Распечатать: Халал или харам РаспечататьОставить комментарий: Халал или харам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Халал или харам Посмотреть комментарии

7 июня 2012

ПОТРЕБСОВЕТ

Халал или харам

    Для современного потребителя здоровье и безопасность сегодня стоят на первом месте. В свою очередь халалные и кошерные продукты нередко позиционируются как наиболее экологически чистые. В результате спрос на них увеличивается. В Кыргызстане рынок халалной продукции очень привлекателен для производителей, так как более 80 процентов граждан являются последователями ислама. Можно сказать, что сегмент “религиозных” продуктов становится новым модным брендом, ведь их приобретают не только мусульмане.

    Халал в переводе с арабского означает “дозволенные поступки в шариате, лежащие между обязательным (фард) и запретным (харам)”. В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных, которые были забиты не с именем Бога, мясо хищных животных (волк, лев, тигр, др.) и птиц (сокол, ястреб, орел, др.), собак, ослов и мулов. Кроме того, мусульманам нельзя употреблять в пищу продукты, содержащие алкоголь, ядовитые и наркотические вещества.

    Однако несмотря на то, что халалная продукция пользуется спросом и объемы ее растут, возникает болезненный вопрос: а действительно ли, что мы покупаем — халалное? И если для обычных покупателей это вопрос просто качества продукта, то для верующих — это целый комплекс религиозных, этических и уж потом гастрономических требований.

    Чтобы навести порядок в этой сфере, в прошлом году был внедрен национальный стандарт в сфере производства и реализации халал–продукции — КМС 1224–2011. В его основу лег малайзийский стандарт MS 1500:2009, рекомендованный к применению Организацией исламского сотрудничества. Разработкой стандартов в этой сфере в нашей республике занимается Исламский центр религиозно–научных и медицинских исследований с разрешения государства и официального духовенства. Этот же центр является официальным органом по выдаче сертификатов соответствия национальному стандарту. Однако сертификация остается делом добровольным. Исламский центр не имеет права привлекать к ответственности продавца, торгующего продукцией под маркой “халал”, если даже покупатель заподозрит “лжехалалную” продукцию. К тому же желающих узаконить свою деятельность пока единицы. Официальные сертификаты получили всего 15 предприятий.

    — К сожалению, наши проверки показывают, что основная масса продукции не отвечает требованиям халала, — говорит председатель технического комитета по стандартизации Исламского центра КР Камчыбек Омурзаков.

    Кроме того, в этой сфере возникла неразбериха, свои сертификаты стало выдавать руководство Духовного управления мусульман.

    — Муфтият Кыргызстана не уполномочен выдавать сертификаты на халал-продукцию, — считает Камчыбек Омурзаков. — В сентябре 2010 года мы выдали сертификат одной из фирм — производителю колбасных изделий. Но затем к нам начали поступать заявления о нарушениях требований. Действительно, при внеплановом осмотре на складе было обнаружено мясо курицы из Америки без лицензии халал. Мы отозвали у производителя сертификат за грубое нарушение технологии. Однако вскоре эта же фирма получила свидетельство в Духовном управлении мусульман Кыргызстана от муфтия Чубака ажы Жалилова. Но ведь проведение сертификации не входит в его компетенцию, к тому же — это лжесвидетельство, когда без проверок выдают документ, не соответствующий государственной форме.

    По словам религиозных деятелей, Министерство экономики и антимонопольной политики, при котором существует специальный отдел по халал-индустрии, также мешает им в работе.

    — С подачи чиновников Центр стандартизации и метрологии отклонил предложенный и разработанный нами стандарт, — говорит Камчыбек Омурзаков. — А все потому, что в министерстве сидят не сведущие в этом люди, которые препятствуют внедрению халал-стандартов.

    Госслужащие на обвинения религиозных исследователей по поводу вмешательства в их деятельность отвечают, что не препятствуют святым отцам.

    — Внесенный Исламским центром проект предполагает в качестве уполномоченного единственного органа по халал-сертификации — Исламский центр религиозно-научных и медицинских исследований, что не соответствует действующему законодательству КР, — считает начальник управления техрегулирования и метрологии Министерства экономики и антимонопольной политики Бердимамат Аданбаев. — Согласно законодательству, все стандарты на территории нашей страны являются добровольными. Это означает, что предприниматель сам решает, какого стандарта ему придерживаться. Госорганы не осуществляют контроля продукции или подтверждения ее на соответствие стандарту халал. Иными словами, функция надзора передана на саморегулирование, которую могут осуществлять частные органы сертификации, ассоциации предпринимателей или общественные комитеты. Задача государства состоит лишь в том, чтобы создавать условия, определять правила игры в виде установления стандартов.

     Ради Бога

    В идеале халалная пища и продукты прежде всего служит образцом неукоснительного следования жестким санитарным и гигиеническим требованиям. Процесс изготовления “чистых” с религиозной точки зрения продуктов куда сложнее обычного. Между тем эксперты считают, что соблюсти стандарты в Кыргызстане пока невозможно. Достаточно сказать, что убой животных, из мяса которых впоследствии будет изготовлена колбаса или сосиски, должен проходить в строгом соответствии с религиозными канонами. Для этого у нас нет нормальных боен, которые бы просто отвечали гигиеническим требованиям. То же касается разделки туш и обработки. Иными словами, нужно выстроить огромную производственную цепочку. Любое нарушение правил может сделать продукт “нечистым”.

    К торговле и хранению продукции халал предъявляются свои требования, и они непростые. Халалная продукция не должна соприкасаться с другим продуктом. Это и места хранения, и свой транспорт, отдельные лотки, топоры, ножи и т. п. Нельзя, скажем, на одной доске и одним ножом резать халалную и другую продукцию.

    Кошерные тонкости

    Правила, аналогичные халалу, есть и в иудаизме. Иудеи также не едят свинину. И там соблюдается строгий ритуал забоя животных с произнесением соответствующих молитв. Например, мясник-мусульманин, перерезая сонную артерию забиваемого животного, произносит “Бисмилляхи, Аллаху Акбар”. Иудейский мясник, шойхет, действует подобным образом, конечно, произнося иудейские религиозные формулы. Забой обязательно производится особо острым ножом, чтобы причинить как можно меньше мучений животному. Для обеих вер главный принцип — дать возможность вытечь максимальному количеству крови из туши.

    Последователи иудаизма соблюдают довольно сложную систему правил выбора продуктов и приготовления пищи — кашрут. Соответствующие ей продукты называют кошерными, то есть разрешенными. Одни из самых важных правил кашрута — не смешивать мясное и молочное, не употреблять в пищу рыбу без чешуи, использовать виноградное вино, произведенное только евреями, и так далее. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление спиртных напитков, а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного.

    Гурмания

    Сталик ХАНКИШИЕВ, автор кулинарной книги “Казан, баран и дастархан”.

    — Каким будет шашлык, можно определить еще на рынке. Если вам позволят потрогать мясо, мягкое мясо в сыром виде будет мягким и в шашлыке. Если оно жесткое в сыром виде, никакие маринады существенно не помогут. Маринование в кефире — широко распространенный способ. Но это еще и опасный способ. Люди, которые применяют его не по-индийски, не по-ирански, здорово рискуют. Если это живой кисло-молочный продукт, то в нем содержится достаточно большое количество бактерий, как они поведут себя на мясе — кто знает. Нужно применять этот способ маринования, как в Индии, там используется масса специй, которые являются антиоксидантами, превосходно борются с бактериями.

    Во время приготовления шашлыка надо выключить музыку, кроме той, что издают кусочки мяса, насаженные на шампур. Мясо начинает шкворчать, находясь над углями. Из него вытекает сок, выходят пары, пузырьки лопаются, угольки шипят… Слушайте эти звуки, когда они усиливаются — это то самое время, когда кусочки мяса надо перевернуть. Если в этот момент посмотреть на мясо, можно увидеть, как сок начинает выпариваться, а жир вытапливаться. И когда мясо переворачиваем, капельки сока и жира возвращаются обратно в мясо.

     ОКОлесица

    Фастфуд или жизнь?

    Ученые США объявили набор добровольцев, которые за вознаграждение согласились бы в течение трех месяцев питаться исключительно блюдами фастфуда. Вознаграждение, а также медицинская помощь в случае возникновения проблем со здоровьем гарантируются. Набор “дегустаторов” нездоровой пищи объявили специалисты из университета Вашингтона. Они намерены изучить зависимость питания и развития диабета, ожирения, сердечно-сосудистых и других заболеваний, связанных с увлечением фастфудом. Размер вознаграждения — три с половиной тысячи долларов.

    Свадебная мечта

    Британка похудела на 12 размеров, чтобы влезть в свадебное платье своей мечты. 30-летняя Сара Уорд поклялась, что выйдет к алтарю в платье цвета слоновой кости восьмого размера. В 2000 году девушка обручилась со своим будущим мужем. Тогда Сара носила платья двадцатого размера, однако, получив предложение руки и сердца, поклялась сбросить лишние килограммы и надеть на свадьбу платье восьмого размера. Работа над собой заняла много лет. Сара перепробовала множество различных диет и курсов для похудения, пока однажды не нашла программу, которая оказалась для нее подходящей. За шесть месяцев британка похудела на шесть размеров.

    Украина гордится салом с чесноком

    На Украине составлен рейтинг лучших национальных блюд. Первое место рейтинга заняло сало с чесноком. Второе место в национальном меню, составленном на основе рецептов, которые на конкурс предлагали сами жители Украины, заняла домашняя колбаса. На третьей позиции находятся вареники с капустой и грибами. Далее идут: холодец, борщ, деруны, запорожский капустняк, блинчики с творогом, поросенок с гречневой кашей.

     Фото Владимира ВОРОНИНА

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/37764/


Распечатать: Халал или харам РаспечататьОставить комментарий: Халал или харам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Халал или харам Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007