Распечатать: Спасти учительские души РаспечататьОставить комментарий: Спасти учительские души Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Спасти учительские души Посмотреть комментарии

22 ноября 2012

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Спасти учительские души

    Минфин сокращает расходы на образование на 349,3 миллиона сомов, в том числе расходы по выпуску учебников.

    Под сокращение также попали средства на командировки, транспортные услуги, здания и сооружения. Будут урезаны депозит молодого учителя и программа по оснащению 100 школ интерактивными досками и учебными лабораториями. Министр финансов Ольга Лаврова отметила, что это вынужденная мера.

 

    Подсчитали — прослезились

    Чиновники считают, что необходимо оптимизировать расходы на школы. Для этого и был введен принцип подушевого финансирования школьного образования и новые условия тарификации учительской зарплаты. Однако нововведения со скрипом приживаются в республике. Работники сферы образования, несмотря на возникающие трудности, предпочитали о них умалчивать. В СМИ просочилась информация, что в одной из столичных школ уроки взялась вести родительница вместо уволившейся учительницы, вместе с тем выяснилось, что заявления об уходе подали несколько столичных педагогов. Эта история надела шумихи в прессе и побудила чиновников рассказать о наболевших проблемах.

    Министр образования Канат Садыков провел разъяснительную встречу с директорами столичных школ. Впервые с начала учебного года у педагогов появилась возможность высказаться на больную тему.

    — Я не собираюсь выступать только защитником принципов подушевого финансирования, — заверил министр. — Не скажу, что оно идеально и решает все вопросы системы образования, но основная проблема — в системе финансирования школ. Министерство образования не управляет деньгами, 98 процентов средств находится в айыл окмоту. Если там бухгалтер ничего не знает о тарификации и почасовой оплате труда, в итоге мы имеем задержки по зарплате или неверно выведенные суммы. Были случаи, когда бухгалтеры местных администраций экономили на статьях, которые должны идти учителям, и направляли на другие затраты. Распределением средств должно заниматься Минобразования через централизованную бухгалтерию, где должны быть отделы контроля качества.

    Садыков отметил, что подушевое финансирование введено для того, чтобы уменьшить государственные расходы на содержание пустых школьных зданий, на коммунальные услуги, где львиная доля финансирования уходит на содержание административного персонала и штата.

    Эта методика заключается в том, что средства на содержание школы выделяются по количеству детей, которые в ней обучаются. В норматив включены расходы на заработную плату учителей и обслуживающего персонала, коммунальное содержание, компенсация на книги и учебные затраты. Из всех этих показателей и складывается сумма на содержание каждого ученика определенной школы. В начальных классах на одного учащегося отводится 9300 сомов, с 5-го по 9-й класс — 10300, старшеклассника — около 12 тысяч сомов.

    Более экономичным в этой системе становится содержание школ с большим количеством учеников.

    По словам министра, в отдельных районах Кыргызстана выстроилась очередь из учителей, желающих трудоустроиться по специальности.

    — В Нарынском и Ат-Башинском районах, например, учителя стоят в очереди в районо и мечтают, чтобы пенсионеры вышли на заслуженный отдых, дабы занять их места. Значит, новая система оплаты имеет и положительные моменты, — сказал чиновник.

    Однако не стоит забывать, что в регионах уровень жизни отличается от столицы и работы там очень мало.

 

    Даешь нагрузку!

    Раньше оплата труда учителей производилась по единой тарифной сетке, и тогда была определена ставка в 16 часов в начальных классах и 18 часов — в старших. Чтобы хоть как-то прожить, учителя брали по 2 и 2,5 ставки. Теперь же, как поясняют в Минобразования, зарплата учителей складывается из почасовой оплаты труда за урочную, подготовительную, внеурочную и работу по повышению мастерства. Во время встречи с министром образования и науки Канатом Садыковым директора школ попросили увеличить предельно допустимую урочную нагрузку минимум до 30 часов, а внеурочную — до 18.

    — Сейчас ставка учителя составляет 32 часа (20 часов урочной и 12 внеурочной работы). Из-за нехватки кадров многие учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку — до 41 часа, но оставшиеся часы им не оплачиваются по стажу, — заметила представитель городского профсоюза работников образования.

    — В нашей школе 30 часов химии на всех параллелях. Мы можем дать 27, остается три часа, которые нельзя никому отдать. Также у нас работают четыре учителя физкультуры на 1700 учащихся. Свободна целая ставка по внеклассной работе, которую я не могу разделить между работающими учителями физкультуры, поскольку это будет превышать предельную нагрузку, — говорит директор гимназии № 26 Елена Селезнева.

    — Эти нормативы возникли не на пустом месте, учитывалась физиологическая нагрузка учителя. Но если вы хотите, чтобы мы повысили этот предел, как раньше, когда педагоги работали и на две ставки, мы пойдем вам навстречу, — сказал министр. — Районные отделения образования с учетом нехватки учителей могут разрешать увеличивать урочную нагрузку сверх допустимого предела.

    Министр посетовал, на нарушение постановления его вынуждают идти “реалии жизни”, но оговорился, что изменения будут вводиться только с нового финансового года:

    — Откуда сейчас взяться дополнительным деньгам?

    С трудом внедряются дополнительные платные услуги, которые были узаконены новым постановлением правительства о переводе школ на подушевое финансирование.

    — Стоимость академического часа по прейскуранту в начальной школе — 25 сомов, — поясняет начальник управления образования при мэрии Бишкека Гульнара Тагаева. — К тому же прописано ограничение на количество детей в группах — до девяти человек. В итоге за группу продленного дня выходит 1800 сомов, после выплаты отчислений в Соцфонд на руки учитель получает 1300 сомов — немногие захотят работать за такую мизерную оплату.

    Пока чиновники прислушиваются к жалобам педагогов. Перекосы в новой системе могут быть, но их необходимо решать в самом начале, не дожидаясь критической ситуации.

 

    Верните статус

    В  настоящее время в Бишкеке не хватает 16 учителей начальных классов. Самый большой дефицит педагогов в Первомайском районе — 7 вакансий. После того как педагоги получили на руки зарплату за сентябрь, многие из них подали заявления об уходе. Жалованье учителей оказалось вдвое меньше обещанного. Раньше учебно-воспитательные комплексы, а их в городе насчитывается 17, имели привилегии перед общеобразовательными учреждениями. Однако при разработке постановления о тарификации труда забыли включить в документ словосочетание “школа-комплекс”. В итоге пострадали педагоги начальных классов учебно-воспитательных комплексов, которые потеряли часть зарплаты из-за этой ошибки, многие тут же подали заявления об уходе.

    — Учителя, решившие покинуть свои рабочие места, пожалеют об этом, потому что ситуация скоро изменится, и они попросятся обратно, — сказал Садыков. — С просьбой внести поправки в постановление правительства в отношении УВК мы обратились в парламент еще полтора месяца назад, и тогда один из депутатов обещал инициировать изменения, но не сделал этого. Я бы не хотел озвучивать его фамилию, но он не выполнил обещание, в итоге процесс рассмотрения затянулся.

    По его словам, Минобразования будет добиваться внесения поправок, но процедура согласования с министерствами финансов и юстиции займет около двух месяцев.

    — Через два месяца перекос будет исправлен, и это как раз совпадет с началом финансового года, — заключил министр.

    Цифры и факты

    В 2008 году на школьное образование выделялось 5 миллиардов сомов, а в этом  — более 10 миллиардов. В целом на систему образования в 2012 году государство потратило 20 миллиардов —  чуть более трети бюджета республики.

    По данным Министерства образования и науки, в Кыргызстане действует 2205 общеобразовательных школ с охватом 1 миллион 296 тысяч учеников. В них работают 74 тысячи учителей. Нехватка педагогов составляет 1307 человек, самые востребованные — учителя начальных классов.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/38553/


Распечатать: Спасти учительские души РаспечататьОставить комментарий: Спасти учительские души Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Спасти учительские души Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007