Страсти по прокурору. Часть первая?
Отставка генерального прокурора Кыргызстана Азимбека Бекназарова вызвала в стране большой общественный резонанс.
Бурные дебаты по этому поводу проходили вчера весь день не только на кухнях, автобусных остановках, за базарными прилавками, но и в самой Генпрокуратуре, в парламенте, в “Белом доме”.
Предшествовали громкой отставке следующие события. 19 сентября во второй половине дня пресс–секретарь Генпрокуратуры КР Алмаз Дырылдаев известил представителей СМИ, что утром 20 сентября Азимбек Бекназаров даст пресс–конференцию в здании Генпрокуратуры и сделает ряд очень важных заявлений.
К тому времени в прессу уже просочилась информация, что заказное убийство карасуйского предпринимателя Абдалима Жунусова и его водителя практически раскрыто. Именно с этими убийствами и массовыми беспорядками в Оше и Кара–Суу был связан шквал критики, которую некоторые СМИ обрушили на генпрокурора. Журналисты не исключали, что как раз по этому поводу и намерен выступить перед общественностью Азимбек Бекназаров. Но…
Вместо этого прошло другое мероприятие — утром секретарь Совета безопасности Мирослав Ниязов представил коллективу Генеральной прокуратуры нового генпрокурора, точнее, исполняющего его обязанности Бусурманкула Табалдиева, ранее занимавшего должность заведующего отделом по делам обороны и безопасности администрации президента КР.
Здесь нужно отметить, что еще вечером 19 сентября в некоторые местные СМИ успел попасть и был опубликован указ президента Кыргызстана Курманбека Бакиева. Согласно этому документу, без указания причин генеральный прокурор страны Азимбек Бекназаров освобождался от должности.
Официально причины все же были озвучены вечером того же дня членами комиссии по выяснению причин кризиса в городе Кара–Суу — завотделом по делам обороны и безопасности администрации президента КР Бусурманкулом Табалдиевым, первым заместителем председателя СНБ Абдижалилем Джамаловым, первым заместителем министра ВД Шеркозиджаном Мирзакаримовым, первым заместителем генпрокурора Джумадилом Макешовым. Они сообщили журналистам, что Азимбека Бекназарова освободили от должности из–за грубых нарушений УПК Кыргызстана и использования своего служебного положения, приведших к дестабилизации обстановки в Кара–Сууйском районе и двойному убийству.
Сама же комиссия была создана по распоряжению главы администрации президента Усена Сыдыкова. Она пришла к заключению, что причиной волнений в Кара–Сууйском районе является не только передел собственности, но и недовольство расследованием уголовных дел по фактам массовых беспорядков около гостиницы “Алай”, когда в результате применения огнестрельного оружия пострадали 12 человек.
Тогда, по словам Бусурманкула Табалдиева, в собравшихся людей около гостиницы стреляли в упор и на поражение сторонники депутата Жогорку Кенеша Баямана Эркинбаева. По видеоматериалам эти лица были установлены. Четверо уже предстали перед судом, но самые активные, которые стреляли на поражение, скрылись. Это Айбек Чомоев и Сапарали Аканов.
Как отметил Бусурманкул Табалдиев, они через своего адвоката явились в Генпрокуратуру с повинной. Затем их переправили в Ош. Там по настоянию генпрокуратуры ошский прокурор изменил им содержание под стражей на подписку о невыезде. Впоследствии они скрылись и совершили новое преступление.
В частности, Бусурманкул Табалдиев подчеркнул, что С.Аканов является активным участником убийства предпринимателя Абдалима Жунусова и его водителя. Все это и послужило причиной массовых беспорядков в Кара–Суу. Многие карасуйцы, а затем уже и комиссия напрямую обвинили Азимбека Бекназарова в пристрастном отношении к расследованию указанных уголовных дел.
Разъясняли свою позицию члены комиссии кыргызстанцам в прямом эфире на Национальном телевидении, повторяем, вечером 19 сентября. Но тем не менее утром 20–го журналисты продолжали терпеливо ждать заявленную пресс–конференцию теперь уже экс–генпрокурора на улице. Спустя некоторое время к ним вышел пресс–секретарь Генпрокуратуры Алмаз Дырылдаев и передал письменное заявление Азимбека Бекназарова, подписанное 19 сентября.
В документе подчеркивалось, что после революции и смены политического режима органы прокуратуры заняли активную позицию по выявлению и расследованию коррупционных правонарушений. За несколько месяцев по фактам коррупции, нецелевого использования и хищения бюджетных средств, кредитов, незаконной приватизации государственной собственности возбуждены и расследуется порядка 50 уголовных дел. За этот период только силами органов прокуратуры, не имеющих возможностей оперативно–розыскной деятельности, реально возмещено в доход государства ущерба более чем на 115 миллионов сомов, в натуральном выражении — более 346 миллионов. Но в то же время органы прокуратуры в борьбе с коррупцией ощущают постоянное противостояние, противоборство со стороны некоторых представителей госвласти всех уровней.
Что касается заказного убийства предпринимателя Жунусова в Кара–Суу и последовавших за этим массовых беспорядков, то причиной этому, — говорилось в заявлении, — служит недовольство жителей результатами проводимых расследований. В то же время Генпрокуратура располагает достоверными данными, что все акции “народного волнения”, в том числе против деятельности правоохранительных органов государства, были хорошо спланированы отдельными госчиновниками. Подтверждены документально фамилии заказчиков и организаторов массовых беспорядков на рынке и разгрома ОсОО “Кыргыз соода биримдиги”.
Далее Азимбек Бекназаров в своем заявлении подчеркивал, что подобные безответственные действия способны не только подорвать доверие народа к прокуратуре, но и дискредитировать в его глазах новую власть государства. Генеральная прокуратура никогда не должна вернуться к прежним временам и не быть придатком “Белого дома”, прокуратурой “одной семьи”, “карманной прокуратурой”. Органы прокуратуры должны четко и неукоснительно выполнять задачи, возложенные Конституцией страны по обеспечению верховенства закона на всей территории, укреплению законности, охране прав и свобод граждан.
После того, как заявление Азимбека Бекназарова было передано журналистам, на пресс–секретаря Алмаза Дырылдаева посыпались вопросы: “Где сейчас Азимбек Бекназаров, не задержан ли он, предъявлялись ли ему какие–либо обвинения, каково состояние его здоровья?”. На них пресс–секретарь честно отвечал: “Не знаю…”. Но в заключение он подчеркнул, что Азимбек Бекназаров обязательно в течение дня выступит с политическим заявлением.
Дальнейшую информацию о местонахождении бывшего генерального прокурора дал журналистам его помощник Самсалы Читинбаев. Он сообщил, что Азимбек Бекназаров сейчас в “Белом доме” пытается добиться приема у президента страны Курманбека Бакиева. Самсалы Читинбаев также подчеркнул, что в Аксыйском районе неспокойно — по поступающей оттуда информации, в стихийные группы собираются местные жители.
Но эту информацию не подтвердили в Аксыйском ОВД. В дежурной части райотдела ВД подчеркнули, что во всех населенных пунктах района обстановка спокойная. Население занимается повседневными делами.
Между тем политическое заявление Азимбек Бекназаров все же сделал. Сенсация пришла из парламента. На пресс–конференции в Жогорку Кенеше экс–генпрокурор заявил: президент Курманбек Бакиев меня не принял. Я ухожу в оппозицию!
Остальные высказывания Азимбека Бекназарова были не менее жесткими. Он подчеркнул, что его отставка произошла по политическим мотивам и напрямую связана со снятием депутатской неприкосновенности с Айдара Акаева. Отвечая на вопрос, были ли у него конфликты с главой государства, экс–генпрокурор заявил, мол, только один деловой.
Говоря о своих дальнейших планах, он сообщил, что в оппозиции будет работать с депутатом ЖК Дооронбеком Садырбаевым. Затем прозвучала еще одна сенсационная фраза: “Кулов тоже будет с нами”.
Азимбек Бекназаров также сообщил журналистам, что не мог попасть 19 сентября домой. По его словам, ночью возле дома была засада и сейчас он постоянно находится с телохранителями.
Читателям не нужно напоминать, что Азимбек Бекназаров — один из лидеров и организаторов мартовской революции. После назначения на должность генпрокурора, по мнению местных и зарубежных политологов, он стал проводить независимую политику. Руководил расследованием громких дел, где фигурировали высшие должностные лица прежнего режима.
Кстати, отклики, связанные с его отставкой, уже пошли гулять не только по СМИ СНГ, но и мировым. Вряд ли правы политологи, считающие, что попытки уголовного преследования членов акаевской семьи стали причиной отставки Азимбека Бекназарова.
Вряд ли следует и однозначно утверждать, что эта отставка инициирована свитой президента Курманбека Бакиева. Экс–генпрокурор, безусловно, за время руководства в Генпрокуратуре проявил себя как, жесткий руководитель. Стремлением справиться с коррупцией в самых верхних эшелонах власти успел нажить себе достаточно врагов, в том числе и среди бывших сотоварищей. Но, по утверждениям нового генпрокурора, к делу это не имеет никакого отношения.
Безусловно, не стоит гадать на кофейной гуще об истинной подоплеке событий. Только время расставит все по местам и даст точный ответ — правильным или нет было это решение. Но история не знает сослагательного наклонения.
Сегодня мнения общества разделились — в вопросе об отставке Азимбека Бекназарова одни поддерживают Курманбека Бакиева, другие — наоборот. На фоне официально озвученной версии экс–генпрокурор, в свою очередь, и сделал несколько политических заявлений. Но среди них есть весьма спорные.
Например, обозначая свой уход в оппозицию, Азимбек Бекназаров подчеркнул, что будет вместе с Феликсом Куловым. Это явный перебор, потому что сам премьер–министр покуда вовсе не изъявлял желания стать в ряды оппозиции. Наоборот, как здравомыслящий политик он неоднократно подчеркивал свое участие в тандеме с президентом К.Бакиевым как одно из главных условий всестороннего развития общества.
Азимбек Бекназаров в эти дни не раз подчеркивал, что его отставка связана с бескомпромиссной борьбой с коррупцией и приспешниками экс–президента Акаева. Делая при этом весьма резкие выводы, продиктованные скорее эмоциями, вызванными внезапной опалой.
А это может повлечь за собой повторение “пьес” по уже пройденным сценариям — митинговые страсти, угрозы пикетов, пеших маршей и прочего. Впрочем, он уже предупредил своих сторонников не горячиться и не накалять страсти. Скорее всего, Бекназаров осознает, какие необратимые последствия может иметь очередной раскол общества.
Да и сами люди должны понимать, что главная проблема Кыргызстана не в том, кто именно занимает кресло генпрокурора. Людей полгода тешат обещаниями о том, что, мол, вот–вот раскулачим семью Акаевых и заживем в сытости и благоденствии. Увы, сегодняшние реалии показывают, насколько далеко еще то сладкое время.
Безусловно, нужно найти и возвратить народу Кыргызстана все наворованное у него за 14 лет. Но нельзя зацикливаться на богатствах Акаева. Страна, в конце концов, может обойтись и без них, если изживет в своем обществе разъедающую коррупцию во всех эшелонах власти. Будет куда лучше, если пустая государственная казна не только станет дожидаться гипотетических денежных возвратов украденного, а ежедневно пополняться средствами от налогов, инвестиций, полученных прибылей.
Право самому выбирать и назначать свою команду Курманбек Бакиев получил на всенародных выборах президента Кыргызстана. Было бы наивно думать, что смену генпрокурора Курманбек Бакиев произвел просто так, от скуки или в угоду сиюминутной прихоти своей свиты. Думается, что на это были весьма веские причины, о которых, вполне возможно, общество узнает не скоро.
Что касается Азимбека Бекназарова, то он стал самым ярким генпрокурором в истории независимого Кыргызстана, хотя его работа на этом посту была далеко не однозначна. Плох он был или хорош, оценят уже в недалеком будущем. Уход с должности вовсе не означает, что политическая карьера Бекназарова угаснет, скорее, наоборот. Безусловный лидер, способный многое сделать для своей страны, найдет достойное место в обществе.
Главное, чтобы дальнейшая работа Азимбека Бекназарова оставалась во благо народа, а не против него.
Тем временем, под занавес уходящего дня, дал пресс–конференцию и исполняющий обязанности генпрокурора Бусурманкул Табалдиев. Он повторил со всеми подробностями то, о чем говорил раньше. И подчеркнул, что в будущем линия, обозначенная в Генпрокуратуре в рамках борьбы с коррупцией Азимбеком Бекназаровым, останется неизменной. Все возбужденные в бытность Азимбека Бекназарова уголовные дела будут обязательно доведены до логического завершения.
На вопрос журналистов, будет ли экс–генпрокурор подвергнут уголовному преследованию, ответил, что оснований сегодня для этого нет. Но не преминул подчеркнуть, что в ходе дальнейшего расследования заказного убийства предпринимателя Абдалима Жунусова, если появятся соответствующие показания фигурантов по этому делу, то могут всплыть и новые обстоятельства. Что касается милицейской засады в доме у Азимбека Бекназарова, то Бусурманкул Табалдиев заявил, ссылаясь на клятвенные слова министра ВД генерала Мурата Суталинова, что это неправда.
И.о. генпрокурора также заверил журналистов, что он никогда не был координатором партии “Алга, Кыргызстан!”. Наоборот, после того, как не пришелся ко двору семье Акаева, последние семь лет якобы занимался личными делами.
Александр Ким, Юрий Груздов.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/11360/