Распечатать: Беспорядок, но не художественный РаспечататьОставить комментарий: Беспорядок, но не художественный Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беспорядок, но не художественный Посмотреть комментарии

27 июня 2013

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Беспорядок, но не художественный

    Одно из старейших учебных заведений Кыргызстана — художественное училище имени Семена Чуйкова, воспитавшее немало отечественных живописцев, прикладников и дизайнеров, сейчас отчаянно нуждается в помощи. Корреспонденты “МСН” побывали в учебном заведении и увидели, что условия, в которых учатся будущие творцы, далеки от идеальных и совсем не располагают к вдохновению.

    В гидах сам директор

    Среди элитных многоэтажек сложно найти небольшое здание училища. Некогда спокойный центр города активно застраивается. Практически круглосуточно работают бригады, огромные машины подвозят строительные материалы. Немного поплутав, мы все же нашли училище. К нам навстречу вышел директор заведения, известный художник Жыргал Матураимов.

    — С трудом вас отыскали среди этого элитного новостроя, — обращаемся к художнику.

    — На выяснение отношений с соседями совсем нет времени, нам бы решить все внутренние проблемы, — серьезно говорит Жыргал Матураимович. — Только вот жаль, что загубили ирригационную сеть, боюсь, многолетние сосны могут погибнуть.

    Жыргал Матураимов во главе училища встал пару месяцев назад по приказу министра культуры, информационной политики и туризма КР Султана Раева. Кандидатура заслуженного деятеля культуры Матураимова достойная. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева, а также в частных коллекциях Кыргызстана и за рубежом.

    — После назначения многие знакомые звонили с поздравлениями, а на самом деле впору сочувствовать — училище в заброшенном состоянии, предстоит очень много работы, — говорит Жыргал Матураимович и приглашает нас на небольшую экскурсию по зданию.

    Он сам окончил в 1974 году это училище, только в то время оно находилось в старом здании возле кинотеатра “Россия” и называлось Фрунзенским художественным. По новому адресу заведение прописалось в начале 80-х.

    — Само здание прекрасно, но ему требуется ремонт, который, видимо, не проводился очень давно, — поясняет директор. — Нужно отладить работу отопительной системы, заменить окна. В помещениях, где проводятся занятия, условия просто катастрофические. По словам педагогов, зимой в здании пронизывающий холод, от сквозняков не спасают даже картонные заплатки на оконных рамах, а занятия проводятся в верхней одежде. Замерзшими пальцами дети рисуют, лепят и ткут. А ведь говорят, художник не столько профессия, сколько состояние души. О каком вдохновении может вообще идти речь?

    Заглядываем внутрь класса декоративно-прикладного искусства. Там стоит лишь одна промышленная швейная машинка, на которой работают по очереди старшекурсницы. Обшарпанные стены кабинета украшают красочные войлочные панно, шырдаки и другие изящные изделия. Всю эту красоту молодые мастерицы создают на старых партах, а иногда даже на полу. В гончарном цехе не хватает печей. На весь курс всего две, и те порядком изношенные.

    На очереди — библиотека. Ей заведует одна из старожилов училища — Надежда Степановна Валитова. Даже сейчас, в июньскую жару, в помещении прохладно. Впритык к окну библиотеки — мрачная кирпичная стена соседского особняка.

    — Удалось выкроить немного денег на замену оконных рам на одном из этажей, решили ремонтировать верхний — в классах, где проходят занятия по живописи. Здесь работают с обнаженной натурой, а в помещении гуляют сквозняки, — комментирует ситуацию Матураимов.

    По его словам, есть нехватка самого необходимого — мольбертов.

    — Все хозяйственные проблемы нужно решать уже сейчас, до наступления учебного года, — продолжает Жыргал Матураимович. — А то получится: гостей пригласили, а стол не накрыли. Ну наберем мы студентов, а как они будут учиться в таких условиях?

    За место не держусь

    Завершая небольшую экскурсию, директор училища проводил нас в свой кабинет. В нем нет роскошных столов и кожаных кресел — усаживаемся на обычные стулья.

    — До сих пор не привык к должности руководителя. Мое самолюбие это кресло никак не тешит, — говорит художник. — До тех пор, пока такая разруха царит во всем училище, о ремонте в своем кабинете я даже и думать не буду…

    — Какую проблему вам бы хотелось решить первой?

    — К зиме уже сейчас надо готовиться. В свое время деньги на ремонт системы отопления выделялись, но как были использованы, непонятно. Если честно, финансовые дела для меня — темный лес. В этом предстоит еще разобраться. Да и поддержки со стороны чиновников пока не видно. Приходится неделями бегать по кабинетам, а отдачи никакой.

    — Какой моральный климат в коллективе?

    — Я разговаривал со многими студентами один на один. Провел анкетирование, чтобы выяснить, что не устраивает. В училище, как я понял, накопилось много негатива. Коллектив разделился. Одна часть была за предыдущего директора, другая — за его предшественника. И у каждого своя правда, не хочу никого осуждать. Моя задача — создать нормальную, здоровую атмосферу, чтобы учебный процесс шел как положено. Не приемлю грубости и хамства со стороны преподавателей по отношению к учащимся. Ведь, по сути, именно дети здесь хозяева, а мы лишь персонал, нанятый государством.

    — Как обстоят дела с педагогическим составом? В училище укомплектован штат?

    — Да, практически полностью. Несомненно, в коллективе есть хорошие педагоги-патриоты, которые работают за небольшую зарплату. А есть и такие, кто не на сто процентов отдается работе, и в результате страдает общий уровень подготовки учащихся. Все эти наболевшие вопросы буду поднимать на педсовете. У нас много пенсионеров. Опыт, конечно, хорошо. Важна и преемственность поколений, но… Чтобы как-то улучшить учебный процесс, будем проводить семинары, встречи с молодыми и успешными художниками, дизайнерами. Фрунзенское художественное училище входило в десятку лучших художественных училищ СССР. Раньше 95 процентов художников получали хорошее базовое образование в стенах нашего училища. Увы, сейчас художников штампуют. В годы независимости появились отделения дизайна и художественные факультеты в нескольких вузах. В итоге мы получили армию людей с дипломами. А надо было всего лишь сохранить базу.

    — Наверняка найдутся доброжелатели, которые будут вставлять палки в колеса. Не боитесь?

    — За место не держусь, но раз пришел, хочется хоть что-то сделать на благо нашего государства. На следующий год училищу, которое основал Семен Афанасьевич Чуйков, исполняется 75 лет. Хотелось бы возродить традиции, заложенные Мастером, и наладить хорошую учебную атмосферу. Надеюсь увидеть результаты своей работы в течение полугода.

    Имени Мастера

    С именем Семена Чуйкова неразрывно связаны становление и развитие кыргызского профессионального изобразительного искусства. Он стоял у истоков не только создания Союза художников Кыргызстана, но и был инициатором открытия новой студии, на базе которой в 1939 году образовано Фрунзенское художественное училище.

    Чуйков уделял большое внимание воспитанию кадров, помогал студентам, учившимся в Москве, Ленинграде. Многие из его воспитанников стали позднее известными мастерами: Г. Айтиев, С. Акылбеков, С. Чокморов и другие.

    “Мы прекрасно понимали, — говорил он, — что на наших плечах лежит обязанность воспитывать национальные кадры художников, без этого не может развиваться художественная жизнь республики, о которой мы мечтали, но мы дол­жны не только мечтать, но и действовать”.

    Наследие Семена Афанасьевича Чуйкова огромно, его произведения вошли в золотой фонд многих крупнейших музеев — Третьяковской галереи, Музея искусств народов Востока, музеев Индии, Дрезденской галереи и в других зарубежных собраниях. До него никто не показывал Кыргызстан так всеобъемлюще и проникновенно. Созданная им картина “Дочь Советской Киргизии” принесла ему мировую славу. Картина по праву входит в золотой фонд советской живописи и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Этот этюд о сельской девочке-школьнице на фоне дальних гор многие назвали символом молодой республики. Чуйков не мыслил себя и свое искусство без края, где жил и творил. “Киргизия, которую я изображаю, для меня не является экзотикой — здесь я родился и вырос”, — писал он.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/39919/


Распечатать: Беспорядок, но не художественный РаспечататьОставить комментарий: Беспорядок, но не художественный Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беспорядок, но не художественный Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007