Гангстерские войны за передел сфер влияния
Ставя точку по итогам 2006 года, к сожалению, можно сказать лишь одно — криминальные войны в истории Кыргызстана, увы, не закончились…
Ты помнишь, как все начиналось?
Относительно тихому в плане гангстерских разборок Кыргызстану с тем, что уже пережила Россия в 90-х годах прошлого века, пришлось столкнуться лишь в начале нового тысячелетия. И… заказные убийства высокопоставленных сотрудников МВД, парламентариев, крупных предпринимателей и просто бандитов в последние годы у нас тоже стали привычной нормой жизни.
Что касается “заказов” на действующих или бывших сотрудников подразделений ВД, то их убирали либо как блюстителей закона, либо потому, что они могли обладать компроматом на высокопоставленных лиц, тесно связанных с криминалитетом.
Крупные “теневики”, которые заблаговременно запаслись политрясами, попадали под прицел наемного убийцы, когда у конкурентов появлялась реальная возможность вытеснить их из бизнеса и поставить финансовые потоки под свой контроль.
Яркий пример — заказные убийства парламентариев Жыргалбека Сурабалдиева и Баямана Эркинбаева. Совершенно очевидно, что с падением режима Акаева эти крупные собственники, пробившиеся в парламент, лишились высоких покровителей и… как говорят опытные сыскари, из политиков превратились в мишень.
Конечно, многие тогда попытались придать этим заказным убийствам политическую окраску, но об этом говорить не приходится, потому как оба расстрелянных киллерами депутата не являлись какими-либо значимыми, влиятельными фигурами в политическом мире Кыргызстана. Мандаты им были нужны лишь для обеспечения собственной неприкосновенности. И подмочили они свою репутацию связями с криминальным миром.
Увы, устранение руками наемных убийц неудобных и неугодных людей стало одной из характерных особенностей жизни в Кыргызстане. Очередной тому пример — тюремный бунт, убийства депутата ЖК Тынычбека Акматбаева вместе с его двумя помощниками и начальником ГУИН Минюста.
Данные кровавые события в истории нашего государства интерпретировались тогда как сведение счетов между вором в законе Азизом Батукаевым, сумевшим создать внутри действовавшей пенитенциарной системы собственное королевство, и родным братом погибшего парламентария Рыспеком Акматбаевым, контролирующим теневой бизнес едва ли не во всей стране.
Сей криминальный беспредел стал вызывать у населения республики глубокие сомнения в дееспособности государства и власти, которые демонстрировали откровенное бессилие в вопросе наведения в стране правопорядка и обеспечения общественной безопасности.
Год 2006-й: бойня продолжается
После тюремного бунта и расстрела парламентария Т. Акматбаева тайм-аут, взятый противниками в битве за сферы влияния, продлился недолго.
Уже в начале января очередные кровавые разборки коснулись портфеля президента Национального олимпийского комитета Кыргызстана. Можно однозначно утверждать, что трагическая гибель известного не только в нашей стране, но и во всем мире спортсмена Раатбека Санатбаева не стала случайностью в цепи серийных заказных убийств.
Напомним, вечером 8 января 36-летний Раатбек Санатбаев у торгового павильона в 7-м микрорайоне Бишкека был убит выстрелом в голову. Его брат Орунбек остался жив по счастливой случайности.
Раатбек Санатбаев был одним из руководителей Центра олимпийской подготовки. Но прославился он не должностью, а блестящей спортивной карьерой. Кому же он перешел дорогу?
Поскольку известный спортсмен не имел связей с криминальным миром, его убийство можно было объяснить только лишь борьбой за председательский пост в НОК. Многие считали, что Раатбек мог реально возглавить НОК. Более того, он имел право голоса на выборах. Значит, мог кому-то мешать.
На этот пост претендовали до двух десятков человек, включая депутата парламента и крупного бизнесмена Аскара Салымбекова, тогдашнего председателя Счетной палаты Мурата Саралинова и… Рыспека Акматбаева.
Последний официально вошел в мир отечественного спорта, возглавив Федерацию фехтования. И через несколько месяцев тоже был убит. Но, безусловно, не за спортивную деятельность…
Кровь у мечети
Известного криминального авторитета, иссык-кульского Робина Гуда киллеры изрешетили пулями при выходе из мечети после намаза. Следует подчеркнуть, что Рыспек Акматбаев, помимо своего благородно-криминального реноме, в то время уже был и законным избранником в парламент, так как набрал в своем округе свыше 80 процентов голосов.
По логике депутат — авторитет в законе не должен был пользоваться любовью народа. Но, мягко говоря, своеобразное состояние общества и страны в целом, когда власть не способна остановить клановое разделение жителей отдельных областей, предотвратить сращивание криминала с государством, позволило Рыспеку не только устраивать фарс в судах, проводить массовые митинги протеста на площадях, но даже объявить своим личным врагом главу правительства.
Но, говоря о тех, кто мог быть заинтересован в его смерти, прежде всего следует упомянуть вора в законе Азиза Батукаева. Кровавая война, которую они вели на протяжении долгих лет, привела к тому, что у Батукаева в подчинении остались только зоны. Все остальные сферы отбил для себя Акматбаев.
Впрочем, был у Рыспека и еще один серьезный враг — авторитет преступного сообщества Камчибек Кольбаев. Последнего после убийства Акматбаева российские воры короновали в Москве.
Ранее Камчибек Кольбаев был долгое время ближайшим сторонником Рыспека. Но в 90-х годах их дороги разошлись. Причем настолько, что, когда в 2000-м на Акматбаева было совершено покушение, а двое его охранников-торпед убиты, обвинения в совершении этих преступлений были предъявлены Кольбаеву. Суд, признав виновным, приговорил его к 25 годам лишения свободы.
Но Камчибек срок до конца не отбыл. В феврале 2006 года он был переведен из исправительной колонии, что в селе Петровка, в колонию-поселение. И оттуда впоследствии исчез.
У Камчибека Кольбаева было достаточно причин, чтобы отомстить Рыспеку, которого он в криминальных кругах не раз называл своим кровником.
Впрочем, не беря во внимание и Камчибека Кольбаева, можно определенно говорить, что для нашей страны заказное убийство Рыспека Акматбаева выглядит весьма знаковым. И похоже, потому, что “заказали” автортета-парламентария слишком вовремя, чтобы называть расстрел у мечети просто результатом гангстерских войн. Ибо государство не должно позволять себе иметь чрезмерно самостоятельного уголовника, прорвавшегося в большую политику.
А затем в Прииссыккулье был убит родной племянник Рыспека — Нурлан Коноев. Произошло это в одном из престижных пансионатов — “Радуге”. Неизвестный подошел к своей жертве и открыл стрельбу, что называется, в упор.
Младший брат расстрелянного Нурлана, Мирлан Коноев, также заявлял, что его пытались убить. Причем милиционеры. Но это было явным преувеличением.
Очередное заказное убийство произошло 4 августа около одиннадцати часов вечера в столичном микрорайоне “Асанбай”. Там на детской площадке был расстрелян некий К. Кыдырмышев. Киллер скрылся. Раненый скончался в Национальном хирургическом центре, не приходя в сознание. Погибший также являлся активным членом преступной группировки и входил в число наиболее приближенных Рыспека Акматбаева.
Будучи министром ВД, Мурат Суталинов заявлял журналистам, что в Кыргызстане до конца 2006 года будет совершено еще не менее четырех заказных убийств. И прогнозы его оправдались.
Расстрел в преддверии
митинга оппозиции
Вечером 1 ноября, за считанные часы до обострения в стране политической ситуации, на пересечении улиц Медерова и Жукеева-Пудовкина в Бишкеке вновь загремели автоматные очереди. Главной мишенью киллеров стал уже вор в законе Камчибек Кольбаев. Неизвестные в упор расстреляли иномарку, в салоне которой сидели несколько человек.
К прибытию милиционеров всех раненых увезли в неизвестном направлении их соратники. Оперативникам пришлось искать не только стрелявших, но и самих пострадавших. Но нашли они в одной из клиник только труп Алмаза Табалдиева (водитель и охранник Камчибека Кольбаева по кличке Шрам).
Тело еще одного пассажира из расстрелянного “Мерседеса”, Жоробек уулу Болотбека, быстро забрали родственники. Этот человек за свои “заслуги” получил в криминальном мире кличку Боха Казарманский. При разделе “рыспековского наследства” в порядке ротации на воровской сходке Боху Казарманского перевели с должности теневого губернатора Нарынской области на более престижную — смотрящего по Бишкеку.
Что касается Камчибека Кольбаева, то, получив ранения в руку и ногу, от госпитализации он отказался. Оперативники объездили все больницы в столице и на территории Чуйской области, но вор в законе как сквозь землю провалился.
Поскольку в политику, следуя воровской этике, Камчи лезть вовсе не собирался, попытаться свести с ним счеты могли те, кто еще уцелел в некогда всемогущей группировке Рыспека.
Правоохранительные органы ни киллеров, ни заказчиков не нашли. Но это, похоже, удалось сделать пострадавшей стороне. Подтверждение — последовавший чуть позже расстрел очередного “Мерседеса” в Бишкеке и найденные изувеченные и сожженные трупы молодых людей, имевших отношение к разгромленной группировке Рыспека.
Последняя серия заказных убийств и разборок коснулась и юга страны. Это наводит на мысль о новом витке гангстерских войн за передел сфер влияния и собственности.
Так что ничего нового, кроме новых смертей, ушедший год не принес. Широкая общественность, увы, не получила ответов по большинству громких преступлений. Все заказные убийства, за исключением разве что экс-депутата Б. Эркинбаева, так и остались нераскрытыми. Отсутствие результатов в борьбе с организованной преступностью породило много пересудов о сращивании криминалитета с властью и… недоверие к спецслужбам, органам прокуратуры и МВД страны.
Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16738/