Распечатать: В политических войнах танки не стреляют. Их продают РаспечататьОставить комментарий: В политических войнах танки не стреляют. Их продают Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: В политических войнах танки не стреляют. Их продают Посмотреть комментарии

10 января 2005

КОРРУПЦИЯ

В политических войнах танки не стреляют. Их продают

    Кыргызстан не торгует оружием в обход международных военных эмбарго.Но своей ниши на мировом рынке вооружений уступать никому не намерен.
    Провокации во Всемирной паутине
    Под занавес ушедшего 2004 года на многих сайтах в Интернете появилась информация, связанная с незаконной торговлей оружием со стороны Кыргызстана. В ней довольно настойчиво навязывалась мысль, что вооружения в Африку продаются и через нашу страну.
    Со ссылкой на отчет находящейся в Лондоне правозащитной организации “Международная амнистия” в качестве примера в этих публикациях выделялось, что в Словакию для ремонта был направлен из Кыргызстана военный вертолет МИ–24. Однако он не вернулся назад и был продан в Либерию в обход эмбарго ООН на продажу оружия этой стране. Туда же из Словакии должен был попасть и другой наш военный вертолет, но его вовремя перехватили.
    Сенсация! Безусловно. Если бы не то обстоятельство, что за уши к реалиям сегодняшнего дня притягивается история шестилетней давности. Тем более что никакого информационного повода в ней нет.
    «Сенсация» из архива
    В 2001 году корреспонденты “МСН” уже обращались к данной теме. Проведенное журналистское расследование по времени совпало с визитом в Кыргызстан председателя Комитета по санкциям Совета безопасности ООН Мартина Айафора. Он прибыл тогда в нашу страну с целью проверить факты, связанные с продажей Кыргызстаном боевых вертолетов одной из воюющих республик на африканском континенте.
    Естественно, итоги его визита не получили широкой огласки. Ведь речь шла не только о военных, но и государственных тайнах, поскольку продажа военной техники, оружия — это прерогатива исключительно правительства, контролируемая президентом. Военнослужащие при таких сделках просто выполняют приказы. Но основные детали происходящего все же удалось уточнить.
    Как выяснилось, в скандал с кыргызскими вертолетами оказались втянутыми европейское и несколько африканских государств, Совет безопасности ООН и один бывший генерал из Кыргызстана.
    Так вот, в 1998 году правительство Кыргызстана действительно продало два военных вертолета компании, официально представляющей Республику Гвинея. Оформлена продажа была в полном соответствии с международным законодательством. Спецслужбы страны перед заключением контракта проверили, не воюет ли с кем–нибудь Гвинея, не числится ли она в списках ООН как “неблагонадежная”. Положительную резолюцию при согласовании договора вынесли руководители других министерств, МИД. В последнем ведомстве подчеркивали, что данная сделка никак не подорвет имидж Кыргызстана на международной арене.
    Затем военнослужащие разобрали вертолеты, загрузили их в транспортники, которые подогнали на военный аэродром в Канте фирмачи–покупатели. И, как говорится, помахали вслед увозимым геликоптерам ручкой. Но…
    Высокопоставленный ооновец как раз и прибыл в Кыргызстан с тем, чтобы выяснить, как вертолеты оказались в Словакии, а после ремонта один из них — в Африке. Председатель Комитета по санкциям Совета безопасности ООН Мартин Айафор установил, что факт отправки двух вертолетов из Кыргызстана в Словакию на ремонт подтверждают сопроводительные документы. Данный заказ на ремонт был оформлен по всем правилам и подписан представителем Вооруженных сил КР в Штабе по координации военного сотрудничества в Москве генерал–майором Рашидом Уразматовым на основании доверенности от Минобороны Кыргызстана. Под этим документом стояла подпись генерал–майора Н. Чомоева, возглавлявшего в то время Главный штаб Вооруженных сил КР. Но как установило расследование, ни он, ни другое должностное лицо Минобороны этого не делали. Более того, такого рода документы в обязательном порядке проходят регистрацию в МО, но этого сделано не было.
    Кто же все–таки наложил визу на доверенность, мог бы ответить сам генерал Уразматов, но накануне скандала он уволился из нашей армии по состоянию здоровья и предпочитал не появляться в поле зрения заинтересованных лиц. Скрылся в неизвестном направлении и глава той компании, которая вначале законно приобрела в Кыргызстане вертолеты, а затем выставила нашу республику чуть ли не поставщиком оружия в горячие точки планеты. После происшедшего любая деятельность представлявшей Республику Гвинея фирмы на территории нашей страны была запрещена.
    Все точки в этом инциденте, возможно, уже расставили соответствующие службы в Совете безопасности ООН. Не исключается, что уже очерчена и схема, по которой действовали посредники и главные лица в инциденте с вертолетами из Кыргызстана. Но информацией об этом могут располагать разве что спецслужбы, которые вряд ли ее обнародуют в ближайшее время.
    Оружием торгуем, но не от хорошей жизни
    Как известно, Кыргызстан давно отказался от многочисленной армии. И в своей военной доктрине исходит из того, чтобы в ближайшей перспективе привести войска в соответствие с новыми военно–политическими и военно–стратегическими задачами, которые направлены на предотвращение потенциальных угроз национальным интересам. Все это требует поддержания вооружений и техники в исправном состоянии. Кроме того, боевые подразделения должны быть оснащены самым современным оружием.
    Но острый дефицит бюджета не позволяет военным иметь всю номенклатуру современных вооружений. Отсюда решение главной задачи — создание компактных, боеспособных, технически оснащенных, мобильных подразделений — крайне затруднено. И прежде всего потому, что войсковые части МО располагают техникой советского производства, эксплуатирующейся и стоящей на хранении свыше 30 лет (некоторые системы и боеприпасы — более 40 лет).
    В условиях недостаточности финансирования она теряет свою ресурсность и становится не пригодной для эксплуатации. Основные виды бронетанковых вооружений, артиллерийских систем, ПВО, автомобилей и спецтехники, инженерных средств требуют сегодня частичной замены, проведения среднего и капитального ремонтов. Потребность в деньгах, необходимых для восстановления ресурса имеющейся авиатехники, без учета горюче–смазочных материалов составляет свыше 186 миллионов сомов.
    Промышленные предприятия нашей страны, к сожалению, не могут проводить капитальные ремонты танков, БМП, самолетов, вертолетов. А в странах ближнего зарубежья стоимость капитального ремонта одного только танка Т–72 составляет 14 миллионов сомов, одного вертолета МИ–8МТВ — 30 миллионов, самолета МИГ–21 — свыше 26 миллионов. Это без транспортных и других затрат. Подобных денег ни сегодня, ни в ближайшей перспективе государство военным дать не в состоянии.
    По военной линии, конечно, нам сегодня помогают многие страны, в числе которых в первую очередь Россия, Китай, США. Но этого крайне недостаточно. Поэтому одним из главных направлений по привлечению дополнительных источников внебюджетного финансирования остается реализация излишек вооружения и военной техники, дальнейшая эксплуатация и содержание которых с экономической и военной точек зрения являются нецелесообразными. А если уж быть до конца откровенным, зачастую под видом самолетов, вертолетов, бронетехники и прочего покупателям спихивается полный металлолом, потому как многое из выставляемого на продажу просто уже не подлежит восстановлению в местных условиях. И единственное, на что еще могут клюнуть потенциальные покупатели военного товара, это низкие цены. Впрочем, не всегда срабатывает и этот фактор, на военных базах хранения гниют и ржавеют еще тонны военной техники, продать которую уже, наверное, не сможет никто.
    Урок пошел впрок
    Именно такая тенденция в последние годы прослеживается и в торговых операциях, связанных с продажей продукции военно–промышленного комплекса Кыргызской Республики за рубеж. Число сделок значительно снизилось.
    Кстати, здесь следует четко разграничить то, что уходит из Кыргызстана за границу. В первую очередь это та спецпродукция, которую производят наши оборонные предприятия. И, конечно, вышеназванные “советские излишки”.
    После обретения Кыргызстаном независимости экспорт “специзделий” оборонных заводов оказался в крайне тяжелом положении. Находясь в критическом положении, заводы военно–промышленного комплекса попытались самостоятельно продавать свою продукцию в условиях исчезнувшего госзаказа. Здесь тоже, что называется, было наломано немало дров.
    Очень больно ударила по “оборонке” страны и потеря многих рынков сбыта из–за острой конкурентной борьбы монополистическими структурами развитых государств Запада, а в последнее время и Китая. Но после того, как была образована Комиссия по военно–техническому сотрудничеству с иностранными государствами (2000 год), ситуация начала выравниваться. Комиссия с полномочиями исполнительного органа смогла обеспечить координацию, планирование и контроль деятельности субъектов военно–технического сотрудничества в рамках международного законодательства. Таким образом, качественно новый шаг, отвечающий реалиям дня, был сделан.
    К тому времени уже была сформирована международная и внутренняя нормативно–правовая основа деятельности субъектов военно–технического сотрудничества по вопросам военного экспорта и импорта. Говоря о нормативно–правовой базе ВТС, необходимо подчеркнуть, что определенную роль здесь играют международные договоры и соглашения. Кыргызстан является участником более чем 15 документов, подписанных главами государств, правительств и оборонных ведомств стран — участниц СНГ и ОДКБ. На международном уровне Кыргызстан заключил договоры по ВТС с Россией, Украиной, Беларусью, Арменией и другими государствами.
    Происки конкурентов
    А вот на нетрадиционных рынках Арабского Востока, Кувейта, Юго–Восточной Азии, не говоря уже о Европе, наших торговых представителей ждал и ждет жесткий отпор со стороны торговцев оружием из высокоразвитых стран. И… бывших союзников из бывших стран соцлагеря.
    Не секрет, что страны Восточной Европы в последние годы стали активно “освобождаться” от оружия советского производства. Причем по демпинговым ценам. Чехия, например, ставшая натовской страной, готова не только продавать, но даже передавать технику и вооружение на безвозмездной основе.
    Впрочем, на планете пока сохранилось немало мест, где остаются востребованными советское оружие и техника. Например, Африка.
    Реализация на африканский рынок по достаточно низким ценам вооружения, имеющегося в Кыргызстане, весьма проблематична. Например, есть информация, что в связи с перевооружением войск на стандарт НАТО одна из стран Восточной Европы выставила на африканский рынок добротные танки типа Т–72 по цене легкового автомобиля.
    Кроме того, на экспорт кыргызского вооружения повлиял и ряд внешнеполитических факторов. Введение эмбарго ООН на военные поставки в ряд стран еще более сократило возможности нашего военного экспорта. Например, Кыргызстаном прорабатывался вопрос о реализации в одну из африканских стран двух вертолетов МИ–8Т, выработавших свой ресурс и требующих капитального ремонта. Но контракт не был подписан из–за введения в отношении этой страны эмбарго на поставку военной продукции. Впрочем, запрет легко обошло одно из европейских государств, некогда входившее в состав участников Варшавского договора, которое под шумок спихнуло несколько военных геликоптеров.
    За счет вытеснения с мировых рынков советской техники в сфере торговли вооружениями появились новые конкуренты из уверенно развивающихся стран, которые производят не слишком дорогое, но вполне надежное оружие, пользующееся спросом в странах третьего мира.
    Что же остается делать в таких условиях Кыргызстану? Налаживать тесные связи с Федеральным государственным унитарным предприятием “Рособоронэкспорт”, госпредприятием Министерства обороны Украины “Луганский авиационный ремонтный завод”, авиационно–промышленной группой “Аэростар” (Румыния), казахстанскими и белорусскими предприятиями, занимающимися экспортно–импортными операциями с продукцией военного назначения. И с помощью этих предприятий нашей стране все–таки удалось занять свою нишу на мировом рынке продукции военного назначения.
    Кто же кукловод?
    Однозначно утверждать, что “возню” в Интернете могли устроить конкуренты, было бы все–таки неверно. Даже несмотря на то, что сегодня на рынке вооружений идет самая настоящая война с нарушением всех гласно и негласно установленных правил. В отдельных случаях в ход пускаются военные, политические, экономические рычаги давления. Рынок без борьбы никто не отдаст. Тем более новым соперникам в лице суверенных государств СНГ, в том числе и Кыргызстана.
    Скорее всего, корни интернетовской истории следует искать в своем доме. Кому–то либо чрезвычайно нужно инициировать громкий скандал, пусть даже он явно закончится пшиком, и под это дело провернуть кадровые перестановки, либо отвлечь внимание общественности от насущного и “переключить” его на раздутую искусным кукловодом псевдопроблему. Самое скверное, что в политическую выгребную яму сегодня активно пытаются столкнуть военных, которые по сути своей всегда должны оставаться вне политики и защищать государство от врагов.
    Так кто же кукловод? Судя по всему, этот вопрос уже недолго будет оставаться не только военной, но и государственной тайной.
    Юрий Груздов.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/9041/


Распечатать: В политических войнах танки не стреляют. Их продают РаспечататьОставить комментарий: В политических войнах танки не стреляют. Их продают Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: В политических войнах танки не стреляют. Их продают Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007