Распечатать: Учитель — обманут и забыт РаспечататьОставить комментарий: Учитель — обманут и забыт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учитель — обманут и забыт Посмотреть комментарии

9 октября 2014

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Учитель — обманут и забыт

    5 октября отмечался Всемирный день учителя. В этот день ООН предлагала родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменили их жизнь хорошие учителя, память о которых они сохранили. В нашей республике людям этой профессии живётся, пожалуй, несладко. На днях появилась тревожная информация, что несколько тысяч педагогов готовы выйти на митинг, чтобы привлечь внимание к своим проблемам.

    Кадровый голод

    Обычно накануне 1 сентября представители Минобразования рапортуют о готовности школ к началу учебного года. Проведен ремонт в классах, созданы условия для безопасности детей и т. д. Но, как отмечают эксперты, за этими победными сообщениями прячется одна из острейших проблем образования — дефицит учителей.

    Практически во всех регионах не хватает педагогов. Это тем более удручает, что, по статистике, более 70 процентов выпускников педвузов не идут работать по специальности. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. В основном школы испытывают дефицит учителей иностранных языков, математики, физики, химии и информатики. Между тем люди старшего поколения подошли к пенсионному рубежу, и некоторые из них просто не в состоянии больше дарить свою заботу детям.

    Острый дефицит учителей признает министр образования и науки Канат Садыков.

    — В мае у нас было 1,7 тысячи вакансий, сейчас цифра уточняется, — отметил он. — К сожалению, она не уменьшается, а увеличивается, достигая примерно 2 тысяч. То есть в среднем по республике в одной школе не хватает одного учителя. Однако при этом по Чуйской области насчитывается более 700 вакансий, а только по Бишкеку — более 400.

    По прогнозам, дефицит будет лишь возрастать: из 70 тысяч учителей 11,2 процента старше 60 лет, а 65 процентов — старше 45. Выпускники педагогических вузов идут работать кем угодно — менеджерами, официантами, экскурсоводами, только не учителями. По данным Нацстаткомитета, в стране насчитывается около 36 тысяч граждан с педагогическим образованием, которые не хотят работать в школе.

    Слабая надежда

    По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в Кыргызстане — низкая зарплата. Многие наставники почувствовали себя обманутыми в результате неправильной реформы в системе образования, в частности после введения почасовой системы оплаты труда, и предпочли оставить педагогику. На сегодня заработная плата учителей в общеобразовательных учреждениях в среднем составляет 5—7 тысяч сомов, а не 15 тысяч, как было обещано ранее.

    — Если в 2010 году в школах КР работали 69 тысяч учителей, то в 2012-м, когда было заявлено о повышении зарплаты, они стали возвращаться в школу, и число учителей достигло 75,6 тысячи. Однако в 2013 году, когда учителя поняли, что их опять обманули, начался обратный процесс, и их число сократилось до 72 тысяч человек, — сообщает президент ассоциации “Союз образовательных учреждений” Гайша Ибрагимова.

    — Под давлением Минфина введена почасовая система оплаты труда педагогов, в связи с чем сокращена урочная нагрузка с 330 до 297 часов в год. За счет сокращения учебного плана в 2011—2012 годы высвобождено 443 миллиона сомов, которые изъяты финансовыми органами. Все сэкономленные деньги должны были остаться в школе в качестве стимулирующих средств. Но, к сожалению, появились желающие эти деньги забрать, — добавила Ибрагимова.

    Сегодня многие школы оказались на грани забастовки учителей, которые однажды могут просто не прийти на занятия, а ведь учебный год только начался. В экстренном порядке Министерство образования и науки направило в Минфин свое видение возможного увеличения заработной платы учителям. Оказалось, что спасать школу вновь будут родители. Минобразования предложило повышать финансирование школ за счет внутренних резервов системы школьного образования и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в том числе за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг. Речь идет о платных дополнительных уроках. Однако и с государства бремя не снимается. Чиновники предложили законодательно закрепить норму об обеспечении финансирования школьного образования в полном объеме для обеспечения приоритетного финансирования школ и недопущения снижения уровня расходов на финансирование школьного образования.

    — Школьное образование не должно финансироваться по остаточному принципу. Расходы на образование должны производиться одной строкой по защищенным статьям, так же как и пенсии, пособия и отчисления в ФОМС, — отметила вице-премьер-министр Кыргызстана Эльвира Сариева.

     Услуга, а не заслуга

    Сами учителя также отмечают, что отношение к ним изменилось — как со стороны детей, так и родителей.

    — Раньше наша профессия была почетной. К учителям относились с уважением, прислушивались, — говорит учительница математики одной из столичных школ с 30-летним стажем работы. Она попросила не указывать ее имени.

    — Сейчас везде говорят и пишут, что школа предоставляет “образовательную услугу”. А ведь мы воспитываем будущее нашей страны. Отношение к преподавателям стало таким же, как к продавцам, официантам, уборщицам, — сетует педагог. — Вот и получается, что клиент всегда прав и требует свое. Сейчас от ребенка часто можно услышать: “Вы не имеете права”. Например, когда преподаватель хочет забрать у школьника до конца урока очередную игрушку — телефон или планшетный компьютер.

    В школе наша собеседница ведет три предмета — физику, математику, информатику, потому что специалистов не хватает. К тому же приходится брать классное руководство. Свободного времени практически нет, а зарплата при этом остается маленькой.

    Неудивительно, что кыргызстанские учителя попросили узаконить нормативную недельную нагрузку учителей. Об этом общественности сообщила представитель Центрального комитета профсоюза работников образования и науки Лидия Олимпиева.

    По ее словам, сегодня необходимо сделать все для того, чтобы среднемесячная зарплата в системе образования была не ниже среднемесячной зарплаты в целом по республике.

    — Отмененные квалификационные категории должны быть возвращены, — считает Олимпиева. — Многие учителя возмущены тем, что в новых условиях оплаты труда законодательно убрали нормативную нагрузку педагогов. Раньше в Законе “Об образовании” это было оговорено: за учителем 5—11-х классов закреплено 18 часов педагогической нагрузки, за учителем начальных классов — 16 часов в неделю. Так они были защищены. Чтобы дать меньше нагрузки, директор должен был получить от учителя письменное согласие. А теперь это убрано, учитель получает столько часов, сколько посчитает нужным директор: или 6 часов, или все 26. Директор самовольно дает нагрузку, а учитель лишен права защищаться.

    У педагога женское лицо

    Эксперты обеспокоены тем, что в большинстве школ преподают исключительно женщины. Заниматься благородным делом за маленькие деньги с полной отдачей могут себе позволить те, у кого мужья имеют хорошо оплачиваемую работу. Среди учительниц немало пенсионерок. Работая и получая пенсию, они в состоянии обеспечить себе относительно пристойное существование. В основном не хватает учителей физкультуры, информатики и технологии. Многим приходится работать по совместительству сразу в нескольких школах.

    — Средняя зарплата учителя у нас в городе около 8 тысяч сомов. Разве на эти деньги мужчины могут прокормить семью? Поэтому все они уходят в коммерческие структуры, — говорит бывший учитель физкультуры Сергей Ковалёв.

    Между тем, по мнению психологов, то, что у школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

    Цифры и факты

    По республике функционирует 2207 общеобразовательных школ, в том числе 269 учреждений — государственных, 60 — частных, еще более тысячи — муниципальных. В них обучается миллион 27 тысяч школьников. Кроме того, действует 927 дошкольных образовательных учреждений, которые посещает более 127 тысяч детей.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/42890/


Распечатать: Учитель — обманут и забыт РаспечататьОставить комментарий: Учитель — обманут и забыт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Учитель — обманут и забыт Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007