Надежда — не отсроченное разочарование
...Накануне самых, наверное, важных выборов о политике и текущей ситуации в Кыргызстане говорят всюду. Даже в местах, где нет телевизоров, газет и куда не ведет ни одна дорога — мы говорим о селе Кызыл–Бейит Аксыйского района Джалал–Абадской области, единственной точке на карте нашей страны, оторванной от цивилизации водами Курпсайского водохранилища. И вот что удивительно: в столице народ, ожидавший мгновенных изменений после революции, явно подустал от политических потрясений и пока еще несбывшихся ожиданий, а вот в глубинке мы увидели совсем другую картину — здесь у людей души находятся на подъеме, и они твердо верят в то, что теперь у нас все наладится...
Впервые в селе Кызыл–Бейит мы побывали почти три года назад, и тогда, в 2002 году, наша газета рассказывала о сельчанах, которых называют “робинзонами”. Мы говорили о том, что прежнее правительство совсем не думало о своих гражданах и фактически ничего не делало для того, чтобы облегчить жизнь тем, кто волею судьбы оказался отрезанным от центра. У кызылбейитовцев испокон веков не было электричества, а в селе даже при СССР не построили ни одного социального объекта (школы, фельдшерско–акушерского пункта, бани или хотя бы плохонького клуба). Добраться сюда можно только одним способом — на лодках через водохранилище, и после нужно идти либо пешком по горам восемь км или ехать на гужевом транспорте, который здесь — по известным причинам — в большом почете.
Понятно, что гости в Кызыл–Бейите великая редкость, даже местные власти не всегда могут попасть в эти заброшенные края, а единственная организация, что помогает сельчанам все последние годы — это Программа развития ООН.
— В селе у нас не так много домов — всего 47, и мы очень верим в то, что новые власти найдут время, чтобы заняться нашими многочисленными бедами, — говорит неформальный лидер Кызыл–Бейита Кульчоро Раманов. — Вы не представляете, как мы обрадовались, когда в марте произошла революция! Сначала расстроились от того, что бывший президент позорно сбежал и бросил свой народ на произвол судьбы, а потом дружно решили — ну и пусть Аскар Акаевич живет себе за границей, все равно от него было мало толку. Мы не пропадем, потому что работаем не покладая рук — главное, чтобы про нас не забыли новые власти...
А кызылбейитовцы и впрямь трудятся в режиме “нон–стоп” — не имея качественных пахотных земель, они сеют кукурузу, пшеницу, занимаются разведением ангорских коз, чей пух сейчас ценится на вес золота. Надо сказать, еще несколько лет назад многие готовы были бросить все и уехать на заработки куда угодно — в Россию, Казахстан. Но в селе начала работать Программа ПРООН по сокращению бедности, сельчане стали объединяться в группы, брать микрокредиты и постепенно выкарабкиваться. Еще недавно богатым считался крестьянин, у которого было пять коз, сейчас многие имеют в домашнем стаде по тридцать животных! К слову, при социализме здесь был совхоз “Кызыл–Суу”, и поголовье коз тогда составляло сорок тысяч. Кызыл–бейитовский пух шел на экспорт, его охотно покупали в Европе, он имел особое качество, очень ценился, и сейчас местные крестьяне пытаются возродить этот выгодный бизнес.
— С тех пор, как в селе начала работать наша программа, жители Кызыл–Бейита получили кредиты в размере 420 тысяч сомов, — рассказывает менеджер Программы по сокращению бедности ПРООН Нурия Чойбаева. — Несмотря на жесткие условия, сельчане научились работать с деньгами, прекрасно понимают свою ответственность и готовы работать с кредитами и дальше, но, к сожалению, возможности Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации ограничены, и охватить всех желающих пока нельзя.
Однако самое главное в другом: кызылбейитовцы поняли, что многое можно сделать самим. Недавно, например, своими силами они построили на берегу водохранилища мини–гостиницу для тех пассажиров, которые поджидают лодку. Раньше те стояли на берегу под палящим солнцем или дождем, теперь есть уютное место, где можно спрятаться от зноя или непогоды.
— К сожалению, местный бюджет не позволяет выделять Кызыл–Бейиту средств больше, чем положено, — считает глава Акжольского айыл окмоту Келдый Сатыбеков. — Тем не менее мы стараемся не оставлять просьбы сельчан. Ни один год они говорили о том, как тяжело, когда в селе нет ни одного медицинского работника. С малейшим недугом нужно было ехать в районный центр — недавно мы нашли медсестру, теперь одной проблемой стало меньше.
Увы, но другие мечты “робинзонов” все еще остаются несбыточными — скажем, вот уже сколько лет ведутся разговоры о строительстве мини–электростанции, которая обеспечивала бы село электроэнергией. Оказывается, мощности местной речки не хватит для того, чтобы вырабатывать электричество. Так что вопрос строительства мини–ГЭС по–прежнему остается открытым.
— Мы живем при свечах и керосиновых лампах, но при этом не думаем, что надежда есть отсроченное разочарование, — говорит Кульчоро Раманов. — Мы живем, надеемся на лучшее, и в ближайшее время даже начнем у себя строить маленькую мечеть.
Елена Скородумова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10564/