Распечатать: Шла ШОС по шоссе... РаспечататьОставить комментарий: Шла ШОС по шоссе... Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Шла ШОС по шоссе... Посмотреть комментарии

15 августа 2008

ПЕРЕКРЕСТОК

Шла ШОС по шоссе...

    Очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества пройдет в Душанбе 28 августа. По времени он совпадает с юбилеем, который остался практически незамеченным: в августе 1998 года "шанхайская пятерка" - Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан и Китай - приняла решение о расширении своей структуры. Какое место в мире занимает Шанхайский альянс сегодня? Способен ли он стать реальной силой, готовой поддержать зыбкое геополитическое равновесие?

    Толенды МАКЕЕВ, национальный координатор ШОС от КР

    Не спешите нас хоронить

    - ШОС - это уникальная организация, которая за короткий срок сумела заявить о себе как о серьезном институте межгосударственного общения. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Шанхайский альянс способен эффективно противостоять новым вызовам и угрозам как в регионе, так и в мире в целом. Уверен, что и в дальнейшем данная тенденция будет укрепляться. Вопреки мнению скептиков, ШОС развивается весьма динамично. При ее активном участии обеспечиваются мир и стабильность в регионе, углубляются политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные связи. За эти годы в рамках организации наработана достаточно солидная нормативно-правовая база, сформированы механизмы взаимодействия.

    Изначально ШОС создавалась исходя из общего для государств-членов осознания актуальных трансграничных угроз, для стабильности, безопасности и устойчивого экономического развития региона. И сегодня приятно констатировать то, что ШОС является надежным гарантом и инструментом поддержания стабильности и безопасности в регионе.

    Вместе с тем я не согласен, будто ШОС "бумажная организация". Активно идет работа в рамках механизмов советов министров обороны, внутренних и иностранных дел, встреч руководителей антинаркотических служб, а также по линии Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Работая в тесном взаимодействии с остальными членами альянса, компетентные органы Кыргызстана осуществляют практические меры по борьбе с международным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, пресекают незаконный оборот наркотиков. Есть практические результаты и в области совместного противодействия трансграничной и транснациональной организованной преступности. Так что списывать ШОС со счетов не стоит.

    В одном из своих недавних интервью генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев отмечал: "Эффективно противостоять вызовам и угрозам можно при том условии, что стабильность и безопасность в Центральной Азии должны быть обеспечены прежде всего силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных интеграционных объединений. Такой потенциал у организации есть, и она способна играть самостоятельную роль в поддержании стабильности и безопасности в зоне своей ответственности". И время показало, что ШОС вполне по силам решать поставленные перед ней задачи.

    Марат КАЗАКПАЕВ, политолог

    Один шанс на шестерых

    - Как отмечали лидеры России и Казахстана во время своей последней встречи: "ШОС самостоятельно решает проблемы, возникающие в зоне ее ответственности, и вместе с тем на равноправной основе сотрудничает со всеми внешними силами. Организация не намерена ни с кем конкурировать". От двусторонних программ безопасности и торгово-экономического сотрудничества страны ШОС интенсивно продвигаются в сторону многостороннего взаимодействия. Экономисты прогнозируют, что товарооборот между странами - участницами организации может в ближайшие годы достигнуть 70 миллиардов долларов. Конечно, это возможно в том случае, если темпы роста ведущих экономик (РФ, Китая и Казахстана) сохранятся.

    Однако главная проблема для ШОС - перевод огромной нормативной базы в практическое русло. В ее деятельности, к сожалению, остается много декларативных и пустых обещаний. Да и внутри самой организации не все гладко. Например, наша страна, как и Таджикистан, остается номинальным участником этой организации, просто голосующим за все инициативы ШОС, и не более того. Хотя изначально альянс создавался на условиях паритета.

    Так уж сложилось, что все это, при желании, конечно, самих членов ШОС, может радикально измениться. Дело в том, что 31 июля этого года Соединенные Штаты на официальном уровне признали: однополярного мира больше не существует. В частности, Штаты призвали Россию и Китай разделить с ними ответственность за мировую безопасность. Сейчас судьба дает ШОС исторический шанс заявить о себе в полной мере. Пока что Шанхайский альянс, на мой взгляд, в своей направленности практически дублирует деятельность ОДКБ. Судите сами: почти те же участники, да и цели - борьба с международным терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом... На мой взгляд, для ШОС было бы целесообразнее больше сосредоточиться на экономическом направлении - как бы в одной "упряжке" с ЕврАзЭС. То есть получилась бы новая модель постсоветской интеграции в союзе с поднимающейся экономикой КНР...

    В свою очередь, из политической составляющей ШОС можно было бы оставить проблемы пограничного урегулирования между странами - членами альянса. До сих пор в ШОС, кроме деклараций по этой проблеме, ничего практически с мертвой точки не сдвинулось. Хотя напряженность у всех стран - членов данной организации существует давно.

    Сейчас много говорят о том, что нужно создавать военную организацию ШОС. Думаю, в этом нет необходимости, ибо роль гаранта безопасности может прекрасно осуществлять ОДКБ. Что же касается интересов КНР, не входящей в ОДКБ, то в военно-политической области это государство может налаживать свои отношения в этой сфере на двусторонней и многосторонней основе со всеми странами региона и тем самым оставаться их политическим союзником.

    Акылбек САЛИЕВ, директор Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете

    Начало поиска

    - Превращать ШОС в военно-политический блок нет смысла. Но страны ШОС могли бы уже сейчас начать создавать площадку для обсуждения и решения проблем безопасности с участием тех, кто живет в регионе. Пока же о каком-то конкретном месте ШОС в мире говорить рано. С исторической точки зрения для ШОС все только начинается. На официальном уровне сегодня о ШОС говорят как об организации динамично развивающейся и как о новой международной структуре с широкими потенциальными возможностями, пока еще не реализуемыми на практике. Но на деле, кроме решения пограничных вопросов между бывшими республиками Советского Союза и КНР, альянсу сегодня и похвалиться-то нечем. Тем не менее идет последовательный поиск места ШОС в системе международных отношений, и это отрадно.

    Многое уже делается: развивается система институтов ШОС, создаются общественные структуры, более конкретными становятся решения. Однако этого явно недостаточно. ШОС сейчас сосредоточила главные усилия на борьбе против трех зол - терроризма, сепаратизма и экстремизма. А это свидетельствует о малых масштабах и низком уровне ее намерений. Складывается впечатление, что ШОС все еще опасается брать на себя ответственные региональные и глобальные задачи. Наглядным тому примером может служить позиция ШОС в отношении расширения организации. Как известно, Иран и Афганистан хотели бы стать членами Шанхайского альянса, но им отказывают в этом под предлогом неразработанности критериев и процедурных вопросов для принятия новых участников.

    Но, не вдаваясь в тему расширения ШОС, хотел бы отметить один немаловажный аспект. Пока главным объектом приложения усилий по обеспечению безопасности для альянса остается Центральная Евразия. И здесь ключевым моментом для организации, испытанием ее на способность самостоятельно решать задачи выступает Афганистан. В частности, ШОС могла бы на примере Афганистана показать свои возможности достойно решать проблемы, которые оказались не под силу Западу. Есть возможность предложить мировому сообществу свой афганский проект и реализовать его. Ссылаясь на один из главных тезисов Бишкекской декларации 2007 года: "Стабильность и безопасность в Центральной Азии могут быть обеспечены прежде всего силами государств этого региона на базе утвердившихся в нем региональных международных объединений". ШОС, как мне представляется, могла бы более активно взяться за изучение афганской проблематики. Эта работа тем более актуальна, что проблемой безопасности региона, формированием ее новой архитектуры никто предметно не занимается. НАТО и США решают здесь выгодные для себя задачи. А кто же будет заниматься формированием механизма будущей системы безопасности? Той самой, в которой страны региона будут вырабатывать свои правила проживания в мире и согласии?

    Дмитрий ОРЛОВ, корреспондент "МСН"

    Зона ответственности

    Изначально ШОС закладывалась как организация нового типа, по выражению "зубра" российской политики Евгения Примакова. Неформальные задачи, которые ставились перед ней, - изменить мир к лучшему, сделать его более справедливым, остановить нарастание опасных тенденций. Однако время показало, что ни одна из этих сверхзадач пока не выполнена. Хотя ШОС обладает особенностями, которые не свойственны другим региональным интеграционным структурам.

    Дальнейшее развитие интеграционных процессов неизбежно рождает проблемы, требующие немедленного решения. Например, соотношение многосторонних и национальных интересов. Впрочем, это всегда было и будет камнем преткновения для любого блока. Ибо одно не всегда совпадает с другим. А значит, надо активнее работать именно там, где многостороннее и национальное пересекаются. Постсоветские страны продвигаются по пути интеграции методом проб и ошибок. Эффективность ряда совместных проектов пока еще не подтверждена. Другие же, напротив, развиваются весьма последовательно и динамично...

    Вспомним Хартию ШОС. Там, в частности, зафиксировано, что решение глобальных задач в рамках организации подразумевает взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, взаимные консультации, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию. Во внешних отношениях Хартия ШОС исповедует принцип "несоюзничества", ненаправленности против кого-либо и открытости.

    Однако здесь заложена как сильная сторона пресловутой хартии, так и ее слабость. Потому что подобный подход проще декларировать, нежели реализовать на практике. Тем более в современном мире, где постоянно растет конкуренция в сфере политики и экономики, такая ситуация по-прежнему подталкивает государства, как слабые, так и сильные, к формированию блоковых систем, где главный вопрос: против кого дружить?

    Пока два наиболее "продвинутых" направления развития сотрудничества в рамках ШОС - экономика и безопасность. Опыт других интеграционных проектов показывает: стремление к сотрудничеству - дело хорошее. Но его неплохо бы подкрепить внятной идеологией взаимодействия. Любой интеграции нужны четко выраженные смыслы, но главное - желание следовать принятым решениям. Иными словами, необходимо не только декларировать, но и исполнять намеченное.

    В конечном счете реализация огромного потенциала Шанхайской организации зависит от политической воли и готовности к взаимовыгодному сотрудничеству всех стран-участниц. Без принципов паритета, что видно на опыте аналогичных интеграционных проектов в мире, реализация поставленных задач невозможна. Поэтому собственные геополитические и геоэкономические амбиции неплохо бы отодвинуть на второй план. ШОС должна работать на общее благо. В том числе и в деле соединения уникальных культур, и способствования их поступательному развитию.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24104/


Распечатать: Шла ШОС по шоссе... РаспечататьОставить комментарий: Шла ШОС по шоссе... Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Шла ШОС по шоссе... Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007