Распечатать: На страх и риск РаспечататьОставить комментарий: На страх и риск Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На страх и риск Посмотреть комментарии

9 декабря 2011

ПОТРЕБСОВЕТ

На страх и риск

    Продукция из Кыргызстана не находит сбыта на внешнем рынке из-за несоответствия международным стандартам. В то же время все, что продается на местном рынке, не проходит никакого контроля качества. В республике разрушена система контроля пищевой безопасности — об этом шла речь на круглом столе по вопросам пищевой безопасности, контроля качества свежей и переработанной плодоовощной продукции в Кыргызстане, организованном TES-центром на средства Европейского союза.

    Жалобы в никуда

    Отечественный рынок атакует списанная, некондиционная продукция из-за рубежа, которая зачастую поступает к нам контрабандным путем. В благополучных зарубежных странах товары по истечении срока годности подлежат уничтожению. Но это обходится в копеечку владельцам супермаркетов, поэтому те нашли более выгодный способ избавиться от “просрочки”. Они отдают товары на благотворительные цели или по бросовой цене сдают предпринимателям, переправляющим их в страны СНГ. Как показывает практика, на нашей границе задерживают лишь часть подпорченного груза, остальное находчивым предпринимателям все же удается протащить через таможню и реализовать на оптовых рынках республики.

    К примеру, в прошлом году в Кыргызстан “дельцы” попытались провезти 16 вагонов (общий вес 1200 тонн) томатной пасты, расфасованной в жестяные банки, с истекшим сроком годности. Согласно мировым правилам, такой продукт считается не пригодным для использования по назначению. А законодательство КР и вовсе запрещает его ввоз и реализацию. Однако продукция все же попала на территорию республики. Санврачи и таможенники забили тревогу, была создана специальная комиссия при мэрии Бишкека. В ее состав вошли 12 представителей профильных министерств и ведомств, которые решали, что делать с “просрочкой”. Обсуждался и вопрос уничтожения партии. Но с учетом ее объемов, огромные убытки легли бы тяжким бременем на госбюджет. Поэтому постановили — злосчастная паста должна вернуться в КНР. Но вагоны так и остались на нашей территории, потому как в Китай их не пустили, а вскоре тонны томатной пасты таинственным образом испарились.

    — Скорее всего, мы эту пасту съели, она разошлась по местным рынкам, поступила в общественные точки питания, — говорит председатель Ассоциации плодоовощных предприятий Диляра Алимжанова. — Мы составили список продукции сомнительного качества, которая выпущена неизвестными предприятиями. Оказались в тупике — куда обратиться, чтобы проверить безопасность продукции. Наши выводы не заинтересовали ни таможенников, ни специалистов Минэкономрегулирования.

    — Пример с просроченной томатной пастой показал, как много у нас пробелов, — говорит специалист департамента Госсан­эпиднадзора Ирэн Исакова. — Имеющееся постановление № 407 “О порядке уничтожения продукции, признанной непригодной к реализации” 1997 года сильно устарело, с тех пор, как оно было принято, указанные в нем министерства исчезли.

    Убитая система

    Эксперты признают, что в последнее время возрос ввоз овощей и фруктов из Китая.

    — Пока отклонений во ввозимой из КНР плодоовощной продукции мы не обнаружили, — заверила Исакова. — Случаи отравления связаны с переработанной продукцией, а вот прецедентов отравления пестицидами, содержащимися в овощах и фруктах, в Минздраве зарегистрировано не было.

    — То, что эти случаи не регистрируются, не означает, что их нет, — считает национальный консультант по санитарным и фитосанитарным нормам программы “Продвижение торговли в Кыргызской Республике” Гульнара Жусупжанова. — В законах не расписан механизм изъятия и отзыва продукции с рынка. К тому же это возмутительно долгая процедура — пока она длится, продукт распродается. Изъятие товара же производится только по решению суда.

    По действующему законодательству формально никто не имеет права проверять субъекты предпринимательства.

    — Система управления пищевой безопасности в стране убита, проверяющие органы связаны по рукам и ногам, — считает Жусупжанова. — Контроль пищевой безопасности должен вестись постоянно, а наше законодательство строго ограничивает количество проверок госорганами субъектов предпринимательства. Конечно, правительство преследовало благие цели — оградить бизнес от необоснованных придирок. Закон о нормативно-правовых актах КР лишил все министерства законотворческой прерогативы. И до 31 декабря 2010 года все подведомственные акты, в том числе по утверждению техрегламентов на продукты питания, должны были пройти утверждение в правительстве, парламенте и закреплены в реестре Минюста. По ряду причин этого не произошло. Так образовался правовой вакуум. Действующих нормативных требований к продукции пищевого блока нет. Получается, наша продукция не может выйти на внешний рынок, потому что местные требования по пищевой безопасности не соответствуют международным стандартам.

    В настоящее время все требования по безопасности должны устанавливаться техническими регламентами, но процесс их разработки необоснованно затянулся. Они установлены лишь на шесть видов пищевой продукции.

    Свое натуральное?

    В советские времена продукцию выпускали в соответствии с ГОСТом. Сегодня у нас действует КМС (Кыргыз мамлекеттик стандарты). Если на баночке стоит этот знак, товар проверили по микробиологическим показателям. Сертификат дает возможность производителям использовать штрих-код на своих банках, что обязательно для экспорта и попадания продукции на полки супермаркетов Бишкека.

    Завозимые товары, как правило, имеют сертификат соответствия страны-производителя. Если существует договоренность с этой страной, мы автоматически признаем данный документ. Однако в рамках Таможенного союза изменились требования к качеству и безопасности плодоовощной продукции. Нередки случаи, когда кыргызстанские предприниматели начинают беспокоиться о санзаключении для своего товара уже на границе с Казахстаном.

    — Если раньше сертификаты соответствия выдавались на год, то сейчас таможенники требуют документ на каждую партию товара, — считает Исакова. — Чтобы подтвердить безопасность своей продукции, предприниматели проходят дорогостоящую экспертизу на территории ТС.

    — У нас очень любят говорить, что Кыргызстан — страна экологически чистых продуктов, но это нужно также проверять и доказывать, — говорит Жусупжанова. — В мире есть несколько систем проверки на экологическую безопасность. К сожалению, бизнес пассивен и принимает слабое участие в разработке техрегламентов. У нас отсутствует финансирование для проведения самостоятельных оценок риска, в частности, нет лабораторий, дабы проводить исследования в соответствии с нормами и методами международных стандартов. Помимо этого, предприятия по изготовлению пищевой продукции открываются без выполнения элементарных требований к продукту в плане санитарных и гигиенических норм. Нет квалифицированных кадров и почти не переведены на русский язык правила соответствия международным стандартам. К тому же сами граждане ничего не знают о пищевой безопасности и своих правах, нет сильных обществ по защите прав потребителей.

    По мнению экспертов, большая ответственность лежит на предпринимателях, которые должны заставить правительство работать над нужными законами.

    — Коммерсантов редко приглашают участвовать в группах по разработке техрегламентов, да зачастую у производителей просто нет времени участвовать в заседаниях, — говорит Алимжанова. — Что мешает ввести в межведомственную группу грамотных технологов? У нашей же ассоциации просто нет денег на содержание специалистов для отслеживания ситуации по всем направлениям. Хотелось, чтобы министерства и ведомства, получающие зарплату, более ответственно подходили к своим обязанностям.

    Особое мнение

    В докладе “Приграничная торговля: вызовы и угрозы” Центральноазиатского института свободного рынка сообщается, что наша республика стала перевалочной базой для контрабанды овощей и фруктов из Узбекистана в Россию и Казахстан.

    “Согласно статистике, в официальном импорте Кыргызстана отсутствуют фрукты и овощи из Узбекистана. Но фактически нелегально провозятся крупными партиями (500 машин в месяц) через села Халмиен и Алга в Баткенской области. В населенных пунктах есть места, через которые грузы провозят без преград, в том числе со стороны пограничников.

    Есть дома — перевалочные базы. В их дворы въезжают грузовики из Узбекистана, там товар оформляют как местный. Документы на груз подлинные — их предъявляют на казахстанской и российской границах.

    Исследование показывает, что закрытием границы торговлю остановить невозможно. Она в любом случае продолжается, но нелегальные платежи выросли в разы. Увеличились коррупция и теневая экономика, а государство упускает возможные поступления в бюджет. В настоящее время только фирма “Абу-Сахи” может открыто перевозить товары через границы, а простые люди — нет”, — говорится в отчете.

    Экспертиза и стандарты

    Консультирует Гулькаир Жолдошева, главный специалист отдела защиты прав потребителей

    — В последнее время участились жалобы на полуфабрикаты. Больше всего нареканий вызывают товары не с рынка, а из солидных на первый взгляд супермаркетов. Покупатели думают, что там жесткий контроль качества и даже на срок годности не смотрят. Однако сотрудники крупных торговых сетей не успевают следить за широким ассортиментом. Мы рекомендуем покупателям отправлять некачественную покупку на экспертизу — только тогда появляется возможность предъявить продавцу претензии.

    Например, бишкекчанка обнаружила в порции лагмана в пластиковом контейнере ноготь. Так как ОсОО, выпускающее эту продукцию, находится за пределами столицы, сотрудники управления не смогли предъявить претензию производителю, но супермаркет вину признал и вернул деньги.

    Меж тем при покупке продуктов питания каждый продавец обязан предъявить клиенту гигиенический сертификат. Нужно тщательно изучить этикетку. Бывают случаи, когда на продукции не указаны ни дата изготовления, ни вес, ни состав. Тогда никто не даст гарантии, что купленная пачка пельменей не провалялась на складе много месяцев.

    Законодательство предусматривает возможность замены некачественного товара на аналогичный, если он не принадлежит к категории высокотехнологичных — в противном случае товар подлежит ремонту за счет продавца.

    Знаменито

    Актер Национального русского драматического театра им. Ч. Айтматова Валерий Крайнов

    Выбор за нами

    — Известно немало уловок, которыми пользуются торговцы, чтобы продать испортившиеся продукты. Например, заплесневелый сыр можно поскоблить ножом и смазать маслом, чтобы казалось, что он только из сыроварни. То же и с колбасой. Чтобы продукты казались привлекательными, немаловажно, как выстроен свет на витринах. На обозрение покупателей выкладывают красивые, свежие фрукты и овощи, а клиенту из ящиков набирают товар, какой попадется: мятый, лежалый, с гнильцой. Поэтому опытные покупатели не должны стесняться требовать выбрать товар самостоятельно.  

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36589/


Распечатать: На страх и риск РаспечататьОставить комментарий: На страх и риск Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: На страх и риск Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007