Сегодня у нас просто нет другого выбора
В конце прошлой недели в Бишкеке состоялось учредительное собрание «Народного движения Кыргызстана». Для участия в его работе съехались делегаты со всех областей страны — около 260 человек. За его ходом наблюдали представители ОБСЕ, ПРООН, других международных организаций, иностранные дипломатические представительства, журналисты ведущих мировых агентств, телевещания, радио и печати.
О создании этого движения было объявлено 22 сентября. В него вошло девять партий: “Асаба”, “Демократическое движение Кыргызстана”, “Кайран эл”, “Новый Кыргызстан”, “Эркин Кыргызстан”, “Эркиндик”, а также Партия коммунистов Кыргызстана, Коммунистическая и Республиканская партии. Председателем движения теперь избран депутат ЗС Жогорку Кенеша Курманбек Бакиев, который занимал пост премьер–министра с 21 декабря 2000 года до 22 мая 2002 года, его заместителями — бывший министр образования Ишенкуль Болджурова и депутаты парламента Азимбек Бекназаров и Николай Байло. Был также избран Центральный совет движения из 17 человек, в состав которого наряду с вышеперечисленными вошли Алевтина Проненко, Бектур Асанов, Виктор Черноморец, Досбол Нур уулу, Замира Сыдыкова, Радбек Эшмамбетов, Топчубек Тургуналиев, Гияз Токомбаев, Адыл Касымов. Бывший депутат парламента Усен Сыдыков избран председателем исполнительного комитета движения. В конференции приняли участие бывший спикер парламента Медеткан Шеримкулов, бывший секретарь Совета безопасности Мисир Ашыркулов, депутаты парламента И. Исаков, Б. Шерниязов, И. Масалиев, общественный деятель и публицист Дастан Сарыгулов, знаменитый кинорежиссер Болот Шамшиев, лидер неправительственного сектора Кыргызстана Толекан Исмаилова, а также делегаты из всех регионов страны.
Почти пятнадцать лет назад объединенная оппозиция Кыргызстана сумела сделать здравый выбор, благодаря чему главой Кыргызстана стал человек, принадлежащий к партийной номенклатурной обойме, но наименее запятнанный коррупцией и новый в политической среде. Победе тогдашнего Аскара Акаева радовались и северяне и южане. Вклад южан даже был более значительным, если учитывать ту роль, которую сыграли в этом выборе будущего первого президента Кыргызстана нынешний спикер ЗС ЖК Абдыганы Эркебаев, лидеры ДДК Топчубек Тургуналиев, Буркан Зулкарнаев и еще с десяток других демократов, десятидневная политическая голодовка которых завершилась уходом с поста Абсамата Масалиева.
К слову, отметим здесь же, что личность ныне покойного Абсамата Масалиева также сыграла огромную позитивную роль в том, что оказалась возможной эта мирная передача власти. И хотя многие южане, как, впрочем, и северяне, уже после отставки Масалиева укоряли его в мягкотелости, тем не менее теперь становится понятным, что этот человек, даже будучи убежденным коммунистом, все–таки был истинным демократом, заложившим в нашем обществе прецедент мирной смены власти. Напомним также, что Масалиев пришел к власти благодаря известному реформатору XX столетия Михаилу Горбачеву и, несомненно, останется в истории.
И хотя, в свою очередь, “наследник” Абсамата Масалиева нынешний президент Аскар Акаев так и не оправдал до конца надежды демократии, тем не менее мы можем радоваться тому, что у нас не было стремительного сползания к такому режиму, как в соседних государствах.
Но все течет и меняется, и вот теперь — почти пятнадцать лет спустя — перед Кыргызстаном опять стоит та же самая задача: как обеспечить мирный уход с занимаемой должности Аскара Акаева, нашего демократа–президента.
Но теперь это сделать гораздо труднее, даже если этого, как и в случае с Масалиевым, теперь желает большинство кыргызстанцев. Дело в том, что в данное время в руках у Аскара Акаева (так же, как это было и у северянина Турдакуна Усубалиева, которому принадлежит абсолютный рекорд пребывания на вершине власти — более 20 лет) сосредоточены колоссальные административные и финансовые ресурсы. Надо отметить также, что южные президенты в целом — если брать в расчет фигуры Исхака Раззакова, Абсамата Масалиева и сравнивать их с теми же самыми Аскаром Акаевым и Турдакуном Усубалиевым — выглядят гораздо менее склонными или даже почти не склонными к авторитаризму и концентрации административного ресурса вокруг своей персоны.
Вот почему кандидатура Курманбека Бакиева пользуется таким большим авторитетом в Кыргызстане. В нем будущие избиратели как бы видят продолжение той же самой надежды на демократию. В его характере много черт от Абсамата Масалиева, и часть политиков так же обвиняет его в мягкотелости и нерешительности. Мне он представляется политиком более высокого уровня.
Делать же ставки на другие кандидатуры, по крайней мере в ближайшие год–два, судя по всему, просто не имеет смысла. Даже самые близкие конкуренты Бакиева, которые светятся почти во всех рейтингах, — Мадумаров, Текебаев, Эшимканов, Акматалиев, Касиев — даже при использовании президентского административного ресурса вряд ли наберут и половину его голосов. А при соблюдении более или менее честной борьбы вышеупомянутые кандидаты и претенденты, даже если они каким–то чудом объединят все свои усилия и очки (что абсолютно нереально), вряд ли смогут обогнать Бакиева. Разумеется, за исключением опального политика Феликса Кулова, единственного достойного конкурента Бакиева. Эту истину, похоже, в республике понимают все больше и больше людей, несмотря на всю неприязнь, предубеждения и страхи, свойственные многим северянам относительно самой возможности появления президента–южанина.
У большинства кыргызстанцев, так же, как и у международных обозревателей и аналитиков, постепенно крепнет подспудное понимание того, что именно этот политик может обеспечить не только мирный переход власти в Кыргызстане, но и продолжить курс на построение открытого общества и развитие демократических реформ. В результате чего в выигрыше будут все — и Кыргызстан как возрожденный островок демократии тоже. Любой иной вариант чреват сильными потрясениями и непредсказуемыми последствиями просто в силу того, что Бакиева поддерживает примерно половина (или даже больше) потенциальных избирателей. Многие северяне не просто смирились с подобной перспективой, но и понимают, что, став президентом, Бакиев не сможет стать, по примеру своего предшественника Акаева, авторитарным лидером и “новым гарантом” Конституции. Не в силу своего характера, хотя это тоже не следует сбрасывать со счетов, а потому, что он будет окружен могущественными политическими и финансовыми лидерами и группировками севера, элитами Акаева и Усубалиева. К тому же почти никто не сомневается в том, что с приходом Бакиева начнется стремительное возрождение политической карьеры Феликса Кулова как дополнительного гаранта против возможного тяготения части южан к авторитаризму. Таким образом, в лице Бакиева мы получаем почти что идеальную кандидатуру уже ставшего для нас традиционным мягкого президента, который, несомненно, продвинется гораздо дальше Акаева в построении нормального цивилизованного общества, открывая путь к принципиально новой волне будущих лидеров Кыргызстана, которые сегодня просматриваются в крепнущем гражданском секторе.
— На сегодняшний день, — сказал Садырбек Назаров, член центрального комитета Республиканской партии и директор театра “Тунгуч”, — учреждение НДК — это самое серьезное и конструктивное предложение по объединению всех оппозиционных и просто независимых партий, движений, личностей и лидеров республики в одно целое, чтобы обеспечить широкое участие народа в предстоящих парламентских и президентских выборах.
“Предстоящие парламентские и президентские выборы, — говорится в принятой резолюции собрания, — дают нам исторический шанс преодолеть существующую социально–экономическую стагнацию и обеспечить возрождение экономики, реальное благополучие простых людей уже в ближайшем будущем. Для этого необходима мирная конституционная смена власти через проведение честных, справедливых, демократических выборов 2005 года.
Перед лицом опасности полного перерождения республики в авторитарно–олигархическое государство все конструктивные, подлинно патриотические политические партии, общественные движения и лидеры должны объединиться в один блок для консолидации всех сил. Нас пытаются обвинить в том, что мы якобы готовимся “к захвату власти путем переворота”. Это очередной обман народа. Мы заявляем о своей непоколебимой приверженности принципам демократии и хотим легитимно прийти к власти путем честных, альтернативных выборов. У нас есть право, закрепленное Конституцией, избирать и быть избранным”.
На этом собрании вопрос о выдвижении кандидата в президенты не ставился. Почти все выступающие были единодушны в том, что предстоящие выборы в парламент будут судьбоносными и в этом плане всем надо действовать сообща, по каждому из округов выставлять единого кандидата.
— Только при соблюдении этих условий и при самой активной работе наших штабов на местах, — сказал Николай Байло, — можно надеяться на то, что мы составим достойную конкуренцию партии власти “Алга, Кыргызстан!”, которая уже самым активным образом, используя свой безграничный административный ресурс и подконтрольные СМИ и телевидение, работает на местах. В противном случае, если мы не придем к единству, нам не удастся сформировать в парламенте сильное крыло, способное весомо влиять на законодательство, в том числе и на предстоящие президентские выборы.
— Члены нашей партии “Жаны Кыргызстан” в Баткенской области, — сказал в своем выступлении Досбоол Нур уулу, — фиксируют нарастающие, как снежный ком, факты неприкрытого подкупа и давления на избирателей. Уже сегодня предлагаются, а кое–где уже и выделены конкретные суммы денег в пользу тех, кто проголосует “нужным образом”. Честно говоря, мы допустили провал выборов в местные кенеши, когда власти и проправительственные партии доминировали над всеми остальными. И в результате мы столкнулись с массой нарушений и беззаконий на этих выборах. Только наше крепнущее единство может дать нашему народу реальные гарантии на его выбор и голос.
Любопытно, что выступление секретаря Коммунистической партии Кыргызстана Клары Ажыбековой также было предельно взвешенным, участники собрания и гости увидели совсем другого человека, готового примириться не только со своими конкурентами из Партии коммунистов Кыргызстана, но и с членами партии “Асаба”, исповедующими совершенно другие цели и ценности.
Участники собрания потребовали от Центрального совета НДК, чтобы в ближайшие две недели был оглашен примерный список предлагаемых кандидатов по всем 75 избирательным округам. Также по предложению Топчубека Тургуналиева собрание единодушно приняло обращение в адрес президента Кыргызстана о недопустимости давления на независимые СМИ и, в частности, на газету “МСН” и попыток обвинить ее в разжигании политической напряженности и дестабилизации в республике — только из–за того, что она не отражает точку зрения существующей власти на происходящие в стране события.
Почти одновременно с НДК в республике заявило о себе еще одно новое политическое движение “Жаны багыт” (преследующее примерно те же самые цели), возглавляемое такими лидерами, как Муратбек Иманалиев, Ташболот Балтабаев, Султан Медеров и Анвар Артыков. Так же, как и НДК, оно призывает всех граждан Кыргызстана к сплочению, и только одна небольшая деталь вызывает некоторые сомнения. В программном заявлении “Жаны багыта” говорится, что они решили объединиться не вокруг конкретной личности, а самой идеи построения процветающего Кыргызстана. Как если бы личность могла помешать этому.
НДК заявило, что оно открыто для всех (сама его внутренняя структура говорит об этом) и готово к сотрудничеству со всеми и с властью. Можно сказать с большой долей уверенности: какая бы новая партия или новое движение ни появлялись в Кыргызстане, те из них, которые на деле, а не на словах желают конституционной смены существующей власти и соблюдения законности, будут сотрудничать или даже войдут в НДК. А все остальные либо выполняют тонкий заказ существующей власти, направленный на разделение и ослабление оппозиционного движения, либо не могут перебороть свои персональные амбиции и родовые или региональные интересы. Режим Акаева просто не оставил нам другого выбора.
Замир Осоров.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/8507/