Распечатать: Нам бы, братцы, жить да не тужить РаспечататьОставить комментарий: Нам бы, братцы, жить да не тужить Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Нам бы, братцы, жить да не тужить Посмотреть комментарии

2 апреля 2004

ПОЛИТИКА

Нам бы, братцы, жить да не тужить

    Вчера на совместном заседании обеих палат Жогорку Кенеша глава государства Аскар Акаев проанализировал законотворческую деятельность парламента. Он отметил плюсы и минусы в работе и выделил три блока законопроектов, которые должны быть приняты в самое ближайшее время.
    Первый блок — “законопроекты, обеспечивающие решение важнейших экономических проблем и задач”, “призванные обеспечить экономический рост”.
    Если бы решение проблем и задач, а также экономический рост зависели только от наличия подходящих законо-
    проектов, Кыргызстан давно бы уже был “впереди планеты всей”. Но придумать и принять законы — мало, их еще и выполнять надо. А с этим у нас плохо, поскольку для многих госчиновников даже очень высокого ранга глаголы “выполнять” и “нарушать” являются синонимами. То есть разницы практически нет.
    Тем не менее законодательную базу пополнять и совершенствовать все равно надо — вдруг настанут времена, когда вся страна действительно начнет жить по закону. Итак, в первом блоке законопроекты, касающиеся банков и банковской деятельности, “О защите депозитов”, а также “О борьбе с финансированием терроризма и “отмыванием” доходов, полученных преступным путем”.
    Вот, например, решит государство депозиты защищать. Лучше поздно, чем никогда. Этот закон, считает президент “позволит, с одной стороны, дать необходимую определенность вкладчикам банков, а с другой — резко повысит ответственность акционеров и руководителей коммерческих банков за эффективное использование депозитов”.
    То есть и определенность, и резкий рост ответственности. Плюс рост доверия банкам. Доверие, конечно, поднимать нужно. Но сложно. У нас уже половина прежних вкладчиков отошла в мир иной, не дождавшись возврата своих кровных. Но кто старое помянет, тому глаз вон. Нечего все время глядеть в тоскливое прошлое, надо стремиться в светлое будущее. А настоящее — это как бы транзитная станция, на которой не живут и поезд стоит полторы минуты.
    А вот закон про “отмывание”, вернее, против него, истинно революционный. Представим на минуточку, что он принят, подписан и действует. Нет, не надо представлять, страшно. Хотя, конечно, смотря что в этом контексте будет считаться “преступным путем”… Если незаконный отъем чужой собственности, то преступников у нас, прямо скажем, навалом. Все, кто хапнул за копейки или вовсе даром государственное или чужое имущество, а потом стал “отмывать” деньги под вывесками ресторанов и аптек, — они подпадут под действие этого закона? Или только наркобароны, поддерживающие всякие там “аль–каиды” и “хизб ут–тахриры”? Или только “мелочь пузатая”, делающая на внутреннем наркорынке свой маленький смертоносный гешефт?
    Вот, к примеру, если фирма, принадлежащая сыну одного крупного госчиновника, продала государству тротуарную плитку стоимостью 8–9 сомов по цене 23 сома и наварила на этой сделке много миллионов родных сомов, а потом начнет их “отмывать” — она по этому закону должна отвечать или по другому? Или по никакому? Это доход, полученный преступным путем, или просто нормальная финансовая афера?
    Ладно, хватит о грустном. Идем дальше. А дальше у нас по проекту президента “…один из ключевых законов в утверждении добросовестного управления” — Закон “Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике”. “Принятие его приведет к значительному снижению издержек предпринимателей, связанных с необоснованными и дублирующими обязательными техническими требованиями и административными оценочными процедурами, которые ныне установлены в ведомственных актах”.
    Ну, насчет издержек — понятно. Это взятки. Снизятся, они, значит. На святое, однако, замахнулись. Но это еще не все. “Новый порядок технического регулирования позволит ликвидировать корни коррупции и способствовать внедрению принципов добросовестного управления”, — утверждает Аскар Акаев. Эти бы слова да Богу в уши! Только в такой последовательности не получится. Сначала бы надо принципы внедрить — тогда и за корни браться. А иначе одна суета вокруг красивых формулировок перед лицом западных доноров. Никакой самоновейший порядок ничего не может позволить или не позволить. Позволяют себе люди, человеки, облеченные властью и ею развращенные. На смену прежним административным процедурам они придумают другие и будут драть с предпринимателей по семь шкур три раза в день. Но добросовестно отказаться от использования властных инструментов, с помощью которых столь легко добываются деньги и личное благополучие, — таких чиновников мы еще не видели. Если и встречается в природе подобное, то в виде экзотического исключения, только подтверждающего общее правило.
    Более жестким должны в скором будущем стать Уголовный кодекс и Кодекс “Об административной ответственности”, а также Закон “О рынке ценных бумаг”. Правительством подготовлен проект “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”, которому президент придает большое значение.
    Далее следует пакет законопроектов, “которые должны обеспечить дальнейшую реализацию программ приватизации”. Имеется в виду заключительный, четвертый этап “Программы приватизации государственной собственности на 2004–2006 годы”. В нашей стране, как ни странно, еще есть что приватизировать — распредкомпании “Кыргызэнерго”, газовая отрасль.
    “Вообще, уважаемые депутаты, вы знаете, что мы предпринимаем большие усилия для наведения порядка в энергосекторе, — прочувствованно обратился Аскар Акаевич к парламентариям. — Этот вопрос специально обсуждался Советом безопасности. Люди поддерживают нас в этом, несмотря даже на то, что приходится принимать непопулярные меры. Все понимают, что надо наводить порядок”.
    “Непопулярные меры” — это, надо полагать, веерные отключения электроэнергии. Пока как–то не доводилось встречать ни одного сознательного гражданина, который бы радостно сидел без света в Бишкеке (часами) и в регионах (неделями) во имя будущего порядка в этой отрасли. Ну да ведь до вопиющего беспорядка ее довели недобросовестные чиновники. Только за АО “Национальные электросети” числится 148 миллионов сомов долга по налогам. Что не помешало “бездомному” премьер–министру Николаю Танаеву получить от энергетиков беспроцентный кредит на сумму, значительно превышающую эту задолженность. Но поскольку премьер в момент скандала в прессе практически мгновенно кредит вернул, то все госчиновники на этом примере немедленно перекуются в добросовестных и очень правильно разберутся с приватизацией еще не попавших в частные руки объектов. “Надо принять решения, открывающие путь в энергетику инвестициям и эффективному собственнику. И одновременно надо обеспечить эффективный государственный контроль этой важнейшей жизнеобеспечивающей сферы”, — полагает глава государства.
    Надо, конечно, ох как надо! Но понятия “эффективный собственник” и “эффективный государственный контроль” у нас плохо стыкуются. Вот, к примеру, есть у нас невероятно эффективный собственник алкогольной сферы. Производство продукции растет в разы, тем не менее столичный ликеро–водочный завод задолжал государству 18 миллионов сомов. И государство не чешется их взыскать. Это, конечно, не энергетическая сфера. Хотя алкоголь в нашей стране, пожалуй, самый востребованный продукт. Он как никакое другое средство способен сначала возбудить энергию потребителя, а потом свести ее к нулю.
    Далее в числе “важнейших законопроектов, влияющих сегодня на развитие энергетики”, президент назвал проект “Об оценочной деятельности”, поскольку от него “зависит развитие рынка недвижимости и земли, ипотечных инструментов, а также эффективное функционирование налога на имущество”. А также попросил депутатов ускорить принятие Таможенного кодекса и сообщил о том, что уже к осени будет подготовлена новая редакция Налогового кодекса.
    Во втором блоке — законопроекты, касающиеся “утверждения в стране добросовестного управления и развития нашей политической системы”: “О государственной службе”, “О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, занимающих высшие и иные государственные должности, а также ближайших членов их семей”, “О Счетной палате Кыргызской Республики”, “О статусе судей” и другие.
    Многострадальный закон “О госслужбе” изменил лицо и вскоре будет направлен в Жогорку Кенеш. “Новая редакция законопроекта… направлена прежде всего на совершенствование системы государственной службы, повышение ее прозрачности и подотчетности перед гражданским обществом”. Дальше цитировать не могу, мешают слезы умиления. Неужели наша госсистема станет совершенной до полной прозрачности и перестанет скрывать от общества свои решения, начнет перед ним честно отчитываться в средствах массовой информации?!
    Для эффективности (и ни для чего иного) предусматривается “функционирование Национальной комиссии по делам государственной службы”. А при ней “будет действовать Совет по государственной службе, задачей которого будет являться рассмотрение основных вопросов развития и реформы государственной службы Кыргызской Республики”.
    Так и представляется огромный, на всю страну, отдел кадров, исполняющий важнейшую государеву службу — кого на какой пост за какую сумму в долларах назначить. “Если в одном месте убавится, в другом столько же прибавится”, — сказал родоначальник всех российских наук. Сколько ни сокращай госаппарат, он, подобно флюсу, все равно вырастет на лице государства. Стержнем этого образования станет институт государственных секретарей, “за счет которых будет обеспечиваться стабильность государственных органов даже при отставке правительства или министра с должности”. Это, конечно, большое удобство на тот случай, если потребуется отставить танаевский кабинет министров и растянуть во времени процесс формирования нового правительства. Такая пауза способна обездвижить претендентов на посты даже в самую горячую предвыборную пору. Что и требуется доказать. Меньше народу, больше кислороду.
    Касательно закона о декларациях. Аскар Акаевич с супругой явились образцом сознательности и еще до принятия закона свои доходы обнародовали. Например, общая сумма зарплаты главы в минувшем году составила чуть больше 14 тысяч долларов США. Совсем мизер, если сравнивать не с доходами среднестатистического кыргызстанца, а с коллегами — президентами других государств. Но тогда придется и доходы наших граждан сопоставлять с “ихними”.
    Насчет того, что основная часть доходов от публикации книг, выражаемых в долларах, в цифре с пятью нулями семьей отдана на благотворительные нужды, это приятно. Но — маленькая деталь. Публиковать книги — удовольствие очень дорогое. Тем более — за границей. Кто оплачивал типографские услуги — государственная казна? Об этом сведений в декларации нет. Как нет упоминания и о том, что бестселлер первой леди “У надежды не бывает ночи” заставляли по 120 сомов покупать почтовых работников с зарплатой 600–700 сомов.
    И все равно президент у нас — человек почти что бедный. Джип “Мерседес” у него 1995 года, даже неудобно. Правда, люди из окружения главы государства рассказывали, что на одну из свадеб детей в госрезиденцию, где Аскар Акаев живет в гостевом доме, приглашенные на торжество поднесли десятка два новехоньких автомашин, так что на всю семью хватило бы. Клевещут, конечно! Куда же их потом дели, эти мифические авто — предприятиям насильно продали, что ли? Нет, нет и нет. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Вот старенький джип — это да. Быть может. Кто не верит — пусть проверит.
    Законопроекты третьего блока нацелены “на упорядочение системы социальных выплат и льгот, адресной направленности социальной поддержки отдельных уязвимых групп населения”. Вот с адресной направленностью у нас беда. Казалось бы, за 13 лет независимости нашей маленькой страны соцслужбы должны эти адреса наизусть знать, а проблема тут как тут. То ли память плохая, то ли адресов с каждым годом становится все больше и больше… Хотя, к примеру, ветеранов Великой Отечественной все меньше… За это им по разработанному законопроекту о социальных льготах накануне 60–летия Великой Победы к 9 Мая будут больше денег давать. Еще увеличится размер компенсационных выплат на оздоровление и питание “чернобыльцам”, многие из которых тоже покинули эту юдоль скорби. Может быть, потому, что государство о них плохо заботилось все эти годы. В общем, кто еще жив, тому повезет. Но, видимо, не сильно. Сумма увеличения не названа, но пределы щедрости государства в целом хорошо известны.
    Закон “О государственных социальных льготах в Кыргызской Республике” предусматривает льготы для шести категорий малообеспеченных граждан вместо 36 категорий, которым предоставлено “право на скидки, компенсации и субсидии при оплате энергоносителей, транспортных, медицинских, жилищно–коммунальных услуг и услуг связи, на которые сегодня расходуется более 400 млн. сомов”.
    Ну и практически все. Президент похвалил парламент за то, что он “больше внимания стал уделять своей базовой функции — законотворчеству”, и попенял на неподкрепленность отдельных норм финансовыми ресурсами, а также на лоббирование и неспособность ЖК переработать большой поток поступающих законопроектов, частью небрежно подготовленных. Последнее пожелание главы государства: “Надо завершить свою миссию достойно, закончив формирование законодательной базы, адекватной новой редакции Конституции страны и требованиям более динамического развития Кыргызстана”.
    Рина Приживойт.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/6399/


Распечатать: Нам бы, братцы, жить да не тужить РаспечататьОставить комментарий: Нам бы, братцы, жить да не тужить Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Нам бы, братцы, жить да не тужить Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007