Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
5 февраля 2010 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Многие лета балетаВ сентябре 2002 года трагическая весть облетела мир - в автомобильной катастрофе погиб выдающийся танцовщик современности, народный артист СССР Чолпонбек Базарбаев. 4 февраля ему исполнился бы 61 год. В Кыргызском государственном академическом театре оперы и балета им. А. Малдыбаева стало доброй традицией праздновать день рождения талантливого артиста. Этот год не стал исключением. Вчера зрители смогли насладиться балетом Адольфа Адана "Жизель", в котором когда-то блистал сам Базарбаев. Душой исполненный полет Базарбаев исполнил более тридцати ведущих партий в спектаклях мировой и кыргызской балетной классики. Среди них - сложные и многоплановые образы Зигфрида ("Лебединое озеро"), Кира ("Томирис"), Петрушки ("Петрушка"), Хосе ("Кармен-сюита"), Солора ("Баядерка"), Касыма ("Материнское поле"), Конрада ("Корсар"), Нурдина ("Чолпон"), Спартака ("Спартак") и другие. Ему рукоплескали в лучших залах бывшего Советского Союза и Европы. Чолпонбек пришел в Кыргызский театр оперы и балета в 1968 году - вскоре после окончания Фрунзенского хореографического училища и годичной стажировки в Москве. - Мы познакомились, когда он был совсем юным студентом Фрунзенского музыкально-хореографического училища, куда я пришел как преподаватель, а позже выступали на одной сцене, - говорит заслуженный деятель культуры Кыргызстана, проректор по научной работе Государственного института искусств им. Бейшеналиевой Роберт Уразгильдеев. - Чолпонбек много и настойчиво репетировал. В юности он волновался, что будет маленького роста. Поэтому частенько занимался на турниках и в результате стал статным и надежным. Балеринам было комфортно с ним работать, у него были сильные и крепкие руки. Он сразу же заявил о себе как о солисте, хотя какое-то время участвовал в кордебалете. Многие до сих пор помнят творческое трио: сам Чолпонбек, его постоянная партнерша, народная артистка СССР Айсулу Токомбаева и их балетмейстер-педагог, народная артистка КР Инга Левченко. Они могли все вечера проводить в репетиционных залах, добиваясь легкости и совершенства балетных постановок. - Я бы назвал его танцовщиком героико-романтического плана. Чолпонбек обладал подлинным артистизмом, темпераментом и полетностью прыжков, - говорит Роберт Хасанович. - Он и в жизни был настоящим рыцарем, готовым помочь любому, кто нуждался в поддержке. В разные периоды Базарбаев работал председателем Союза театральных деятелей Кыргызстана, первым заместителем министра образования и культуры Кыргызской Республики, президентом Союза кыргызских обществ дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, генеральным директором Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева, занимал пост министра культуры республики... Расцвет отечественного балетного искусства связан с именем Чолпонбека Базарбаева. Талант на пуантах Сегодня ведущие балетные партии исполняет Талант Осмонов - выпускник нашего хореографического училища. Ему недавно исполнилось 24 года, больше половины из которых он посвятил балету. Молодой артист два года работал в Казахстане в театре танца Булата Аюханова. В соседнюю республику уехал, как и многие наши молодые кадры, в поисках творческого роста и финансовой поддержки. Но в начале нынешнего сезона решил вернуться на родину. - Сейчас появилось больше возможностей реализовать себя, чем два года назад, когда после окончания училища мне не оставалось ничего другого, как искать работу за рубежом. Руководство театра обещает улучшить бытовые условия и повысить зарплату, - говорит Талант. - Мои родители не имеют отношения к искусству, но бабушка настояла, чтобы меня отдали в балетную школу. Сначала я упирался, но когда стало получаться, то принял это искусство. Подростком мечтал стать великим боксером, но балет оказался сильнее. Семь бед - один балет Это миф, что балерины ничего не едят: все зависит от природной комплекции. По словам преподавателя- хореографа Розы Таировой, балерины не придерживаются специальных диет. Потому что на репетициях и так расходуется много калорий. Век балерины недолог - максимум до 40 лет, а потом творческая пенсия. Правда, многие уходят со сцены еще раньше, потому что на артистическую зарплату семью не прокормить. Например, артист балета получает всего четыре тысячи сомов, а у технических работников и того меньше. Естественно, театр обеспечивает танцовщиков пуантами. За один спектакль солистка может износить 2 пары. А вот выступать артистам приходится на обыкновенном бытовом линолеуме, да и тот появился благодаря гастролям Анастасии Волочковой в 2007 году. Тогда российская балерина отказалась выступать на деревянной сцене, опасаясь травмировать ногу. - Сегодня Кыргызский государственный академический театр оперы и балета выходит из критического состояния, молодые артисты стали возвращаться на родину, - считает главный балетмейстер Акан Нуртазин. - Нам была необходима поддержка государства: и финансовая, и моральная. Долгие годы мы оставались со своими проблемами один на один, не было денег на постановку спектаклей. В результате театр потерял многих квалифицированных балетмейстеров и артистов. Его нужно было немедленно спасать. К счастью, бразды правления взял в свои руки Болот Осмонов. Он обратился за поддержкой к главе государства. В результате мы получили около 92 миллионов сомов на обновление зрительного зала и гримерных балетного этажа. А мэрия выделила в новом году средства на увеличение зарплаты артистам и работникам театра на 100 процентов. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31088/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007