Распечатать: Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме РаспечататьОставить комментарий: Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме Посмотреть комментарии

20 апреля 2004

КОРРУПЦИЯ

Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме

    Экспертная группа по разработке нового Налогового кодекса, возглавляемая Андреем Красниковым, завершает свою миссию. Почти все основные разделы свода фискального законодательства рассмотрены, проанализированы, обсуждены. Внутри группы. Но не все пока материалы прошли экспертизу комиссии. А между тем до 15 мая, когда переработанный, дополненный и, надеемся, улучшенный для понимания и исполнения документ должен лечь на президентский стол, осталось меньше месяца.
    Но чем ближе час “Х”, тем больше вопросов, предложений, замечаний от заинтересованных лиц и организаций поступает в “мозговой центр” — к экспертам. Создается впечатление, что общественность только–только осознала всю важность происходящего и какая роль ей выпала в этом законотворческом процессе. О растущей активности деловых кругов, юристов, экономистов, НПО, бухгалтеров, частных предпринимателей свидетельствовали и общественные слушания, прошедшие в нижней палате Жогорку Кенеша. Инициаторами их проведения в стенах Законодательного собрания выступили общественные организации, получившие поддержку Комитета по налогам и таможенным сборам, а содействие им в этом оказал Фонд “Сорос—Кыргызстан”.

    Глава компании “Кыргыз концепт” Эмиль Уметалиев, представляющий сектор туристических услуг, отметил демократичный подход в работе над редакцией Налогового кодекса.
    — Впервые обсуждение такого важного документа проходит столь прозрачно, с участием широких слоев общественности. Это было нашим пожеланием властям. Информация оперативно появляется на сайте, предложения и замечания принимаются экспертной группой в любой форме — письменной, электронной. За это спасибо. Однако совсем нет уверенности в том, насколько будет учтено наше мнение по тому или иному разделу, налогам уже в конечном продукте. То, что нашей стране необходимы изменения, очевидно всем: из–за ухудшения налогового режима бизнесмены стали уходить либо в тень, либо к соседям. Там им предлагают лучшие условия для ведения дела. Несовершенство налогового администрирования — одна из причин коррупции, об этом говорил президент Аскар Акаев на форуме, посвященном теневой экономике.
    Затронув вопрос налогового администрирования, Эмиль Уметалиев попал в самое больное место действующего НК. Наибольшее число предложений от налогоплательщиков по улучшению кодекса касалось именного этого раздела. Из 300 замечаний и поправок — 165 затрагивают администрирование. С обсуждения некоторых статей данного раздела, вызвавших несогласие налогоплательщиков, начали свои выступления Наталья Галлямова и Ирина Кемпл, говорившие от имени экспертной группы Палаты налоговых консультантов.
    Отмечая, что раздел “Администирование” является самым важным в Налоговом кодексе, ибо там “закладываются правовые основы взаимоотношений государства и налогоплательщиков, а демократические отношения в обществе характеризуются наличием взаимных обязательств и соблюдением баланса между интересами налогоплательщиков и государства”, налоговые консультанты посчитали, что представленный проект раздела не соблюдает этот принцип и не защищает права налогоплательщиков.
    Они высказали свою точку зрения относительно главы 13 проекта НК, допускающей меры принудительного взыскания налоговой задолженности — изъятия наличных денежных средств и денежных средств на счетах в банке, а также на счетах дебиторов и имущества налогоплательщика без решения суда. Если редакционная группа допускает подобную практику фискалов, то Палата налоговых консультантов однозначно считает “такую норму недопустимой”, тем более что это идет вразрез с Конституцией страны, объявившей собственность неприкосновенной и допускающей изъятие имущества помимо воли собственника только по вердикту Фемиды.
    Не согласились налоговые консультанты и с предоставлением права Министерству финансов давать разъяснения положений НК: “ Мы уверены, что это прерогатива Жогорку Кенеша — законодательного органа, но не исполнительной власти”. Существенные замечания касались и налоговой регистрации: например, государственная регистрация налогоплательщиков предусматривает и регистрацию нерезидентов, открывающих счета в банках–резидентах. Любой иностранный гражданин, пожелавший в нашей стране воспользоваться услугами местных банков, подпадает под эту категорию. Такой контроль может отпугнуть любого туриста и инвестора. В целом эксперты ПНК отмечают усложненный механизм регистрации. Они уверены, что он излишен и отнимает кучу времени у налогоплательщика, задача которого в том лишь и состоит, чтобы встать на учет.
    Возможности для злоупотреблений фискальных органов видит Палата налоговых консультантов и в статьях 152 (пункт 3) и 154, дающих право налоговой службе определять наличие и степень вины налогоплательщика. А где же ответственность фискальных органов? Во многих странах законодательство предусматривает и такой вариант.
    — Если налогоплательщик через суд доказывает свою правоту и невиновность, за его материальные и финансовые потери не с кого спросить. А почему бы в новый НК не заложить положение, защищающее налогоплательщиков от недобросовестных проверяющих, которые бы ущерб компаниям и организациям за свою плохую работу восполняли из собственного кармана?
    Консультанты озвучили проблему, давно волнующую всех налогоплательщиков. То, что она не только актуальна, но и требует справедливого разрешения, вряд ли бы кто стал оспаривать. Даже фискальные органы.
    Для справки: более 300 предложений и замечаний поступило в рабочую группу от депутатов парламента, Нацбанка, Бишкекского делового клуба, предпринимательских кругов, НПО, международных организаций, частных лиц. Из них наибольший объем занимают вопросы администрирования, затем идет налог на прибыль — 66, НДС — 55, подоходный налог — 37.
    Промышленность, эту вымирающую сферу экономики, на общественных слушаниях представлял руководитель корпорации “Азат” Омурбек Абдрахманов. Он говорил совсем немного, но зато о главном. О необходимости отмены НДС на импорт оборудования. В частности, привел такой пример: человек, строящий особняк за 200 тысяч долларов, не платит налогов. Зато компания, купившая станок или линию на миллион “зеленых” для производственных нужд, предоставляющая рабочие места сотням граждан республики, обязана на границе заплатить 200 тысяч долларов НДС. Откуда у завода или фабрики такие деньги, когда известно, что главный тормоз развития промышленности — нехватка оборотных средств? Кстати, озабоченность изготовителя отечественной мебели понятна и близка многим. Подобного рода предложений довольно много получила рабочая группа Красникова. Кстати, сами эксперты тоже за то, чтобы освободить импорт основных средств от налога на добавленную стоимость.
    Вернуться к рассмотрению раздела о местных налогах попросил редакционный коллектив первый заместитель министра по делам местного самоуправления и регионального развития Бахтияржан Фаттахов. По его мнению, этот вопрос требует более тщательного рассмотрения и обсуждения.
    — Дело в том, что многие местные сообщества приспособились сегодня выживать за счет зарубежных грантов и потеряли интерес к сбору местных налогов. Это иждивенчество нужно изживать, оно ничего хорошего не сулит, — заметил он. Высокопоставленный чиновник обратил внимание еще на одну проблему: сборщики местных налогов собирают деньги, но не наделены правом администрирования. Если новый НК не снимет вопросы, связанные с местными налогами, то это чревато тем, что многие законы по местному самоуправлению, направленные на упрочение позиций демократического института власти, с формированием бюджета городов и сел, просто–напросто не смогут работать.
    Предложения Института экономической политики “Бишкекский консенсус” по налогу на прибыль, озвученные Чоробеком Имашевым, в прошлом заместителя министра финансов, импонировали многим. Это освобождение 50 процентов прибыли, направленной на реинвестиции; вычеты из налогооблагаемой прибыли по 25 процентов направлять на образование и здравоохранение; разрешить включение в расходы пожертвований на благотворительные цели в размере, не превышающем 5 процентов налогооблагаемого дохода.
    Для справки: по видам деятельности больше всего предложений по налогообложению сельского хозяйства, финансового сектора, рынка ценных бумаг, недропользованию, лизингу, некоммерческим организациям.
    По подоходному налогу специалисты этого института предлагают вычеты, разрешенные физическим лицам, из совокупного годового дохода, до 25 процентов направлять на нужды образования и здравоохранения. Включить эти вычеты в НК. А также разрешить до 20 процентов суммы начисленного налога использовать в благотворительных целях и принимать эту сумму к зачету при уплате подоходного налога. Прозвучало и предложение упростить возмещение НДС экспортерам. По убеждению Имашева, с которым солидарны многие, ни в одной из республик СНГ нет такой сложной формы компенсации затраченных денег, как у нас.
    Толонду Тойчубаев, руководитель компании “MNT consulting”, не сделал ни одного замечания или поправки по проекту НК, но зато призвал экспертов рабочей группы не смотреть на бизнес “плохими” глазами: “Бизнес сегодня тоже стал социально ответственным”, — заявил он, повторяя слова опального российского олигарха Михаила Ходорковского. Его призыв поддержал представитель ассоциации операторов сотовой связи Сергей Корнеев, дополнивший своего коллегу:
    — Экономика страны тогда работает хорошо, когда стабильно законодательство. Вы только установите четкие правила, которые бы соблюдали и налогоплательщики, и фискалы. Это главное для бизнеса. Не надо нас гонять, как зайцев, из стороны в сторону.
    Для справки: пока не включены в новый НК следующие разделы — о государственной пошлине, обязательных платежах, сборе за государственную регистрацию. Неразработанными остались разделы о социальном налоге, таможенных платежах.
    Модератор форума, он же председатель Комитета по налогам и таможенным сборам ЗС Акылбек Джапаров, подводя итоги, сказал, что вряд ли к 15 мая редакционная комиссия успеет закончить работу. Предложений и замечаний так много, что эксперты с трудом успевают все рассмотреть, обсудить в тесном кругу, проанализировать и вынести свое заключение на суд комиссии. Поэтому не исключено, что придется просить президента об отсрочке, чтобы подготовить более качественный материал. Депутат пообещал: его комитет в первую очередь будет на стороне налогоплательщиков. Он выразил надежду, что эту позицию поддержат коллеги — народные избранники ЗС, недавно принявшие новый Таможенный кодекс.
    Лариса Ли.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6591/


Распечатать: Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме РаспечататьОставить комментарий: Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Налоговый кодекс: один пишем, два — в уме Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007