Свершилась революция
Правда о 24 марта 2005 года
После распада Советского Союза появился шанс для восстановления утраченной государственности кыргызского народа. Человек, оказавшийся в этот исторический момент во главе государства, проявив мудрость в определении политического ориентира развития страны, не смог, однако, поставить заслон негативным явлениям, способствовавшим процветанию коррупции, безработицы, бедности, преступности, и после 14–летнего неумелого правления он 24 марта 2005 года сбежал из страны.
Этот день трактуется сегодня по–разному. Одни считают его государственным переворотом, другие — захватом власти, третьи — народной революцией, а сбежавший президент — антиконституционным переворотом. Так ли это на самом деле? Ведь в государственных, антиконституционных переворотах, как правило, присутствуют тайный сговор, насильственные действия.
Для понимания истины давайте обратимся к фактам.
1. Приближалась дата выборов в парламент республики. Все помнят, что на прошлых парламентских выборах власть вела себя отвратительно. Кулову, Сыдыкову, Досбол Нур уулу, которые с явным преимуществом выиграли у своих соперников, власть не позволила получить депутатские мандаты. Несогласного Кулова она упрятала в тюрьму по обвинениям прошлых дел. В преддверии новых выборов всплыла информация, что власть вновь составляет списки желательных и нежелательных кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша. Поэтому близкий президенту человек, секретарь Совета безопасности М. Ашыркулов, переговорив с некоторыми либерально–оппозиционными политиками, создал Гражданский союз “За честные выборы”. За это его тут же освободили от занимаемой должности.
Такая реакция власти подтолкнула оппозицию к объединению. Образовались политические блоки “Атажурт”, “Народное движение Кыргызстана” с целью содействия в проведении честных, справедливых выборов. Власть отказалась вступить с ними в диалог.
2. Началась регистрация кандидатов. Власть не допустила к выборам бывших послов страны. Подошел агитационный период. Власть учинила мыслимые и немыслимые препятствия кандидатам, не входящим в ее списки. Начался второй тур выборов. Власть правдами и неправдами протащила в депутаты лояльных кандидатов. Из–за таких грубых нарушений избирательных прав людей в разных частях республики стали образовываться протестные акции. Власть это проигнорировала.
3. После завершения выборов оппозиция обратилась с требованием отменить результаты выборов в тех избирательных округах, где были документально зафиксированы факты ее вмешательства в выборный процесс. Власть не согласилась. Это привело к сплочению недовольных результатами выборов людей и созданию Координационного совета оппозиционных сил. В результате было принято решение начать 24 марта в Бишкеке широкомасшатбную акцию протеста против произвола власти.
4. Члены Координационного совета А. Бекназаров и ваш покорный слуга приняли 23 марта участие во встрече, созванной представителями бизнес–элиты, и проинформировали депутатов старого и нового парламента, руководителей НПО и политических партий о планах оппозиции на 24 марта. Собрание делегировало на встречу с президентом
А. Акаевым пятерых участников для объяснения ему позиции Координационного совета. Президент их не принял.
Оппозиция до последнего дня искала диалог с властью. Приведенные выше факты свидетельствуют об отсутствии какого–либо тайного сговора в ее действиях. Если не кривить душой, то невозможно прилепить к происшедшему 24 марта 2005 года политическому событию ярлык государственного или антиконституционного переворота. К нему также не подходит термин “захват власти”. В тот день, когда мирные пикетчики заняли центральную площадь, началась камневая атака так называемых “белокепочников”, которая, естественно, вызвала ответную реакцию протестующих. Когда стало известно, что президент в этот момент сбежал из Дома правительства, тут же испарились “белокепочники”, отошли представители силовых структур, а из “Белого дома” стали выбегать сотрудники аппарата правительства и администрации президента. Народ, выступивший против гниющего от коррупции режима, взял на себя ответственность и занял опустевшие кабинеты “Белого дома” в целях охраны их от возможного мародерства. Благодаря этим действиям удалось меньше чем за неделю залечить все повреждения “Белого дома”, ликвидировать вакуум власти в стране, вернув сотрудников на рабочие места. Кстати, К. Бакиев вошел в “Белый дом” вместе с ними, имея на руках решения Конституционного суда и парламента. Где тут захват? Охрана опустевшего офиса президента после побега того из страны не может квалифицироваться как захват власти.
24 марта 2005 года произошла действительно народная революция. Почему? Экс–президент не смог повернуть развитие страны в позитивное русло из–за вмешательства членов своей семьи в коррупционные, государственные и негосударственные дела. По сведениям Генеральной прокуратуры, в отношении членов его семьи сегодня возбуждено более 60 уголовных дел, в том числе 28 только по деятельности супруги. Акаев прекрасно знал о безобразиях членов своей семьи, но он не смог их приструнить. Поэтому в целях их защиты от уголовной ответственности он предпринял в 2005 году попытку сохранить свою власть путем изменения норм Конституции о сроках избрания президента. Чтобы очистить Акаеву дорогу, административная и судебная власти стали препятствовать допуску к выборам видных людей республики, создавать преграды серьезным политическим оппонентам власти, а подконтрольные президенту газеты, радио, телевидение — шельмовать действия неугодных власти людей. Такая несправедливость вызвала бурное возмущение народа в разных частях страны.
Произвол и беззаконие, продемонстрированные властями во время парламентских выборов, сплотили оппозицию и подтолкнули к организации 24 марта широкомасштабной протестной акции в Бишкеке. Увидев из окна своего кабинета огромную массу занявших центральную площадь людей, Акаев испугался и ударился в бега. Поэтому невозможно навесить на эту народную революцию ярлык государственного, антиконституционного переворота или захвата власти, так как оппозиция не занималась тайным сговором, а протестующие — насильственными действиями. Власть сама сбежала, вот и вся правда о кыргызской революции.
Следует подчеркнуть, что мы тогда сильно рисковали. Могло произойти всякое, в том числе нечто несовместимое с жизнью. Конечно, глупо призывать людей гибнуть за спасение родины от коррупции, уничтожающей будущее страны. Но мы призывали людей защитить будущее родины. Защищать будущее означало не бояться умереть за него.
Мы рады, что этот наш призыв нашел тогда отклик в сердцах тысяч и тысяч людей. Они выступили вместе с нами против несправедливости. Борьба за справедливость подняла имидж кыргызского народа на международной арене. Теперь нам надо поднять имидж нашего государства, проявляя дух патриотизма, как 24 марта 2005 года. Для этого есть все условия. Искренне рад, что сегодня отмечаем это событие как праздник. Поздравляю всех с Великим Днем! Пусть хранит нас Бог!
Мамбетжунус Абылов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики
в Турции.
Фото Владимира Воронина.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/13339/