Распечатать: Навар за “живой товар” РаспечататьОставить комментарий: Навар за “живой товар” Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Навар за “живой товар” Посмотреть комментарии

30 декабря 2011

ТЫ И Я

Навар за “живой товар”

    Безработица, процветающая в Кыргызстане, вынуждает его население искать пропитание на чужбине. Нередки случаи, когда наши граждане, желая заработать, попадают в лапы аферистов. Ежегодно жертвами торговли людьми становятся около пяти тысяч кыргызстанцев. Работорговля процветает и внутри республики: из бедных сельских районов людей привозят в Ош и Бишкек. Продажа “живого товара” стала выгодным бизнесом в нашей стране, в который помимо иностранных вербовщиков втягиваются и местные жители.

    Надежда Майрамбека

    37-летний Майрамбек на малую родину в Кеминский район Чуйской области вернулся около месяца назад. Девять лет мужчина прожил в казахском селе Кайрат. Пас скот зажиточного фермера, который сулил Майрамбеку хорошую зарплату, а в итоге не выплатил и половины обещанных денег.

    — В Казахстан я выехал нелегально в 2003 году. Сначала работал реализатором на одном из алматинских рынков, — рассказывает кеминец. — Позже через брата познакомился с мужчиной, который предложил поработать пастухом. Недолго думая, согласился. Естественно, трудового договора мы не заключали. Поверил, так сказать, его слову. Летом были в горах, зимой — на базе. Жили в постройке без электричества. Следить надо было за лошадьми и коровами. Стадо составляло 500 голов. Но платить зарплату хозяин словно забывал. Иногда выдавал нам по 30—50 долларов в месяц, хотя договаривались, что он будет платить по 100 долларов. Ребят, с которыми я приехал туда, условия работы не устроили и в один прекрасный день они испарились, прихватив мой паспорт и всю наличность, которую скопил на тот момент. Несмотря на это, попытки уехать я все же делал, но хозяин угрожал, что у него есть связи в правоохранительных органах — дескать, пересечь границу я все равно не смогу. Пригрозил, что расправится с моей семьей. А вообще обращались со мной хорошо, кормили, обеспечивали одеждой. Я до последнего надеялся, что получу заработанные деньги и уеду домой.

    В отчий дом Майрамбек вернулся благодаря престарелой матери, которая обратилась в косульский отдел Посольства КР в Казахстане с просьбой вернуть сына домой.

    — Собираюсь подать на скотовода в суд, хочу получить причитающееся мне по закону, — говорит Майрамбек.

    Не верь, но бойся и проси

    А вот Ольга в справедливости отечественной Фемиды очень сомневается, и на это есть веские причины. Эту молодую женщину продали в сексуальное рабство представители власти. Были это милиционеры или оборотни в погонах — не известно до сих пор. Выяснять, кто похитил Ольгу и ее подругу почти в центре Бишкека и отправил в один из алматинских притонов, никто не желает, даже наоборот, — советуют “держать язык за зубами”.

    Ольга — воспитанница детского дома, приехала в столицу с огромным желанием учиться в университете, но не получилось, провалила экзамены.

    — Я устроилась на работу помощником повара. Однажды мы с подругой пошли гулять. Это было осенью 2007 года, — вспоминает Ольга, которой сейчас тридцать. — В районе филармонии к нам подошли два милиционера, показав удостоверения, потребовали наши документы — мол, паспортный режим. Документов у нас не было, мы “прошли” в машину, где нам сказали, что отвезут в контрольно-адресный пункт для проверки. Ехали мы долго, а когда я поинтересовалась, куда нас везут, получила несколько ударов по лицу и потеряла сознание. Очнулась уже в Казахстане. Как пересекли границу, не помню. Привезли в подвал многоэтажного дома, переоборудованный под гостиницу. Там поджидали женщина и двое крепких молодых мужчин. Они сказали, что мы проданы. Конечно, я начала сопротивляться, тогда мне сломали руку. После недели избиений отвезли в степь, выкопали яму и сказали, что закопают заживо. Тогда я подумала, что мертвой все равно ничего добиться не смогу, а у живой есть шанс убежать. И начала “работать”.

    В неволе Ольга провела около года. Вместе с ней в том же подвале оказалось еще семь девушек из Кыргызстана и по две из Таджикистана и Узбекистана. Работали без выходных.

    — Однажды меня с подругой повезли к постоянным клиентам, — продолжает Ольга. — Это оказались русские дальнобойщики из КР. Мы слезно просили помочь. Мужчины сжалились и спрятали нас между коробками в КамАЗе, провезли через таможню, дали немного денег, чтобы мы добрались до дома. Скольких наших соотечественников мы просили рассказать о нас правоохранительным органам — никто, кроме дальнобойщиков, не откликнулся. В правоохранительных органах моему рассказу не поверили, туда я обращалась за помощью несколько раз. Сейчас понимаю: главной ошибкой было, что не запомнила имен тех милиционеров. Может, это были оборотни в погонах. Мне даже угрожали в РОВД, куда я обращалась с заявлением. Спасибо сотрудникам кризисного центра “Сезим” и МОМ, оказавшим психологическую помощь. Они устроили меня на курсы парикмахеров. Я отучилась и работаю уже около двух лет. Свою историю решила рассказать, дабы люди всегда были начеку. Мое поколение искренне верило, что милиция всегда защитит, поможет. А сейчас верить никому, выходит, нельзя…

    По данным Главного управления уголовного розыска МВД КР, за текущий год было заведено 10 уголовных дел по торговле людьми, девять из них раскрыты: четыре факта сексуального рабства, три — трудового и два случая торговли детьми. В МВД отмечают, что удается выявить и привлечь к ответственности целые преступные группы, занимающиеся торговлей “живым товаром”. Попытки взять под контроль ситуацию дают результаты: число преступлений постепенно снижается. Если в 2008 году зарегистрировано 28 случаев работорговли, то в 2009 — шесть. На данные за 2010 год повлияли июньские события на юге страны, всего в прошлом году возбуждено 13 уголовных дел по статье 124 “Торговля людьми” УК КР.

    Скажите, доктор

    Асель РАМАНКУЛОВА, эксперт по сотрудничеству с НПО программы МОМ по борьбе с торговлей людьми и оказанию помощи жертвам торговли людьми в КР

    — С начала 2011 года медицинскую, юридическую, социальную и образовательную помощь от МОМ получили около 200 жертв работорговли. Порядка 60 процентов из них мужчины, остальные — преимущественно молодые женщины, приехавшие в столицу из регионов. Все без образования, постоянного места жительства и заработка. В 2010 году подобных обращений в МОМ было 212. Если сравнивать с 2005 годом, цифры значительно увеличились. Это еще раз подтверждает, что эксплуатация, как трудовая, так и сексуальная, процветает. Появилась целая сеть, в которой есть вербовщики, перевозчики, работорговцы. В основном мы работаем с людьми, которые выходят на нас через своих родственников или консульство. Получаем от них информацию и стараемся помочь. Активно сотрудничаем с правоохранительными органами, которые оказывают необходимую помощь.

    Бюбюсара РЫСКУЛОВА, директор столичного кризисного центра “Сезим”

    — За восемь лет работы нам удалось помочь почти двум сотням пострадавших. Ныне наблюдается тенденция к увеличению внутреннего трафика в связи с июньскими событиями в южных регионах республики. Первое, с чем возникают проблемы — многие жертвы возвращаются на родину без документов. Некоторые выезжали по поддельным паспортам или же удостоверения личности отобрали трафикеры. Многие из малообеспеченных семей, никогда раньше не имели паспортов. Для получения первичного паспорта нужны копии документов обоих родителей. К сожалению, клиенты не могут предоставить их, так как родители умерли или они не знают их места проживания. При получении паспорта необходимо свидетельство о рождении, которое зачастую утеряно. Еще одна проблема — молодежь не желает афишировать свою трагедию. Порой на реабилитацию уходит несколько месяцев. Девушки, побывавшие в сексуальном рабстве, домой возвращаются с детьми на руках и букетом заболеваний. Мужчины — с различными травмами и увечьями. Но, несмотря на это, мало кто из них заинтересован в том, чтобы виновные понесли наказание.

    Цифры и факты

    По данным Международной организации по миграции (МОМ), ежегодно 600—800 тысяч человек во всем мире становятся жертвами работорговли. 80 процентов из них — женщины и девочки, половина пострадавших — несовершеннолетние.

    В Кыргызстане жертвами трудовой и сексуальной эксплуатации становятся 5 тысяч человек в год. Мужчины трудятся на стройках и сельскохозяйственных объектах Казахстана и России. Женщин отправляют в бордели Турции, ОАЭ, Сирии, Кипра, Южной Кореи.

    Работорговцы вербуют людей, в основном проживающих в регионах КР. К примеру, в Лейлекском районе Баткенской области на удочку аферистов попались 36 сельчан. Приезжие “работодатели” посулили им стабильную работу и высокие заработки в Красноярском крае. Прибыв на место, баткенцы оказались в рабстве. Как потом выяснилось, работорговцы получили за них 53 тысячи рублей и 2800 долларов. Благодаря сотрудникам российского Красного Креста, до которых каким-то чудом дошла информация о бедующих кыргызстанцах, скитальцев вернули на родину. Есть данные, что в Красноярске в рабстве до сих пор находятся более 150 наших соотечественников.

    По сведениям кыргызстанского бюро МОМ, ежегодно из зарубежных стран удается вернуть в республику около 800 человек, проданных в рабство. По оценкам экспертов, это всего около 10 процентов людей, вывезенных за пределы страны.

    Найденыши

    В Бишкек из Москвы доставлены двое малышей, оставшихся без попечения родителей — граждан Кыргызстана.

    По словам главного специалиста отдела опеки и попечительства Минсоцзащиты Махабат Темирбек кызы, в сентябре на адрес ведомства пришло два письма: одно из внутригородского муниципального образования Люблино (Москва), другое — из управления опеки и попечительства города Мытищи (Московская область). В них сообщалось, что там находятся двое несовершеннолетних детей, оставшихся без родительской опеки. Москвичи просили посодействовать в судьбе юных кыргызстанцев.

    — Ранее нам не приходилось заниматься репатриацией несовершеннолетних, потому на подготовку необходимых документов ушло более двух с половиной месяцев, — говорит Махабат Темирбек кызы. — Радует, что теперь дети на родине.

    Девятимесячный малыш, от которого отказалась мать, сейчас находится в Бишкекском специализированном доме ребенка. Другого мальчика, которому год и три месяца, определили в Национальный центр фтизиатрии, до приезда в Бишкек он лежал в Мытищинской городской клинической больнице с подозрением на туберкулез.

    — Его мать в подмосковном СИЗО — милиция задержала ее как соучастницу в сбыте наркотиков. Когда освободится, сможет забрать сына, — продолжает Махабат Темирбек кызы. — А родственников 9-месячного малыша уже нашли. Они сообщили, что мать ребенка не видели несколько лет, с тех пор, как та отправилась на заработки в Москву. Теперь оформляют документы на опекунство.

    Привезти детей удалось благодаря финансовой поддержке МОМ в Центральной Азии.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36712/


Распечатать: Навар за “живой товар” РаспечататьОставить комментарий: Навар за “живой товар” Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Навар за “живой товар” Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007