Распечатать: Людские судьбы на разломе истории РаспечататьОставить комментарий: Людские судьбы на разломе истории Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Людские судьбы на разломе истории Посмотреть комментарии

24 февраля 2011

КРИМИНАЛ

Людские судьбы на разломе истории

В Военном суде Бишкекского гарнизона оглашен приговор по делу о гибели двух курсантов Военного института.

    "МСН" уже сообщала, что 5 ноября 2010 года при проведении показательных стрельб в учебном центре Министерства обороны "Ала-Тоо" от огнестрельных ранений погибли двое курсантов Военного института. Еще двое получили ранения средней и тяжелой степени.

    Произошло это потому, что до проведения стрельб надлежащим образом не был закреплен крупнокалиберный пулемет "Утес", который опрокинулся, а очередь ударила по строю курсантов из 4-го взвода. Часть из них упали, часть разбежались. Фельдшер, прибывший на полигон вместе с курсантами, оказал пострадавшим первую медицинскую помощь. Затем их на "КамАЗе" увезли в военный госпиталь.

    Расследование проводила Военная прокуратура. Обвинения в гибели курсантов были предъявлены четверым преподавателям Военного института - начальнику кафедры тактической подготовки полковнику Эсену Турдубаеву, начальнику кафедры огневой подготовки полковнику Доолоту Мукашеву, преподавателям кафедры тактической подготовки Улану Бейшебаеву и Асанжану Буланову. Первым троим инкриминировались халатность и превышение должностных полномочий. А Буланову - нарушение правил обращения с оружием, повлекшее по неосторожности гибель двух или более лиц, поскольку именно он производил показательные стрельбы из "Утеса".

    Процесс вел судья Марлен Тентемишев. Первое заседание прошло 3 февраля. Первым дал показания бывший начальник Военного института Аскар Джапаров. После инцидента с курсантами он был снят с должности и сейчас находится в распоряжении кадров Министерства обороны.

    Генерал сообщил суду, что по его приказу был назначен недельный полевой выход первокурсников на полигон "Ала-Тоо". Руководителем полевого выхода был назначен полковник Турдубаев, старшим руководителем по огневой подготовке - полковник Мукашев. В учебном плане первокурсников не предусматривались показательные стрельбы из пулемета "Утес". Но в связи со сложившейся обстановкой в стране курсантов стали распределять на БТР для патрулирования (штатное вооружение пулемет "Утес"), и они должны были знать, как работает вооружение бронетранспортера.

    В ходе дальнейшего судебного допроса генерала выяснилось, что по инструкции стрельбы необходимо показывать каждому взводу отдельно. Но в момент трагедии на огневой точке оказалась вся рота. Кроме того, на стрельбах отсутствовал их руководитель - полковник Мукашев. Суд установил, что он покинул полигон, назначив вместо себя преподавателя Улана Бейшебаева, фамилии которого даже не было в приказе о полевом выходе. Почему такое произошло, генерал не смог дать суду внятного ответа.

    Каков уровень профессиональной подготовки у наших спецов, показал и допрос другого свидетеля - бывшего командира роты, 25-летнего А. Джамакеева. Он сообщил, что 5 ноября построил роту, вытащил пулемет, направил его в сторону поля и снова встал в строй.

    Затем Улан Бейшебаев начал показывать материальную часть оружия, при этом он не подходил к пулемету, стоя в нескольких метрах от него. Чуть позже он спросил командира роты курсантов, умеет ли тот стрелять из пулемета. На это ротный ответил, что нет. Тогда Бейшебаев сказал, что стрельбу продемонстрирует Асанжан Буланов...

    Также при допросе ротного Джамакеева выяснилось, что он неправильно установил пулемет и не закрепил его, чтобы оружие не отбросило отдачей. Но тем не менее он доложил о готовности, а руководитель стрельб не проверил этот факт. Узнав об этом, один из адвокатов не выдержал и бросил в сердцах: "Это - бардак, а не воинское учреждение...".

    Интересный факт выяснился и при допросе офицеров и курсантов, которые стали свидетелями трагедии. Согласно этим показаниям, полковник Буланов закрыл телом пулемет, пытаясь прекратить стрельбу. При этом сломал кисть руки. В протокол также были занесены слова специалиста о том, что если бы Буланов не сделал этого, жертв могло бы быть гораздо больше.

    Полковник Буланов был единственным из всех подсудимых, который в зале суда сидел в клетке. Было видно, что он находится в крайне подавленном состоянии. И дело здесь не только в гибели курсантов, в которой он искренне винил себя сам, - в своем последнем слове он попросил прощения у родителей курсантов, сказал, что гибель парней на его совести.

    На этом же процессе он еще дополнительно обвинялся и в утере оружия во время июньских межэтнических столкновений на юге страны. 11 июня прошлого года вместе с 29 солдатами со штатным оружием он выехал колонной на трех БТР из Майлуу-Суу в Ош. Около Оша их встретила двухтысячная толпа, однако через нее военные сумели благополучно прорваться. В это время заглох один из БТР, и его пришлось взять на буксир.

    Около села Фуркат колонна уперлась в другую толпу численностью уже около 3 тысяч человек, которые перегородили дорогу железобетонными плитами и выставили впереди заслона женщин. Толпа потребовала от военных вывезти оружие из района Макаренко в Оше и обстрелять узбекскую часть села Фуркат. Полковник Буланов доложил об этих требованиях исполняющему обязанности министра обороны Исмаилу Исакову. Получил приказ провести переговоры, ждать помощи спецназа и губернатора и в крайнем случае попытаться прорваться, лишь обозначив стрельбу.

    Буланов вел переговоры 4,5 часа. В конце он уже не знал, что говорить, поскольку провокаторы постоянно "разжигали толпу", которая в конце концов полезла на броню БТР. Солдаты заперлись изнутри, а самого полковника Буланова провокаторы чем-то ударили по голове и выкинули в арык. БТР попытались сжечь, облив бензином, но до этого не дошло, потому что нашелся один умник, который знал, как с помощью лома можно открыть боковой люк. В итоге толпа вытащила из машин солдат и отобрала у них оружие. Полковник Буланов не стал отдавать приказ на оказание сопротивления. По его словам, на войне знаешь, где враг и что надо его уничтожить. Да, среди толпы находились вооруженные люди, но в ней были женщины и несовершеннолетние, отдать приказ стрелять в которых офицер не мог.

    В конечном итоге два БТР с экипажами остались в заложниках у толпы, а Буланов на третьем бронетранспортере был вынужден поехать в район Макаренко за оружием. В районе Фурката БТР обстрелял снайпер.

    Уже в самом Оше Буланов высадил тех, кто поехал с ним за оружием, на площади. И доложил о случившемся руководству. То заверило офицера, что заложники будут освобождены, и... направило полковника на новое задание. Что касается техники, то один из БТР митингующие так и не смогли завести, а на втором раскатывали по округе, пока не кончилось топливо. После этого бронетранспортер был брошен в районе села Отуз-Адыр. Впоследствии вся бронетехника была возвращена, но личное оружие утеряно.

    Так вот, во время прений гособвинение просило прекратить уголовное преследование в отношении Буланова по обвинению в утере оружия и техники во время июньских событий за правомерностью действий.

    В итоге в своем вердикте судья первым постановлением прекратил производство уголовного дела по обвинению Асанжана Буланова в халатности, приведшей к утере БТР и оружия. Основанием стало то, что у Буланова не было реальной возможности предотвратить захват техники и оружия со стороны трехтысячной группы людей, а тем более применить оружие против толпы, где находились женщины и дети. Офицер действовал по крайней необходимости, сохранив технику и личный состав.

    Другим постановлением по эпизоду гибели курсантов полковник Буланов признан виновным. Ему назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.

    Остальных подсудимых суд признал виновными в халатности и назначил им наказание в виде 4 лет лишения свободы условно каждому с испытательными сроками 2 года и лишением права занимать должности, связанные с воспитанием личного состава Минобороны, сроком на 1 год.

    Кроме того, судья вынес в адрес министра обороны частное определение, в котором указал на ненадлежащий контроль со стороны командования Военного института при проведении стрельб, а также низкую ответственность и знания ответственных лиц. Суд обратил внимание министра обороны на данные нарушения, а также на усиление контроля при проведении стрельб в частях МО.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34617/


Распечатать: Людские судьбы на разломе истории РаспечататьОставить комментарий: Людские судьбы на разломе истории Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Людские судьбы на разломе истории Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007