Шпалы: экспортный вариант
Теперь шпалы «мэйд ин Кыргызстан» узнают за рубежом: предприятие «Магистраль–Инвест», открытое на прошлой неделе, практически полностью ориентировано на экспорт.
Выпускать оно будет магистральные шпалы, что является новинкой для нас. Фактически завод ЖБИ (а при нем и организовано новое производство) и раньше выпускал такую продукцию, но исключительно “тупиковые” шпалы (используемые на железнодорожных тупиках). Они были деревянные, и применять их там, где большая интенсивность движения поездов, было нельзя. Потребность в подобном производстве высока.
— Состояние нынешних дорог, сами знаете, какое: то там тепловоз сойдет, то там. Шпалы же изношенные, устаревшие, — объясняет Александр Полянский, гендиректор завода ЖБИ и ОсОО “Магистраль–Инвест”. — Их повсюду надо менять.
На руку кыргызстанцам и то, что в регионе мы фактически единственные, кто занимается магистральными шпалами. Есть пара заводов в Казахстане (но там все гораздо дороже) и четыре–пять в России. Но таких шпал, как здесь, не выпускает никто: немецкая фирма Vossloh (известная в мире и солидная — одних работников в ней 38 тысяч), также имеющая виды на наш завод, разрешила использовать собственное ноу–хау. Кстати, немцы бы давно пришли к нам, но…
— Я привез президента Vossloh сюда, он с Танаевым встречался, — рассказал на открытии завода Феликсу Кулову Дильмурат Кузиев, гендиректор казахстанского АО “БеНТ” (это основной учредитель, вложивший 70 процентов средств. Общая сумма международного проекта — 1 миллион 800 тысяч долларов). — Он потом вышел: “Байке, если премьер–министр такой, что уж говорить о бизнесе”.
Однако подробностей при прессе выдавать не стал.
— У нас президент за предпринимателя с любого шкуру снимет, — сказал казахский гость. — Если новое правительство примет те законы, которые дадут инвестору работать, будем сотрудничать дальше.
— А вы их напишите… — предложил и.о. первого вице–премьер–министра.
— Вопросов нет, мы их дадим, зачем изобретать велосипед? — улыбнулся инвестор. — У нас экономика замечательно развивается, все законы уже наработаны. А ваши депутаты очень “тяжелые”. Их надо сюда на шпальный пригнать. Пусть лопатами поработают…
Пока Феликс Кулов был на экскурсии в цехе, рабочие вовсю готовили первую партию железобетонной продукции к отправке. Не успел завод запуститься, а уже подписан годовой контракт с Казахстаном. Причем поставлять туда станут почти весь объем продукции: при производственной мощности в 20 тысяч шпал ежемесячно туда уйдут 15 тысяч! Из–за того, что здесь дешевое и качественное сырье, казахи и решились на инвестирование. Кстати, рабочие руки были оценены весьма неплохо: средняя зарплата тут 250 баксов. И 60 кыргызстанцев в две смены будут трудиться на производстве.
— Шпалы делать здесь сам Аллах велел, — сказал Кузиев. — Мы у вас цемент берем — прекрасный цемент. ТЭЦ под боком… Мы соседи, братские народы, и куда нам вкладывать деньги, если не в Кыргызстан? Самое главное для инвестора — мир и стабильность, чего пока нет тут. Но мы надеемся, что власти быстро решат эти проблемы. Государство не должно быть собакой на сене. Нужно где–то и дешевле отдать — лишь бы развивалось. Приватизационному комитету и правительству нужно работать 24 часа в сутки…
А продукция “Магистраль–Инвеста” будет выгодно отличаться качеством, сроком эксплуатации и легкостью в сборке. Как сказал Александр Полянский, аналогов таким шпалам нет в бывшем Советском Союзе.
Ну а пока казахи сетуют на полное отсутствие внятной инвестиционной и банковской политики. Где, скажем, взять оборотные средства? И почему сырье из Германии должно облагаться НДС — ведь на готовую продукцию снова насчитают эти проценты?
— У нас перспективы развития железных дорог очень большие, — заверил Феликс Кулов. — Это Рыбачье — Кара–Кече, не говоря о том, что нужно прокладывать ветку до Джалал–Абада, а дальше транснациональную в Китай. И если инвесторы к нам приходят, значит, правительство делает правильные шаги в этом направлении.
Татьяна Орлова.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/10494/