Распечатать: Режим наибольшего благоприятствования РаспечататьОставить комментарий: Режим наибольшего благоприятствования Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Режим наибольшего благоприятствования Посмотреть комментарии

16 августа 2004

КОРРУПЦИЯ

Режим наибольшего благоприятствования

    Никто не должен уйти от ответственности. Так власти подают объявленную борьбу с коррупцией. И ловят за руку мелких воришек, уводя в сторону крупные скандальные деяния власть имущих. А посему эта страна обречена быть на обочине, являясь лишь базой для обогащения новоявленных правителей. Которые своих не сдают, а мнение остальных им по фигу.
    Эта страна обречена быть на обочине еще и потому, что никакие законы (самые справедливые и внятные) не в состоянии уже перестроить нынешний режим, намеренный править вечно...

    За давностью лет
    По сообщению в СМИ (информ-агентство “АКИpress”) Генпрокуратура не намерена предъявлять иск в суд о возмещении ущерба тогдашними губернатором Джалал–Абадской области А.Тагаевым, зам.министра экономики и финансов К.Уразбаевым и руководителем гендирекции Госкомиссии по иностранным инвестициям А.Сарыгуловым по делу о погашении долга по кредитному соглашению АО “Жибек Жолу”.
    Уголовное преследование в отношении этих лиц было прекращено в связи “с истечением установленного законом срока (пять лет) для привлечения к уголовной ответственности. Поскольку совершенное ими преступное деяние относится к разряду менее тяжких”. Решение было проверено в порядке надзора, и Генеральная прокуратура с этим согласилась. А еще генпрокурор М.Абдылдаев проинформировал, что в данное время есть юридически оформленное долговое обязательство о реструктуризации и пролонгации долга и поэтапного его погашения. “При таких обязательствах — юридически оформленном долговом обязательстве о реструктуризации и пролонгации долга и поэтапной выплате задолженности, начиная с 2008 года — оснований у нас пока для этого (о предъявлении иска в суд и возмещении суммы ущерба. — Г.К.) нет”, — сказал Абдылдаев.
    Оказывается, еще 19 сентября 2003 года между Минфином (в лице зам.министра Э.Торомырзаева), выступившего от имени правительства, и АО “Жибек Жолу” было заключено долговое обязательство о реструктуризации займа акционерного общества, по которому выплаты по основному долгу будут проводиться два раза в год — с 20 октября 2008 года по 20 апреля 2028 года. А речь идет о 30,3 млн. долларов — долг правительства по иностранному кредиту, привлеченному для АО “Жибек Жолу” под его, правительства, гарантию. И это при том, что кыргызской стороной уже была произведена выплата процентов по кредиту в размере 7,2 млн. долларов и штрафов — 16,8 млн. долларов. То есть этот “Шелковый путь” обошелся государству (то есть нам с вами) в 54,4 млн. долларов. “Менее тяжкого преступления” и придумать невозможно! И чего это Джайсанбаев (“Кыргызгазмунайзат”) сбежал от ответственности? За ним–то всего числится миллионов 18 “зеленых”. Сейчас “за давностью лет” председательствовал бы в совете директоров какого–нибудь коммерческого банка. И никто бы на него пальцем не показывал...
    Все путем. Золотоносным
    Можно считать, что инициатором и организатором кредитной линии АО “Жибек Жолу” явился Национальный банк. Так, по соглашению от 25 февраля 1993 года тогдашний председатель правления НБ К.Нанаев выставил в качестве залога в SBC (Швейцарская банковская корпорация) в пользу кредита компании Andre золотой запас Кыргызстана 705,8 кг. Целевое назначение и сумма кредита неизвестны. Подтверждающие документы отсутствуют.
    А первое соглашение о сотрудничестве правительства КР с компанией Andre & Cie S.A. подписал премьер–министр Т.Чынгышев. Это было 2 июня 1993 года, то есть через три месяца после выставления залога Национальным банком.
    30 августа того же года НБ выставляет второй залог в SBC — уже одну тонну 408,5 кг золота республики. А в сентябре–октябре к реализации проектов с Andre подключается губернатор Джалал–Абадской области А.Тагаев, который трижды обращался в правительство с обоснованием экономической эффективности заключения со швейцарцами контрактов на приобретение, поставку и монтаж автоматической линии по розливу минеральной воды в пластиковые бутылки и комплекта оборудования для производства детского питания.
    26 октября А.Тагаев проинформировал верхи о переговорах с представителями компании Andre. Причем для реализации проектов с нашей стороны были рекомендованы Джалал–Абадский облпотребсоюз, пивной завод, сахарный комбинат. То есть к тому времени об участии в деле АО “Жибек Жолу” даже не упоминалось. Между тем по договоренности компания Andre & Cie S.A. предложила открыть кредитную линию в 18,6 млн. долларов на льготных условиях до 30 апреля 1995 года с возможностью погашения части кредита продукцией, изготовленной на импортном оборудовании, и местным сырьем. Тагаев приводил довод, что исследования технико–экономического обоснования проектов позволяют прогнозировать, что уже в 1996 году кыргызская сторона сможет рассчитаться не только по кредитам, но и выйти на суммарную прибыль 26,8 млн. долларов без вычета налогов.
    А поскольку все так хорошо складывалось, губернатор просил правительство поддержать проекты гарантией и разрешить частично произвести взаиморасчеты с Andre поставками “сверхплановых” хлопка, табака и шерсти. И правительство клюнуло на наживку, приняв 3 ноября 1993 года распоряжение за подписью первого вице–премьера А.Матубраимова. Причем в этом распоряжении Нацбанку рекомендуется “принять участие в независимой экспертизе проектов”. Кстати, о выставленном залоговом золотом обеспечении не было даже намека, тогда как залог Нацбанком уже был выставлен.
    Но один чиновник все же забеспокоился, а все ли тут чисто? Зам. министра экономики и финансов К.Аташев дал фактически отрицательное заключение по проектам, поставив ряд серьезных вопросов. Однако 29 ноября все того же 1993 года генеральная дирекция Госкомиссии по иностранным инвестициям и экономической помощи за подписью ее руководителя А.Сарыгулова дала положительное экспертное заключение по контрактам с компанией Andre на общую сумму 18 млн. 628 тысяч 521 доллар. Это при том, что технические и экономические условия отсутствовали, не было объективных расчетов по сбыту готовой продукции, по реальным возможностям погашения кредитов.
    Они, отцы–руководители, хоть задумывались тогда, к чему это может привести? В какую копеечку влетят эти проекты со швейцарцами государству? (Все последующие сделки, где гарантом выступало правительство, говорят только об одном: на собственное государство правителям глубоко начихать.) Не дрогнула рука у первого зам.министра экономики и финансов, подписал он оба контракта АО “Жибек Жолу” с компанией Andre, одобрив их от имени правительства.
    Кстати, 30 декабря 1993 года К.Уразбаев на бланке реорганизованного полмесяца раньше Министерства экономики и финансов подписал и гарантийное письмо, хотя такие действия уже не входили в его компетенцию. Вот и гадай, чего тут больше — недомыслия или корысти?
    А другой товарищ боевой, К.Нанаев, заручившись этими документами, по соглашению от 1 апреля 1994 года выставляет третий дополнительный залог — 6 млн. долларов. Какую сумму кредита получила компания Andre от банка SBC под залог одной тонны 408,5 кг золота и шести миллионов долларов золотовалютных резервов Кыргызстана, неизвестно, подтверждающие документы отсутствуют.
    В дальнейшем правительственная комиссия установила, что компания Andre кредитовала оборудование на сумму 3,4 млн. долларов, а с учетом штрафных санкций и процентов эта сумма возросла на 5,5 млн. долларов. Линия по производству детского питания не пригодна для эксплуатации из–за отсутствия технической документации и некомплектной поставки. На неоднократные запросы Фонда госимущества компания Andre не ответила.
    Между тем срок погашения кредитов истек в апреле 1995 года. А спустя два года задолженность АО “Жибек Жолу” перед швейцарцами по кредитам и процентам составила 23,1 млн. долларов. Тут бы отцам нашим руководителям остановиться, оглядеться и задуматься, в какую историю вляпались. Но куда там! С согласия Нацбанка АО “Жибек Жолу” в апреле 1997 года заключило соглашение со швейцарским банком SBC, по которому последний выступил в качестве кредитора и покрыл обязательства “Жибек Жолу” перед компанией Andre по двум проектам на сумму 23,1 млн. долларов... под залоговое обеспечение НБ (подписал бывший зам.председателя Нацбанка Э.Абдуманапов) на сумму 25 млн. долларов. И срок выплаты по кредиту был продлен до 31 мая 2002 года.
    Тогдашнее правительство, осознав все–таки все последствия сомнительных контрактов, поручило правоохранительным органам разобраться в этом деле и принять меры. По представлению Министерства национальной безопасности “за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей” указами президента (декабрь 1997 г.) были освобождены от занимаемых должностей А.Сарыгулов и А.Тагаев, а постановлением правительства (январь 1998 г.) — К.Уразбаев.
    «Заранее запланированное финансовое нарушение»
    Возможно, “просто” увольнением организаторов кредитной линии из Швейцарии все бы и завершилось. Но Собрание народных представителей поручило контролирующим органам провести дополнительное изучение материалов, связанных с АО “Жибек Жолу”. И та же Счетная палата пришла к выводу, что “заключение соглашения было заранее запланированным финансовым нарушением, и с самого начала было инициировано высокопоставленными правительственными чиновниками”. В самом деле, ведь каких–либо технических подтверждений проектов, бизнес–планов или предложений со стороны конкретного бенефицианта — заемщика, резидента Кыргызстана не было.
    Любопытно, что уголовное дело, возбужденное Министерством нацбезопасности 10 октября 1997 года, было прекращено 10 декабря 1999 года “ввиду отсутствия состава преступления”. Однако парламентарии направили запрос в Генеральную прокуратуру и та, тщательно все изучив, отменила постановление о прекращении уголовного дела как необоснованное и вменило Миннацбезопасности провести дополнительное расследование.
    Что там нацбезопасность еще расследовала, но Следственным управлением было предъявлено обвинение А.Сарыгулову, К.Уразбаеву и А.Тагаеву в совершении преступления, предусмотренного ст.179 УК (“халатность”). Однако 29 ноября 2001 года уголовное дело в отношении этих троих производством было прекращено за “истечением срока давности привлечения их к уголовной ответственности”.
    Так что ныне генпрокурор повторяет только то, что уже было ранее Генпрокуратурой предопределено: признать обоснованным решение ведомства нацбезопасности — сдать уголовное дело в архив.
    Таким образом, не были приняты меры в отношении виновных лиц — предоставление иска в суд для возмещения ущерба и привлечения их к ответственности. Они стали просто равноудаленными, как олигархи в России. А Нанаева и Сарыгулова даже отправили “послить” — одного в Россию, другого — в Германию. Смею даже предположить, что властям абсолютно не с руки было отдавать их под суд, а то может выявиться такое, что перед выборами совсем ни к чему. Тогда, в начале 90–х, они все “работали” в одной команде, президент их назначал на должность. И вряд ли он не был в курсе выставления в залог золотых запасов страны. И вообще всей этой, как выразился в своем выступлении на сессии СНП депутат Дж.Рустенбеков, “финансовой аферы” вокруг АО “Жибек Жолу”.
    Между тем не далее как год назад вышло постановление правительства “О мерах по оздоровлению производственно–финансового состояния АО “Жибек Жолу”. Дескать, принимаемые за последние годы меры не дали положительных результатов. В течение десяти лет простаивает итальянское технологическое оборудование для производства продуктов детского и диетического питания. Сельхозпроизводители лишены возможности реализовать на промышленную переработку свою продукцию. Что ж, как говорится, поздно пить боржоми...
    Ату их!
    Тем временем, словно предваряя осеннюю сессию СНП, на которой парламентарии намерены вновь вернуться в том числе и к теме АО “Жибек Жолу”, семейная газета “Вечерний Бишкек” устами баткенских избирателей подвергает обструкции особенно ретивых слуг народа, критикующих правительство. Досталось и Дж.Рустенбекову. И есть за что.
    Из его выступления по поводу строительства Республиканского административно–культурного делового центра: “Все действия правительственных чиновников, связанные с отводом земли под этот центр, членов тендерной комиссии, руководства ГП “Спецстройсервис” (генерального заказчика и подрядчика) подпадают под ст.13 Закона “О борьбе с коррупцией”.
    По поводу продажи “Кыргызтелекома”: “Я хочу проинформировать. У нас есть достаточно сведений о тендере, очень сомнительная эта фирма шведская. Вы, Николай Тимофеевич, можете с ней поставить в неудобное положение нашу республику...”.
    По поводу неэффективного управления АО “Кыргызэнерго” и финансовых злоупотреблений со стороны его руководителей (еще в 2000 году Координационный совет по борьбе с преступностью передал в Генпрокуратуру сводный акт о проверке этого АО): “Я официально обратился в Генпрокуратуру с депутатским запросом, но получил невразумительный ответ”.
    Тем не менее избирателям из Баткенской области, судя по газете “ВБ”, всего этого не надо. Они, оказывается, озабочены совсем другим, им интересно послушать, что Жаныш Султанкулович конкретно сделал для улучшения жизни бишкекчан, от которых избирался в высокую палату парламента. Чтобы, значит, “на своем примере показать, как правительству нужно работать, а не критиковать министров абы за что”. Ну правильно, а посадил ли Рустенбеков в самом деле дерево, заасфальтировал ли какую–нибудь улицу Верблюжью? А то все о нарушениях в высших эшелонах власти талдычит. В общем, как утверждают, если, конечно, верить семейной газете, баткенцы, “когда будет предвыборная кампания, этих людей не изберем”. Молодцы баткенцы, а с ними и “ВБ” — дали понять тому же Рустенбекову, что в Баткен ему лучше не соваться. Видимо, дальше поступят отрицательные характеристики на его самого и сподвижников от иссыккульцев, нарынцев и далее отовсюду. Контр-агитация пошла, понимаешь! “Белый дом” и зять дали отмашку. Тем более что “есть люди, в корне не согласные с депутатским сценарием — избивать правительство и критиковать министров”. А как же иначе, всегда так было: мнение с мест прежде всего.
    И так вот мало–помалу свертывается объявленная на время борьба с коррупцией. Хватит, поиграли, впереди выборы, надо отстреливать прежде всего несогласных с “верным курсом”. Занавес закрывается.
    Геннадий КУЗЬМИН.
    P.S. И еще сообщение: с должности зам.управляющего делами президента уволен А.Акматов с формулировкой “в связи с переходом на другую работу”. Так это теперь называется. Хотя, по сведениям “АКИpress”, в середине июля с.г. 32 фирмы, предоставляющие услуги иностранным охотникам, направили обращение в адрес президента, обвинив зам. управделами А.Акматова, который непосредственно занимался распределением квот, лицензий и лимитов по охоте, в вымогательстве взяток в крупных размерах. Но ведь и это деяние подпадает под статью Уголовного кодекса...

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/7642/


Распечатать: Режим наибольшего благоприятствования РаспечататьОставить комментарий: Режим наибольшего благоприятствования Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Режим наибольшего благоприятствования Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007