Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 декабря 2011 | ПОЛИТИКА |
Как депутаты примеряют министерстваВся нынешняя неделя прошла под знаком представлений членов кабинета министров в их теперь уже родных ведомствах. По такому случаю приподнято-возбужденное настроение царило во всех четырех фракциях, добившихся руководящих постов в структуре правительства для своих партийцев. Метаморфозы оппозиции Лишь в поредевших рядах оппозиционеров не чувствовалось праздника. Камчибек Ташиев и его команда, как и положено оппонентам большинства, немного покочевряжившись, потянув время, затем удивительно легко, единогласно проголосовали за нового премьера, его экономическую программу и структуру правительства, где нашлось место лишь одному сладкоголосому атажуртовцу. Безвредный, неконфликтный, к тому же жизнерадостный Ибрагим Жунусов явно пришелся ко двору. Во-первых, доселе никому не мешал, не донимал вышестоящее руководство жалобами, что культура, финансируемая из бюджета по остаточному принципу, держится на энтузиазме и честном слове. Во-вторых, никто не упрекнет коалицию, что все лакомые куски пирога под названием “экономика” прибрала себе, не поделившись с меньшинством. В кабинете министров много новых лиц. Заботливая пресс-служба правительства уже успела разослать СМИ фото каждого. Но, пожалуй, начать разглядывать галерею портретов министров более пристально стоит с главного дирижера партийно-коалиционного оркестра. Портрет на фоне правительства Омурбек Бабанов победил уверенно, если не считать, что этот сценарий был обговорен, обдуман, просчитан вместе с президентом Алмазбеком Атамбаевым задолго до процедуры голосования в парламенте. Надо отдать должное человеку, сумевшему реализовать свои честолюбивые планы. Нам стоит только надеяться, чтобы он, как бизнесмен по натуре и складу ума, не слишком увлекался модным нынче государственно-частным партнерством. Не поставил на службу своим коммерческим интересам (а они у Бабанова есть, да еще какие!) все госструктуры. Да что там ведомства, всю республику. Мы ведь такой конфликт интересов уже не раз наблюдали, и каждый раз это заканчивалось трагедией. Для страны, для людей. Кстати, кандидатская программа Бабанова озаглавлена “Стабильность и достойная жизнь”. Некоторые эксперты, возможно, те, кто участвовал в ее подготовке, для самопиара заявили, что документ очень серьезный, крепко скроенный. Не сказали главного — реален он или нет? Можно его реализовать, чтобы каждый из нашего поколения дожил до стабильности в стране, не говоря уже о достойной жизни? Заметим, что на нашем веку подобных программ и обещаний была масса. Народ обманывали, а он все равно хотел верить в лучшее. Вот и сейчас надежда теплится в душе. Сразу после избрания на пост премьер-министра Бабанов назвал свое правительство “антикризисным”. Он в этом не оригинален. Почти все его предшественники предпочитали так называть кабмин. То ли для собственной значимости, то ли для оправдания своего провального правления. Заметим лишь, что это удобная отмазка против упреков. Всегда можно сказать: “А чего вы ожидали? Мы возглавляли страну в разгар кризиса!” Прилагательное “антикризисный” к бабановскому правительству никак не подходит. Страна давно живет в кризисе. Мы, можно сказать, из него и не выходили. Это нормальное состояние нашей экономики. Вот почему Кыргызстан и не пострадал особо от глобального кризиса, как большинство благополучных стран. Потому что мы сами того не подозреваем, что давно привиты от экономических эксцессов и стрессов. Что нам внешние шоки и вызовы, когда внутренние угрозы страшнее любых из них. Омурбек и его команда А теперь посмотрим, кто пришел в исполнительную власть. Первым вице-премьером стал Аалы Карашев, которого рекомендовал президент Алмазбек Атамбаев. Поэтому это номенклатура СДПК. По всей видимости, не случайно на него пал выбор. Карашев опытный аппаратчик, работавший на разных должностях. Он услужлив, исполнителен, гибок — сработается с любым шефом. Из этого можно предположить, что первый вице-премьер (а человек на этой должности, как правило, в правительстве курировал экономический блок вопросов), будет заглядывать в рот Бабанову и делать все, что ему велят. Сомнительно, что Карашев будет так же свободен в своих действиях, как Бабанов при премьерстве Атамбаева. Хотя у нас считается, что кто тебя назначил, тот и хозяин. Может, Карашев — это глаз Атамбаева в правительстве? Вице-премьер по экономике и инвестициям — старый знакомый Джоомарт Оторбаев. Засиделся, видимо, он в комфортном Лондоне, заскучал. Захотелось адреналина. Теперь этого будет с лихвой в его кабинетной работе, даже к гадалке не надо ходить. Особенно, если ему не удастся привлечь новых кредитов и инвестиций в страну. Это в бытность Оторбаева вице-премьером при акаевском режиме Кыргызстан называли второй Швейцарией. Сегодня никто не льстит подобным сравнением, и удобрять так запросто нашу демократию долларами не собирается. Тем более что вторая волна мирового кризиса набирает силу. Напрасно упрекали некоторые НПО нынешние власти гендерным дисбалансом. До равновесия, конечно, далеко, но и женщин не забыли, разбавили партийными соратницами мужской коллектив высших чинов исполнительной власти. По традиции место вице-премьера по социальным вопросам досталось представительнице прекрасной половины фракции “Ар-Намыс” — Гульнаре Асымбековой. Ей предстоит осваиваться в новой роли куратора социальной сферы. Министром здравоохранения стала ее подруга из СДПК Динара Сагынбаева, которой будет очень нелегко. Весь год ее ведомство лидировало по количеству громких скандалов и разоблачений. Расклад сил Неожиданная замена в министерстве экономики и антимонопольной политики. Казалось, Учкун Ташбаев наиболее вероятная кандидатура, которая останется у руля, так уверенно он держался на трибуне. Однако фортуна переменчива — его место занял Темир Сариев, делегированный от СДПК. Он повторяет путь Акылбека Жапарова, который в свое время переехал из Минфина в Минэкономразвития. То же самое сейчас происходит и в карьере лидера партии “Ак-Шумкар”. По большому счету, Минэкономики — это структура, которая больше всех изводила бумагу на всякого рода программы, анализы, проекты, не нужные никому, кроме авторов. К их прогнозам особо не прислушивались ни в Минфине, ни в Нацбанке, где больше полагались на своих экспертов. Так было не только при последнем министре, но и при других его предшественниках. Возможно, Темиру Сариеву удастся это ведомство поставить на службу экономике. Что касается Учкуна Ташбаева, можно с уверенностью сказать, что человек не останется без работы. Он показал себя как мастер по составлению программ и проектов. Если в правительстве не оценят по достоинству и не подберут место поприличнее, то уж международные организации обязательно позовут. Там такие кадры нужны. Это проверено опытом, целая гвардия высокопоставленных чиновников сегодня трудится в различных проектах национальными координаторами, советниками, страновыми консультантами. При своих остались глава МВД Зарылбек Рысалиев, министр образования и науки Канатбек Садыков, его коллега по молодежной политике, труду и занятости Алиясбек Алымкулов, энергетики — Аскар Шадиев, МИД — Руслан Казакбаев. Самые ключевые посты в правительстве взяли социал-демократы и республиканцы. Выгадали и атамекеновцы. Их трофеи: одно вице-премьерское кресло, Минюст, Минтранс, Минсоцразвития. Фракция Феликса Кулова довольствовалась тремя министерскими портфелями, самое значительное из которых — минфиновское. Как все и предсказывали, его обладателем стал Акылбек Жапаров. За каких-то два года в жизни этого человека произошли удивительные метаморфозы. Битый и оплеванный толпой на площади в Таласе он чудом оттуда унес ноги , чтобы уже через полгода баллотироваться в Жогорку Кенеш и вновь обрести былую самоуверенность, завидное красноречие и выживаемость в любых условиях. Минфином когда-то Жапаров уже руководил, и, по признанию многих финансистов, весьма неплохо. Главный вопрос: сумеет ли он сработаться с Бабановым? Хватит ли у него воли и смелости отстаивать свою точку зрения на проведение денежно-кредитной, фискальной политики? Гадания на кофейной гуще Итак, какое развитие событий нас ждет? Можно предположить, если министерство возглавил умный человек, то он к себе в замы и помощники возьмет крепких профессионалов из числа бывших управленцев. Не секрет, что министров делает его окружение. Если же руководителем стал человек ограниченный, он будет свою команду формировать из друзей, родственников, земляков и партийцев на худой конец. Это более привычный для нашей страны сценарий. В таком случае перемен к лучшему ждать не придется. Станет только хуже. После новогодних каникул раздача слонов продолжится. Вакантными пока остаются руководящие должности в восьми службах. Но каких! Два фискальных ведомства явно хотела бы прибрать к себе любая из фракций. Интересно, как их разделят СДПК и “Республика”? Потому что вряд ли они отдадут контроль за фискальными структурами. Весьма привлекательна в смысле доходности и государственная регистрационная служба. В этих трех ведомствах водятся “живые” деньги, тем они и ценны для ведущих партий. Но и оставшимися креслами фракции не побрезгуют. Вовсю идет торг за две Госинспекции, три фонда, Гендирекцию по восстановлению юга. Есть еще четыре агентства, среди которых расформированное Минприроды. Можно только вообразить, какая за него идет скрытая борьба. Говорят, что управлять ресурсами и недрами страны давно грезит атамекеновец Райкан Тологонов, который возглавлял крестовый поход против бывшего спикера ЖК Ахматбека Келдибекова. Посмотрим, имеют ли слухи реальную почву. Ждать осталось недолго. Сами себе шоки Правительство Бабанова еще полностью не сформировано, а некоторые эксперты, как в тотализатор, делают ставки на то, сколь долго оно продержится у руля. Самое зыбкое положение у Аскара Шадиева. Если энергетику будет лихорадить и дальше, ему не поздоровится. И даже партия ему не поможет усидеть в кресле. Стоит помнить, что люди, которым, в конце концов, осточертеет сидеть в темноте и холоде, способны в своем праведном гневе смести все. А сегодня веерные отключения при полной заполняемости водой Токтогулки — главный раздражитель. Тут еще раздаются робкие голоса о необходимости поэтапного повышения тарифов на электроэнергию… Вторая большая проблема — дефицит бюджета. Если поток льготных кредитов не увеличится, то как выполнять социальные обязательства, из чего выплачивать проценты по внешнему долгу? И то и другое — святое. Бабанову нужно будет пойти на непопулярные меры. Не только сокращать численность чиновников, но и урезать расходы на содержание госаппарата, ввести режим жесткой экономии. Однако это не в планах тех, кто так рвался в кабинет министров. При этом правительство Бабанова должно параллельно увеличивать доходную часть бюджета за счет поступления налогов. А оно невозможно без усиления давления на бизнес, причем легальный. Мы ведь знаем, что сокрытием денег занимаются как раз таки люди, облаченные властью. Захотят ли законопослушные коммерсанты, чтобы их доили с удвоенной силой, в то время как теневики будут жировать? Отсюда вывод: от того, как будут решены эти проблемы в новом году, зависит судьба правительства. Понимают ли это новоявленные министры, которым выпала роль кризис-менеджеров? И это очень скоро станет ясно всем. Лариса ЛИ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36723/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007