Распечатать: Вношу предложения РаспечататьОставить комментарий: Вношу предложения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вношу предложения Посмотреть комментарии

12 мая 2006

ПИСЬМО В НОМЕР

Вношу предложения

    В последнее время тема конституционной реформы заняла ведущее место на страницах печатных СМИ, в передачах телевидения и радио, обсуждается на различных круглых столах, форумах. Даже митинги стали проводить под лозунгом ускорения ее проведения. Отдельные политики и общественные деятели видят в конституционной реформе некую панацею, с помощью которой можно якобы разрешить все социально–экономические и политические проблемы. Во всем этом многоголосии мнений есть немало серьезных объективных предложений, направленных на совершенствование Основного закона страны. Но есть среди них и далекие от юридической науки и практики инициативы, которые размывают государственные устои и не имеют ничего общего с государственным подходом к реформированию Конституции Кыргызской Республики. Тут уж, как говорится, не дай Бог!
    Как профессиональный юрист и как человек, непосредственно участвовавший в разработке положений ныне действующей Конституции, а также проектов многих сотен законодательных актов, считаю своим долгом внести ряд предложений для рассмотрения рабочей комиссией по подготовке новой редакции Конституции Кыргызской Республики. Эти предложения основаны на детальном изучении и осмыслении Конституции 1993 года, дополнений и поправок в нее в последующие годы, с учетом опыта конституционного строительства в зарубежных странах и на основе моего многолетнего опыта законотворческой деятельности.
    Первое. Полагаю необходимым перевести работу Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на сессионную форму деятельности, как это и было установлено в редакции Конституции от 5 мая 1993 года. Почему я предлагаю данный принцип работы законодательного органа страны? Десятилетняя практика работы депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша на постоянной основе показала, что не получается депутату, не имеющему базового юридического образования и не знакомому с основами законотворческой техники, превратиться в профессионального парламентария–законотворца. Этому не способствуют существующая практика законотворческой работы в парламенте, слабая дисциплина и отсутствие желания отдельных народных избранников постигать азы разработки законодательных актов. Считаю, что для нормальной законотворческой деятельности и организации всей текущей работы Жогорку Кенеша вполне достаточно постоянно действующего немногочисленного коллегиального органа, например совета либо президиума, а также нескольких комитетов по основным направлениям законодательного процесса, члены которых работали бы на постоянной основе. Ко времени проведения очередной сессии постоянные комитеты и коллегиальный орган Жогорку Кенеша с помощью профессионального аппарата и в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти должны подготовить и отработать все необходимые проекты законов и постановлений. Задачей депутатов парламента должно стать обсуждение принципиальных положений законопроектов и принятие окончательного решения по законопроектам. Отмечу, что примерно такой же порядок работы действовал, причем успешно, в Собрании народных представителей Жогорку Кенеша в 1995–2005 годах. Уверен, что подобная форма работы однопалатного Жогорку Кенеша внесет необходимый порядок и ритмичность в деятельность депутатов, повысит их дисциплину и реальную результативность законотворческой работы. К тому же жесткий и четко расписанный график не позволит некоторым депутатам отвлекаться от основной работы, не посещать заседания парламента и, безусловно, сэкономит немало бюджетных средств. Ведь содержание одного депутата обходится налогоплательщикам более чем в 1300000 сомов ежегодно. А если их умножить на 75 депутатов, то получается довольно круглая сумма, которую можно было бы направить на увеличение размера пенсий, пособий, заработной платы учителей, врачей, работников культуры, правоохранительных органов и других бюджетников. Таким образом, за счет введения данной формы организации работы Жогорку Кенеша можно выделить из бюджета значительные средства на нужды народа.
    Второе. Предлагаю увеличить количество депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики до 150 человек, из которых оплачиваемыми будут только те депутаты, которые будут работать на постоянной основе в комитетах и совете Жогорку Кенеша (как правило, председатели комитетов и их заместители). Причем половину из этого числа следовало бы избирать по одномандатным территориальным избирательным округам, а вторую половину — по пропорциональной системе по партийным спискам. Увеличение количества депутатов Жогорку Кенеша и изменение принципов выборов позволят более широкой массе наших граждан принимать активное непосредственное участие в выдвижении своих кандидатур для выборов в законодательный орган власти. Комбинированный принцип формирования Жогорку Кенеша также позволит учитывать в законопроектной деятельности интересы территорий и их населения.
    Третье. Считаю принципиально важным ввести в проект Конституции Кыргызской Республики положение о том, что депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не обладают правом неприкосновенности и могут наравне с другими гражданами привлекаться к гражданско–правовой, административной и уголовной ответственности. Данное требование не раз звучало в ходе прошедших более года назад выборов со стороны избирателей и общественности. Присутствие в ныне действующей Конституции нормы о депутатской неприкосновенности становится, и это очевидно, одним из главных побудительных мотивов баллотироваться в парламент для тех, кто в прошлом был не в ладах с законом. Введение положения, исключающего депутатскую неприкосновенность, даст возможность профессионалам своего дела — юристам, экономистам и т. д., которым нет нужды прятаться за стеной депутатской неприкосновенности, баллотироваться в парламент и в случае поддержки избирателей целенаправленно работать над созданием необходимых нашей стране законов. И, наконец, будет реально задействован конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.
    Четвертое. Вношу также предложение исключить из текста будущей Конституции Кыргызской Республики положения, которые ограничивают права граждан быть депутатом законодательного органа власти. В частности, в ныне действующей Конституции (пункт 5 статьи 56) содержится конкретная норма, которая запрещает быть депутатами членам правительства, судьям, прокурорам, а также другим государственным служащим. Данная норма не подкрепляется какими–либо существенными доводами и нарушает права граждан, находящихся на государственной службе. К тому же практика парламентаризма зарубежных стран, причем самых демократичных (например Англии, ФРГ, Франции), дает нам немало примеров, когда государственные служащие одновременно являются депутатами парламента. Совмещение депутатского мандата с государственной службой или службой в органах местного самоуправления дает возможность принимать им плодотворное участие в работе законодательных органов, используя свой практический опыт, а также знание положения дел на тех или иных участках государственного управления (сфера экономики, права, социальная сфера, местное самоуправление). Запрет на совмещение депутатского мандата должен распространяться только на судей — из–за специфики их деятельности: при осуществлении правосудия они должны руководствоваться только Конституцией и законами и не должны быть связаны с волей (наказами) своих избирателей, политической линией какой–либо партии.
    Указанные вопросы являются принципиально важными, затрагивающими основы будущей Конституции Кыргызской Республики, а следовательно, и всего государственного устройства нашей страны. Поэтому считал бы правильным внести их на рассмотрение общенародного референдума в конце текущего года.
    Камбаралы Конгантиев, генеральный прокурор Кыргызской Республики, государственный советник юстиции 2 класса.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13936/


Распечатать: Вношу предложения РаспечататьОставить комментарий: Вношу предложения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вношу предложения Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007