Распечатать: Тайное голосование с явным исходом РаспечататьОставить комментарий: Тайное голосование с явным исходом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тайное голосование с явным исходом Посмотреть комментарии

15 февраля 2008

«НЕБОЖИТЕЛИ»

Тайное голосование с явным исходом

    Вчера депутаты поработали на ура. Несмотря на то что в середине дня в здании парламента отключили свет, нардепы тайным голосованием утвердили-таки состав Центральной избирательной комиссии, выбрали омбудсмена и одобрили кандидатуру Светланы Сыдыковой на пост председателя Конституционного суда.

    То ли атмосфера праздника всех влюбленных так повлияла на нардепов, а может, приближение долгожданной весны, но вчерашнее заседание проходило бурно. Депутаты не стеснялись в выражениях, не обращая внимания на замечания торага, упражнялись в красноречии и обрушивали на претендентов в высокие кресла неудобные вопросы. А Алишер Мамасалиев и вовсе указал Адахану Мадумарову на его место, напомнив, что он уже месяц как сменил костюм госсека на мундир спикера. И не ему упрекать коллег в попирании идеалов фракции "Ак Жол" и неподчинении решениям парламентского тяжеловеса. Но обо всем по порядку.

    Сперва народные избранники "пытали" Светлану Сыдыкову. На пост главы КС ее кандидатуру предложил президент. Кроме того, она получила положительное заключение профильного комитета Лейлы Сыдыковой.

    Однако депутатов фракции СДПК не устроила биография кандидата.

    - Я считаю, что кадровая политика нашего президента хромает, - заявила Роза Отунбаева. - Конституционный суд - это высшая судебная инстанция, принимающая решение в масштабах республики. Надо, чтобы вердикты нашего суда соответствовали международным стандартам. Для этого Конституционный суд должен возглавлять профессионал. А Светлана Сыдыкова даже не кандидат юридических наук, я уже молчу о докторской степени. Да, у нее богатый опыт работы в судах, это надо признать. Но это еще не все. Кроме того, глава суда должен в совершенстве владеть не только государственным и официальным языками, но и иностранными языками. К сожалению, в нашем законе о конституционных судьях нет этой нормы.

    Зато есть другая. Председатель Конституционного суда обязан знать кыргызский и русский языки, причем не в объеме школьной или университетской программы.

    - Надо создать специальную лингвистическую комиссию, - посоветовал Исхак Масалиев, - чтобы кандидаты на этот серьезный пост держали экзамен на знание языков. Определять их уровень должны специалисты-филологи, а не мы, депутаты.

    - Ну почему же? - возразил Мадумаров. - Если вы задаете вопрос на кыргызском или русском языке и тот, кто стоит на трибуне, отвечает грамотно и толково, его все понимают, можно сделать вывод, что языком он владеет. Я помню, в свое время лингвистическая комиссия, к услугам которой вы взываете, определила, что вы не знаете государственный язык на должном уровне. Однако вы прекрасно говорите на нем.

    А депутат Иса Омуркулов и вовсе поставил под сомнение необходимость существования такого института, как Конституционный суд. Мол, проку мало, а содержать дорого.

    - Конституционный суд не вынес за два года ни одного решения, - заявил Омуркулов, - кроме одного, всем нам хорошо известного. Все эти годы это была не независимая ветвь власти, а орган, полностью подчиняющийся приказам сверху. Это противоречит самой доктрине о Конституционном суде.

    Но акжольцы на пару с коммунистами не дали в обиду КС и его будущего председателя.

    - Отказаться от Конституционного суда - это откат от демократии. Этот поступок явно не оценит мировое сообщество, - сказал Курманов. - Другое дело, что вся судебная система нуждается в серьезном реформировании. Так этот вопрос назрел уже давно.

    - Конституционный суд призван защищать святая святых - Конституцию, - выступила Чолпон Баекова, - а попытки отдельных депутатов и политиков дискредитировать деятельность суда, уничтожить этот институт можно расценивать как демарш против демократии. То, что в течение двух лет Конституционный суд не вынес ни одного решения, лишний раз подтверждает "компетентность" прошлого созыва, депутаты которого никак не хотели укомплектовать состав суда, дабы работать в соответствии с законом. Что касается Светланы Сыдыковой, то прошу депутатов поддержать ее кандидатуру. Она свое дело знает и языками владеет в совершенстве, это я вам как ее коллега по судейской палате заявляю.

    После этих слов депутаты одобрили кандидатуру Сыдыковой практически единогласно.

    А вот с кандидатами в члены ЦИК и с акыйкатчы было туго.

    На шесть мест в Центризбирком претендовали 19 человек вместо положенных 18. Шесть выдвиженцев от депутатов Жогорку Кенеша, шесть от общественных организаций и шесть от политических партий, не представленных в парламенте.

    При этом нардепам при выборе будущих циковцев надлежало также руководствоваться законом о пресловутом гендерном равенстве. Все кандидаты в члены ЦИК прошли утверждение в профильном комитете Курманова.

    Равно как и все претенденты на пост главного правозащитника. Благо их было всего пять. Среди них две женщины. Турсунбека Акуна на место омбудсмена рекомендовал президент. Преисполненный гордости Акун раздавал интервью журналистам задолго до голосования. Он уже видел себя в мантии омбудсмена, к тому же известно, как он мечтал об этой должности и не скрывал антипатии к ныне действующему омбудсмену. Турсунбай Бакир уулу вел себя более скромно. На вопрос, как он оценивает свои шансы, потупив глаза, отвечал - все в руках Божьих. Перед началом голосования торжественно передал ключи от своего кабинета Мадумарову. Адахан Кимсанбаевич поинтересовался, к чему сии высокие жесты, кандидат пояснил, что торага вправе передать связку будущему омбудсмену.

    А вот с претендентами на кресла членов ЦИК процедура вопросов и ответов растянулась почти на час. Причем до появления на трибуне Акылбека Сариева (бывшего члена Центризбиркома), известного своим нежным отношением ко всей оппозиции, депутаты не терзали кандидатов. Спокойно заслушивали биографии, изредка уточняли анкетные данные, но перекрестный допрос устраивать не рвались.

    Но Сариев, как только вышел к трибуне, тут же заявил, что он один из самых честных и принципиальных циковцев. Все его нутро было против решения ЦИК по Эдилю Байсалову. Его не нужно было снимать с предвыборной гонки, так как он ничего не нарушал. И вообще сумма ущерба, озвученная ранее ЦИК и принятая судом - 20 миллионов сомов, составляет всего лишь 5 миллионов. Более того, Сариев не разделяет итоги выборов в парламент и готов признать, что при подсчете голосов имели место грубые подтасовки.

    И тут Мамасалиев предложил поддержать явно опального кандидата. Мадумаров счел, что молодой нардеп пытается пойти против самой многочисленной парламентской фракции. Итог перепалке подвела Роза Отунбаева.

    - Я так понимаю, что вас вряд ли изберут в состав Центризбиркома при тех настроениях, что сейчас царят в палате, - сказала она.

    Худо-бедно, а голосование все же состоялось. Депутаты определили состав Центральной избирательной комиссии, выбрали омбудсмена.

    Им стал, как и ожидалось, Турсунбек Акун.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21809/


Распечатать: Тайное голосование с явным исходом РаспечататьОставить комментарий: Тайное голосование с явным исходом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тайное голосование с явным исходом Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007