Главное — здоровье, а остальное купим
С обретением независимости экономика Кыргызской Республики оказалась в тяжелой ситуации, что резко отразилось на социальной сфере, в том числе и на здравоохранении. В условиях переориентации экономики республики на рынок резко сократилось бюджетное финансирование сектора охраны здоровья, что сказалось на ухудшении здоровья населения. Такая ситуация привела к необходимости проведения реформы отрасли, целями которой являлись улучшение эффективности использования финансовых средств и общая реорганизация существующей системы охраны здоровья для повышения качества предоставляемых медицинских услуг. Следовательно, наиболее важное направление реформ — это разработка и внедрение новой системы финансирования здравоохранения, включающей в себя новые источники финансирования и более совершенные механизмы распределения средств.
В начале 1992 года Жогорку Кенеш принял Закон Кыргызской Республики “О медицинском страховании граждан Кыргызской Республики”, целью которого было введение обязательного и добровольного медицинского страхования, организации “Касс здоровья” в каждом административно–территориальном регионе.
Считалось, что введение обязательного медицинского страхования (ОМС) граждан позволит сохранить доступность и улучшит качество медицинских услуг, а также создать приток дополнительных финансовых средств при сокращающейся доли бюджетного финансирования.
Однако введение ОМС откладывалось и окончательно начало действовать только с 1 января 1997 года. О том, как сегодня помогают выздоравливать гражданам, рассказывает начальник Управления по работе с населением и лечебно–профилактическими учреждениями Нургуль Аднаева.
Во всем мире параллельно функционируют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. В одних странах преобладает только традиционное (частное), как, например, в США, в других преобладает обязательное (Германия, в Странах Балтии, Чехии, Венгрии, Румынии и др.), где частное медицинское страхование является в основном дополнением к обязательному. В Кыргызской Республике существует обязательное и добровольное медицинское страхование. Обязательное означает, что государство возлагает на работодателя социальную защиту граждан. То есть правительство возложило бремя по выплате взносов ОМС на работодателей, а не на плечи самих работающих граждан. При медицинском страховании выплата взносов осуществляется на добровольной основе. Обязательное медицинское страхование основано на принципе солидарности, способствует максимальному охвату населения, особенно социально уязвимых слоев, и не преследует цель извлечения прибыли от своей деятельности.
В настоящее время деятельность ОМС регулируется Законом Кыргызской Республики “О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике” от 18 октября 1999 г. и другими законодательными и нормативно–правовыми актами Кыргызской Республики.
За весь период создана инфраструктура системы ОМС, представленная центральным аппаратом — Фондом ОМС при Минздраве Кыргызской Республики и 8 территориальными управлениями, функционирующими в каждой области и в Бишкеке. На сегодняшний день застрахованными по обязательному медицинскому страхованию являются:
— работающие, в отношении которых поступают взносы на обязательное медицинское страхование от работодателей;
— пенсионеры (за исключением пенсионеров Министерства внутренних дел КР, Министерства обороны КР, Службы национальной безопасности КР, Национальной гвардии КР, Службы государственной охраны, военных пенсионеров Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций КР);
— безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости населения;
— дети до 16 лет (учащиеся общеобразовательных учреждений, до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет);
— лица, занятые в сельском хозяйстве и уплачивающие взносы на обязательное медицинское страхование;
— лица, самостоятельно уплачивающие взносы на ОМС.
Постановлением правительства Кыргызской Республики от 9 марта 2000 года утверждены Правила ОМС, в которых наряду с удостоверениями социальной защиты и пенсионными удостоверениями предусмотрено введение Полиса обязательного медицинского страхования. Их выдают бесплатно застрахованным гражданам (лицам старше 15 лет до окончания школы).
Для улучшения доступности незастрахованного населения к услугам здравоохранения в соответствии с постановлением правительства Кыргызской Республики от 31 октября 2001 года с первого квартала 2002 г. в рамках пилотного эксперимента начато распространение полисов в г. Каракол, Ак–Суйском районе Иссык–Кульской области. В 2002 г. было реализовано 236 полисов, в т. ч. в Чуйской области — 84, в Иссык–Кульской — 152.
По инициативе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) для интеграции в систему здравоохранения ОМС охвачено 7 тысяч таджикских беженцев, проживающих на территории Чуйской области. Кроме того, подписан договор с УВКБ ООН о вовлечении в данную систему с 1 октября 2003 г. лиц, ищущих убежища в Кыргызской Республике: чеченцев, афганцев.
На сегодняшний день документами, подтверждающими право застрахованных граждан на получение медицинской помощи по ОМС, являются:
— удостоверения соцзащиты для работающих и официально зарегистрированных безработных граждан;
— для пенсионеров — пенсионные удостоверения, полис ОМС;
— для детей — свидетельства о рождении, полис ОМС;
— для лиц, получающих социальные пособия, — полис ОМС.
С целью совершенствования механизма социальной защиты населения в сфере оказания медицинских услуг и исполнения законодательства КР по льготам в системе здравоохранения и в соответствии с постановлением правительства КР от 9 января 2001 г. “О введении нового механизма финансирования учреждений здравоохранения Кыргызской Республики с 2001 г.” в Чуйской и Иссык–Кульской областях была начата реализация Программы государственных гарантий по обеспечению граждан медико–санитарной помощью с созданием системы “единого плательщика”, при которой в Фонде ОМС сосредоточены все источники финансирования здравоохранения на данных территориях.
Программа государственных гарантий по обеспечению граждан Кыргызской Республики медико–санитарной помощью на 2003 год (далее — Программа государственных гарантий) разработана в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в области здравоохранения, социальной защиты и государственного социального страхования населения и ежегодно утверждается правительством.
Утверждены Программа государственных гарантий на 2003 г., Положение о сооплате медикаментов, питании и отдельных видах медицинских услуг, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения, перешедшими на новые методы финансирования. Ввели Положение о специальных средствах.
Целью внедрения Программы государственных гарантий является обеспечение прав граждан Кыргызской Республики на получение медико–санитарной помощи бесплатно и на льготных условиях. Данная Программа госгарантий внедряется поэтапно по всей республике, и на сегодняшний день в рамках данной программы работают все учреждения здравоохранения республики, кроме учреждений Ошской области.
Вместе с тем внедряется система сооплаты с целью мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в сектор здравоохранения, поскольку ежегодные расходы на здравоохранение хоть и сохраняются в абсолютной сумме, но в отношении ВВП уменьшились с 3,2 процента в 1996 году до 1,9 процента в 2001 г., не покрывая потребность отрасли в финансовых ресурсах. Средства Фонда ОМС являются дополнительным источником и составляют лишь 15 процентов всех расходов здравоохранения. Уровень сооплаты дифференцируется в зависимости от профиля заболевания, наличия прав граждан на льготы и направления на госпитализацию.
В рамках реформы системы здравоохранения по усилению роли первичного звена и с целью обеспечения застрахованных граждан качественной медицинской помощью на первичном уровне приказом Министерства здравоохранения КР от 30 апреля 2001 г. внедрена Дополнительная программа ОМС по лекарственному обеспечению застрахованных граждан на первичном уровне, планируются новые разработки по родовспоможению, оказанию скорой и неотложной помощи.
Одной из основных задач Фонда ОМС является защита прав пациентов при получении медицинской помощи. Для решения этой задачи в фонде было создано управление по работе с населением и ЛПУ, рассматриваются жалобы и заявления пациентов на качество оказания медицинской и лекарственной помощи, условий их предоставления, выявляются причины, приведшие к нарушению прав пациента, проводится работа по увеличению информированности населения о правах пациента в системе ОМС по Программе госгарантий, которая осуществляется через средства массовой информации. Во всех областных территориальных управлениях Фонда ОМС и ЛПУ установлены “телефоны доверия” и программное обеспечение по созданию базы данных и обработке письменных и устных сообщений граждан. На все вопросы специалисты Фонда ОМС дают исчерпывающие ответы, каждая жалоба проверяется врачами–экспертами.
Общая информация по сооплате
С 1 июля 2003 года новые методы финансирования и сооплата вводятся в г. Бишкек, в Джалал–Абадской и Баткенской областях. Сооплата — это участие населения в частичной оплате расходов на лечение. Она придет на смену неофициальным выплатам населения в государственных медицинских учреждениях, а также обеспечит прозрачность денежных поступлений от пациентов. Кроме того, пациенты будут заранее знать, сколько им надо официально платить за тот или иной вид медицинского обслуживания.
Где будет вводиться сооплата?
— В центрах семейной медицины (ЦСМ) за определенные виды диагностических процедур и исследований;
— за медико–санитарную помощь в больницах, в том числе амбулаторно–диагностических отделениях (АДО).
Сооплата не применима в следующих случаях:
— скорая медицинская помощь, включая медикаментозное обеспечение;
— первичная медико–санитарная помощь, предоставляемая семейными врачами (профилактика, осмотр пациента, диагностика, основные виды лабораторного диагностического обследования), а также полное оказание неотложной медицинской помощи;
— консультация узких специалистов в амбулаторных условиях — в центрах семейной медицины.
Бесплатно оказывается также экстренная стационарная помощь всем жителям республики. После вывода пациента из критического состояния стационарное лечение осуществляется по правилам предоставления плановой стационарной помощи.
Что будет покрываться за счет сооплаты?
Лекарственные средства, питание и некоторые виды медицинских услуг.
Сколько будет платить каждый?
Больницы (за пролеченный случай).
Застрахованный пациент платит 30 %.
Незастрахованный пациент платит 80 %.
Льготный пациент платит 0 %.
ЦСМ (за определенные виды диагностических исследований).
Застрахованный пациент платит 50 %.
Незастрахованный пациент платит 100 %.
Льготный пациент платит 0 %.
Пациенты имеют право лечиться, внеся сооплату единожды, за исключением случаев прохождения дорогостоящих процедур в Национальном госпитале, Национальном центре кардиологии и терапии, Национальном центре хирургии, Национальном центре онкологии и Национальном центре гематологии, где может потребоваться дополнительная оплата. Уровень сооплаты будет различаться по областям, так как доходы населения в них разные.
Существующая Программа государственных гарантий выделяет две группы льготных категорий больных, освобожденных от сооплаты:
социальные категории, например, инвалиды, участники ВОВ и др.;
освобождение по конкретным медицинским показаниям, таким, как туберкулез, рак IV стадии и др.
Перечень освобожденных категорий имеется во всех медицинских учреждениях.
Преимущества системы сооплаты
1. Сократится неопределенность пациента относительно обязательства платить.
2. Повысится прозрачность замены структуры неофициальной оплаты регулируемым планом внесения оплаты.
3. Улучшатся доступность и качество медицинских услуг, включая доступность качественных медикаментов по сниженным ценам.
Источники информации по сооплате:
Фонд ОМС 66–05–29
Бишкек 66–31–43
Чуй 66–40–63
Ош 7–16–34(032 22)
Иссык–Куль 5–67–27(0 39 22)
Джалал–Абад 5–31–82 (0 37 22)
Талас 5–24–84(0 34 22)
Баткен 2–35–99(0 32 54)
Нарын 2–36–91(0 35 22)
КОМУ ПЛАТИТЬ: ВРАЧУ ИЛИ В КАССУ?
Существует ли тариф на определенные операции (хирургические, травматологические)?
Согласно Программе государственных гарантий по обеспечению граждан КР медико–санитарной помощью на 2003 год, установлен дифференцированный размер сооплаты за медикаменты, питание и отдельные виды медицинских услуг, предоставляемых сверх Программы государственных гарантий, по регионам республики, зависящий также от профиля заболевания.
1. При госпитализации в стационар при наличии направления ГСВ, ЦСМ и АДО:
а) для лиц, получающих социальные пособия и одиноко проживающих и малоимущих пенсионеров, получающих пенсию в размере до 700 сомов:
— при заболеваниях терапевтического профиля — 190 сомов;
— при заболеваниях хирургического профиля — 250 сомов;
б) для граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию:
— при заболеваниях терапевтического профиля — 690 сомов;
— при заболеваниях хирургического профиля — 900 сомов;
в) для незастрахованных граждан:
— при заболеваниях терапевтического профиля — 1010 сомов;
— при заболеваниях хирургического профиля — 1310 сомов.
2. Размеры сооплаты при госпитализации в НГ, НЦКиТ, НХЦ, Национальный центр онкологии, Научный центр гематологии при наличии направления ГСВ, ЦСМ, АДО:
а) для граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию:
— при заболеваниях терапевтического профиля — 830 сомов;
— при заболеваниях хирургического профиля — 1080 сомов;
б) для незастрахованных граждан:
— при заболеваниях терапевтического профиля — 1150 сомов;
— при заболеваниях хирургического профиля — 1500 сомов.
Все размеры сооплаты имеются в этих лечебных заведениях. Платить нужно в кассу по выписанному талону на сооплату.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/5297/