас поддержим и т. д.
    Митинги в Джалал–Абаде, Кочкорке, на Иссык–Куле… Это начало революции или местечковые интересы?
    Т. У.: — Какая это революция? В нашем избирательном округе всего 35 тысяч избирателей. А на дороге, где митингующие, от силы тысяча (я сам там не был). По “Азаттыку” передавали — четыре–пять тысяч. На дороге были те, кто связан со снятыми кандидатами. Других нет. Мне даже говорили, много просто зевак.
    А. Ж.: — Никаких местечковых! Эти митинги еще раз показали, что народ сплотился. Люди давно уже не те, что были в девяностых и при коммунистическом периоде. И заслуга в этом Акаева, он разбудил народ. Люди получили частную собственность на землю. Но это часть большого пути! Второй шаг –— люди должны получить действительную свободу. Ну раз ты начал это — надо доводить до логического конца.
    Оппозиционер ли Жапаров?
    А. Ж.: — Становиться оппозиционером из–за экономических реформ Акаева я не могу. А по решению таких вот вопросов, по всей видимости, все люди ему оппонируют. Осень придет — и я выберу, на кого мне работать. Я считаю, что мои мозги и количество моих сторонников не будут лишними никому. И я очень сожалею, что не буду работать на стороне Акаева, если он не уберет ряд людей (фамилии прозвучали в Верховном суде). Если эти люди не уйдут, я боюсь, это очень плохо отразится на Акаеве или на том претенденте, которого он выдвинет. Я всегда Акаева поддерживал.
    Для политика важно вовремя уйти
    Т. У.: — Почему я должен уйти? Нет, я не уйду. Я по воле судьбы, по воле народа много лет был депутатом Верховного Совета республики, а до этого — Союза. Много лет руководил страной. Я почему во всем этом участвую? Потому что есть проблемы, которые я начал решать. И в решении которых я должен принимать непосредственное участие. Потому что — поймите меня правильно, не считайте это нескромным — эти проблемы лучше меня даже в правительстве, даже депутаты, никто не знает. Поэтому я хочу все вопросы решить до конца.
    О дальнейших шагах и галочке «против всех»
    А. Ж.: — Мы постараемся сделать так, чтобы голосовали против. Если будет так, будут повторные выборы. Вновь буду баллотироваться. Нет — найдем своему знанию, своему умению другое применение. Мне в девяностом после ошских событий компартия сказала: теперь для тебя, коммуниста, комсомольского вожака, все перекрыто. Мы ушли в бизнес. И я думаю, нормально в нем стоим. Клянчить должность я пока не собираюсь.
    Т. У.: — Если проголосуют против всех? Да ничего не буду делать! Я не думаю, что так получится. Я надеюсь на справедливость народа. Я думаю, у них нет такого количества сторонников, как они хотят. Хотя до выборов предлагали — лишь бы я ушел в сторону.
    А. Ж.: — Я не собираюсь в мелкие интриги влезать. Но я думаю — на примере спартанцев, — 300 человек могут преодолеть 300 тысяч воинов. В Кыргызстане соберутся таких, как я, еще человек 300–400–600–1000. И мы будем нужны нашей республике, а не кому–то в “Белом доме”.
    P.S. Результаты 1–го тура выборов ЖК КР по Кочкорскому округу: “за” Т. Усубалиева — 26,4 процента, “против всех” — 62,78 процента. Решением суда (по иску Усубалиева) все 14691 голос “против всех” признаны недействительными.
    P.P.S. Интервью было взято за 2 дня до выборов.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9857/


Распечатать: Выборы в Кочкорке: как это было РаспечататьОставить комментарий: Выборы в Кочкорке: как это было Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Выборы в Кочкорке: как это было Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007