Что показал митинг
Мирный митинг 29 апреля в очередной раз подтвердил справедливость давнего народного наблюдения: не так страшен черт, как его малюют. Трехнедельное ожидание грандиозного митинга и ажиотаж вокруг него оказались во много крат тревожнее, эмоциональнее и беспокойнее, чем само действо.
Не берусь судить, кто, после того как улеглись митинговые страсти, торжествовал победу, а кто переживал горечь, если и не поражения, то несбывшихся ожиданий. Впрочем, в этом ли суть?
На мой взгляд, главный вывод митинга 29 апреля состоит в том, что экзамен выдержали все его участники, и в первую очередь рядовые граждане. Кыргызстанцы наглядно показали, что их уже не так–то просто завлечь популистскими лозунгами и протестными акциями, за которыми, кроме громкой фразеологии и дежурных требований, нет серьезной программы и ясных продуманных целей.
Экзамен выдержали и организаторы митинга. Он был действительно мирный, без провокационных выпадов, агрессии и каких–либо эксцессов, без очевидных попыток нарушить мирный ход акции и спокойствие столицы.
И наконец, экзамен выдержало и руководство страны. Видимо, уроки революции 24 марта чему–то научили всех. Во–первых, власть сохраняла самообладание, уверенность и спокойствие во все предшествующие акции дни. А во–вторых, глава государства и премьер–министр продемонстрировали, что нет ничего зазорного в том, чтобы выйти к митингующим представителям ряда политических партий и НПО и нанятой ими “массовке”, выслушать их требования (пусть даже и набившие оскомину), изложить свое видение ситуации. Во всяком случае, это все же продуктивнее, чем отсиживаться за оградой “Белого дома” и делать вид, что ничего особенного не происходит.
Надо полагать, у организаторов данного мероприятия есть основания быть больше разочарованными, нежели удовлетворенными, его результатами. Ведь на их призыв выйти на улицы и главную площадь Бишкека откликнулось значительно меньше горожан, чем они ожидали и широко разафишировали ранее. Наверное, определенную роль в снижении активности бишкекчан сыграл дождь. Но только ли непогода виновата в том, что субботние шествие и митинг не собрали ожидаемых организаторами 50 тысяч человек, а главное, все это не вызвало того общественного резонанса, на который рассчитывали члены штаба?
Если оценивать акцию 29 апреля трезво и объективно, следует признать, что коэффициент полезного действия ее оказался чрезвычайно низок. Не произошло и планируемого оппонентами власти многодневного стояния митингующих в пикетах протеста. На поверхностный взгляд, всему виной тут дождь. Но если копнуть поглубже, то надо будет признать, что главная причина неудачи в том, что сегодня иной исход был попросту невозможен. Не та на дворе ситуация. В глубинных пластах широких народных масс еще не вызрело по–настоящему недовольство новым руководством страны. Конечно, за деньги можно вывести народ на улицы и площади, но заставить их идти на штурм Бастилии сложнее.
Нельзя не учитывать и того, что с жесткими требованиями к тандему Бакиев — Кулов выступает, действительно, лишь малая горстка депутатов, у которой нет широкой поддержки даже в самом парламенте. Ну не парадокс ли, не нелепость — депутаты, срывающие криками в мегафон собственные голоса в попытках заразить своим недовольством властью других. Им что, парламентской трибуны и СМИ для этого недостаточно? Судя по всему, выходит, что недостаточно. А все потому, что сегодня в Жогорку Кенеше, с одной стороны, клубок политических противоречий достаточно запутан, а с другой — для большинства парламентариев совершенно очевидны подводные течения, которые движут членами штаба и организаторами митингов. А потому это большинство отнюдь не намерено идти на поводу протестующих коллег и популистов.
Кстати, митинг 29 апреля наглядно показал, что митингующие могут кричать до хрипоты, до потери голоса. Могут изливать в мегафон все, что накипело у них на душе. Могут сколько угодно протестовать против политики, проводимой властью. Однако все это никоим образом не улучшит положения вещей, ибо ни руководство страны, ни кто–либо иной не в состоянии управлять государством с помощью многолюдных собраний.
В этом свете меня очень удивило разочарование, с каким восприняли организаторы митинга выступления президента Курманбека Бакиева и премьер–министра Феликса Кулова. А что они ожидали и что вообще можно было ожидать в тех условиях? Конструктивизма и серьезного разговора, публичного покаяния и посыпания собственной головы пеплом? Взвешенных авансов и обещаний? Как говорится, каков привет, таков и ответ.
Признаться, меня несколько озадачило и удивило предупреждение организаторов митинга о решимости вновь вывести своих сторонников на подобное мероприятие 27 мая. Каких радикальных перемен ожидают оппоненты власти за предстоящие четыре недели и с чем они выйдут на площадь на сей раз? С теми же наивными в не очень грамотном простодушии лозунгами типа “Хватит семейному управлению” или уже с криками нетерпимости “Долой власть! Долой тандем!”? Или, быть может, с очередной изрядной дозой откровенной демагогии, аналогичной той, что звучала из уст одного из активных участников митинга: “Когда мы говорим Курманбеку Бакиеву, что он назначает на должности своих братьев, то слышим в ответ, мол, мои братья умные. А мы что, дураки, что ли, народ — это разве дураки?”. Простите, но неужели это убедительные и веские доводы в серьезном разговоре, на который претендовали организаторы митинга и на который вызывали участников правящего тандема? Неужели оппоненты власти всерьез намерены завоевать симпатии гражданского общества при помощи таких аргументов?
Думаю, есть определенный резон и интерес в том, чтобы рассмотреть события, происходящие сегодня в Кыргызстане, в контексте того, что происходит в это же время на пространстве Содружества. Сокрушительная победа Александра Лукашенко на недавних президентских выборах в Беларуси, практически непререкаемый авторитет Нурсултана Назарбаева в кругу большинства избирателей Казахстана, постоянно высокий рейтинг президента России Владимира Путина свидетельствуют об одном: люди, будь то в Беларуси, Казахстане, России или где–либо еще, сыты по горло стихией площадных митингов и истерией криков, неважно “за” они или “против”. Простые граждане выступают за политику стабильности и порядка, за право и возможность спокойно трудиться и строить свое благополучие и будущее собственными руками, созидательной работой.
Сами по себе призывы лидеров политических партий и НПО к кыргызстанцам очнуться от спячки, освободиться от бездействия и апатии не могут заслуживать ни одобрения, ни порицания. Все дело в том, к чему призывают глашатаи — очнуться от спячки ради созидательной работы или для бунта, бессмысленного и беспощадного?
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13847/