Распечатать: Беспредел под стук колес РаспечататьОставить комментарий: Беспредел под стук колес Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беспредел под стук колес Посмотреть комментарии

9 декабря 2011

КОРРУПЦИЯ

Беспредел под стук колес

    Не исключено, что уже завтра государство, да-да, за наш с вами счет попытается залатать дыры в госбюджете. Через посягательства на карман, а главное, на права рядовых граждан постарается перенаправить тот денежный поток, который еще вчера попадал в карман Максима Бакиева, скажем, на выплату пенсий или пособий.

    Дело это, на первый взгляд, в общем-то, благое. Особенно если вспомнить, как сановный сын в свое время умудрился придумать способ “рубить капусту” даже на мытарствах и страданиях сограждан, вынужденных обращаться к услугам Кыргызской железной дороги. Но если внимательно проанализировать происходящее, становится совершенно очевидно, что ныне под самыми благими предлогами отдельные лица стараются реанимировать эту идею и в приказном порядке включить в стоимость железнодорожных билетов так называемое правовое обеспечение в поездах. Однако совершенно не ясно — насколько законными в нынешних условиях будут эти сборы с пассажиров? И вообще целесообразны ли они?

    Как стать грязным олигархом?

    Под таким заголовком не так давно на ряде сайтов в Интернете увидел свет пасквиль, авторы которого попытались не просто очернить, а, что называется, смешать с грязью руководство Государственного предприятия “Национальная компания “Кыргыз темир жолу”.

    Параллельно перед “Белым домом” несколько бывших сотрудников Госпредприятия “Национальная компания “Кыргыз темир жолу” при поддержке сторонников и родственников провели акцию протеста.

    Пресс-служба госпредприятия тогда отреагировала мгновенно, усмотрев в мероприятии явный шантаж и преднамеренную попытку политического давления на руководство железной дороги. При этом поясняла, что бывший проводник У. Самудинов уволен за грубое нарушение обязанностей на основании пункта 6 статьи 83 Трудового кодекса КР и пункта 11 Положения “О дисциплине работников железнодорожного транспорта КР”.

    Бывшая проводница Д. Осмонжанова уволена согласно пункту 6 статьи 83 Трудового кодекса (за прогулы). За время своей работы имела ряд дисциплинарных взысканий и выговоров. За провоз безбилетных пассажиров и неучтенного груза оштрафована на сумму, превышающую 38 тысяч сомов, которая до сих пор не выплачена. Б. Жумалиев уволен по статье 82 Трудового кодекса. За 16 лет работы на “железке” он получил 30 дисциплинарных взысканий и выговоров.

    Другие также не пришлись ко двору и остались без работы, потому что тоже имели многочисленные дисциплинарные взыскания и неоднократно штрафовались. Поэтому со стороны управленцев ж/д и прозвучало тогда заявление, что митинг бывших — это шантаж, направленный на дестабилизацию работы госпредприятия и ситуации в республике в целом накануне президентских выборов. А вопросы восстановления на работе должны решаться не на площадях, а в судах.

    Казалось бы, все верно и логично. Между тем и в грязном пасквиле, и на площади экс-железнодорожники еще говорили и о том, что их босс, используя связи в Казахстане, отмывает грязные деньги, грабя родную контору. В качестве примера они приводили информацию о нескольких десятках вагонов, которые якобы ушли на ремонт, а на самом деле сдавались в аренду и вовсю эксплуатировались у соседей.

    Оплата же, по их словам,на “железку” не поступала, а оседала в чистом виде понятно в чьих карманах. На эти и другие нажитые нечестным путем деньги якобы строились шикарные особняки для представителей всей административной верхушки ГП, в том числе и за границей. И это якобы далеко не единственная статья доходов чиновников от ж/д, поскольку звонкая монета на покупку “благосклонности” ревизоров, лидеров профсоюзов и т. д. — это в основном “членские взносы” самих рядовых железнодорожников.

    Это было, было…

    О поборах с проводников говорят всякий раз, когда нужно освободить для другого человека кресло главного железнодорожника страны. При нынешнем не просто говорят, а вопят, лепя из него эдакое чудовище. А ведь он нисколько не хуже, а некоторые даже утверждают, что лучше своих предшественников.

    Во всяком случае, пиарщики железнодорожной конторы отмечают, что босс там железнодорожник по сути и профессии. Он пришел на  “железку” в 15 лет рядовым и дослужился до генерала. Именно при нем впервые за последние 16 лет началось улучшение технической базы подвижного состава, а балансовая прибыль превысила все прежние показатели.

    Так вот, и в Стране советов, и при всех начальниках уже во время независимости, включая даже самого “белого и пушистого” господина Тюлеева, проводники, как, впрочем, и наши гаишники, всегда “отмечались” начальству! И не только…

    Например, заступив на рабочее место, они должны “шевельнуть” ремонтниками и электриками, заплатив за каждую поломку в вагоне. Если они достаточно серьезные, вагон из состава переставят в тупик. Если у проводника не оказывается достаточно денег для ремонта, никто и ничем ему не поможет — не готов вагон к перевозке пассажиров, а новых просто нет! Впрочем, и раньше, и сейчас эта проблема легко решается — вагон с поломками будет возвращен в состав, но только после того, как, отбешбармачив и попив водки за счет проводников, нужные люди закроют глаза на поломки и дадут добро на отправку в рейс.

    Обязаны отмечаться проводники и перед бригадиром поезда. Это так называемые “сборы на заказы”. Сюда входят деньги для ревизоров по пути следования с тем, чтобы они не подсаживались в вагоны в соответствии с графиком, а сидели в своих уютных кабинетах. Но если все же выехали с проверкой, то чтобы хорошо еще и отдохнули в вагоне-ресторане — сумма “сбора” удваивается. То же самое и по другим службам. И, конечно, если, например, проводник захочет перейти с одного поезда на другой, более престижный, за определенное количество “зеленых” эта мечта легко сбудется.

    Поэтому проводникам и приходится “зарабатывать” на все эти поборы, на которые, безусловно, никакой зарплаты не хватит. Брать безбилетных пассажиров, груз, передачи, провозить их нелегально через таможню, при этом платя еще и таможенникам. Если не заплатят — попадут в “хлопушку”. Это речь о время от времени обнаруживаемой в тайничках под лючками контрабанде и т. д.

    А ведь при обнаружении теми же проверяющими службами безбилетного пассажира или груза проводник наказывается вплоть до увольнения. Чтобы удержаться на работе, по возвращении в Бишкек он должен ублажить начальство, заплатив за каждого безбилетника. Только тогда оно спишет “причиненный государству ущерб”.

    Все это и многое другое — чистая принудиловка. В случае неподчинения или отказа — увольнение. Оснований предостаточно. Они копятся впрок и лежат без движения, если ты играешь по правилам. Чуть шаг влево или вправо — компромат тут же извлекается из папочки.

    А непокорных ревизоров и служащих из числа так называемых ИТР всегда “подчищали” через аттестации. Оставляли лишь тех, кто исполнял волю руководства и исправно “отмечался”.

    Приходившие новые боссы систему не ломали — зачем? Кстати, при Аскаре Акаевиче, например, за хлебную должность главного железнодорожника страны платились очень большие деньги. Впоследствии, естественно, нужно было потраченные средства не только отбить, но и получить навар. Поэтому на ключевые места босс сразу расставлял своих людей, которые и проводили дальнейшие рокировки. Например, бригадирами поездов легко становились вчерашние проводники-нарушители (массовый провоз безбилетных пассажиров, “левый” груз, снятый на границе, и т. д.).

    Естественно, при таком подходе к делу крайним всегда оставался пассажир. Его проблемы в виде неработающего туалета, забитого безбилетной шушарой вагона, проводники не решали, занимаясь чисто своими. И к этому кыргызстанцы давно привыкли — не замечали ничего, лишь бы добраться до места назначения. Особо не роптали они, когда железнодорожный билет по стоимости догнал авиационный, а взвыли лишь после того, как три шкуры с них стали драть еще и богатые соседи, которым никакого дела не было до того, что доходы у “дойных коров” из Кыргызстана, если не считать Таджикистана, самые низкие в СНГ.

    Путешествие из Бишкека в Москву

    Следует отметить, что Узбекистан здесь ни при чем. Канули в Лету те времена, когда в Москву можно было попасть и через Ташкент. Классикой ныне стали поборы, издевательства, унижения во время следования по “железке” в Россию через Казахстан. Дичайший по своей сути инцидент в сентябре прошлого года на таможенном контрольно-пропускном пункте “Жайсан” (Актюбинская область) — яркое тому подтверждение.

    Напомним, именно там казахским пограничником была изнасилована молодая кыргызстанка. Впоследствии в своем заявлении она укажет, что один офицер по прибытии состава на станцию “Жайсан” под предлогом, что у нее проблемы с документами, заставил выйти ее из вагона, завел в здание терминала и…

    Другие пассажиры, узнавшие об этом, покинули поезд, перекрыли пути, устроив митинг и потребовали ареста недоноска. В общей сложности экспресс Бишкек — Москва на указанной станции был задержан на девять часов. После происшедшего в “Жайсане” пассажиры направили властям нашей страны обращение, в котором просили защиты. Но ничего не изменилось.

    Более того, беспредел, который явят казахстанские силовики (полицейские, таможенники, пограничники), просто не имеет аналогов. Многочисленные жалобы кыргызстанцев в редакцию свидетельствуют, что поборы соседи начинают уже с приграничной станции “Мерке”: “Сотрудники линейной полиции и какие-то гражданские люди заходят в купе, не спрашивая разрешения, изымают паспорта и требуют всякого рода справки, которых вообще не должно быть. Они же и собирают деньги с пассажиров в каждом вагоне”.

    — К родственникам в Рязань я как настоящий патриот поехал на нашем поезде, — рассказывает брат одной из сотрудниц “МСН”, вернувшийся пару недель назад из России. — Все началось, как только поезд тронулся, еще в Бишкеке. В наше купе заглянула проводница. Да не одна — привела какого-то мужика в милицейских брюках, рубашке, но в гражданской куртке, который поздоровался, спросил, как дела, и ретировался. Сказала, что до самой Москвы — это наш заступник. Мол, не грех будет всем сброситься по 50 сомов в благодарность, так сказать, ему… Деньги не  бог весть какие, но семейная пара, парень, ехавшие вместе со мной в купе, решили их не давать. Потом, конечно, мы все сто раз об этом пожалели — многочисленные проверяющие другие купе в вагоне если просто окидывали взглядом, то наше регулярно переворачивали, как говорится, вверх дном. И в одну из таких проверок даже нашли тайник с каким-то левым барахлом.

(Окончание. Начало на 7-й стр.)

    Поезд был задержан почти на час. Каждому из нас пришлось писать объяснительные и доказывать, что он не верблюд. А когда где-то в районе Аральского моря парень вышел, ехидно улыбающаяся проводница подсадила к нам девушку. Следом нагрянули ревизоры. Оказалось, что это безбилетница. Разборки, акты, новые объяснительные… Чтобы до конца понять, что пассажирам приходится пережить за одну поездку, нужно еще упомянуть и о казахских пограничниках, таможенниках и полицейских. Не только первые, но почему-то еще и последние требовали у пассажиров паспорта, внимательно вглядывались в них и заявляли, что фотографии вклеенные, поскольку не соответствуют реальному фейсу. Уводили пассажиров в другие вагоны, где говорили, что те находятся в розыске. При этом требовали предъявить справки о несудимости и еще какие-то. У меня, в отличие от молодого соседа, все обошлось малой кровью — заплатил лишь 140 сомов за то, что вез сыну, который учится в одном из московских вузов, свидетельство о рождении. Обалдеть, но мне полицейский заявил, что это личный документ, который якобы должен находиться на руках у самого сына, а не у его отца! Впрочем, подраздели меня еще и таможенники — придрались к коллекционному коньяку в чемодане и к не заявленному в декларации ноутбуку. Предложил все решить на месте. К ситуации они “отнеслись с пониманием”, а мой кошелек опустел на несколько, увы, совсем не мелких банкнот. Возвращался в Бишкек я по настоянию родственников уже на российском поезде. Советую ездить исключительно на них. Туда, во-первых, всякий сброд с воняющими прогорклым маслом пирожками проводники не пускают и не норовят на пару часов воткнуть посидеть в купе безбилетников. Я видел своими глазами, как бригадир российского поезда лично выпроводил из вагона зарвавшихся казахских полицейских, заявляя им, что прекрасно знает свои права и права пассажиров…

    Максима нет, но идея процветает

    А вот наши проводники их почему-то не знают или не хотят знать. На этом основании еще во время правления президента Курманбека Бакиева его сын Максим основал компанию “Юр-Транссервис”, призванную оказывать правовую помощь в пути следования поезда пассажирам. За такие услуги каждый пассажир доплачивал к стоимости билета 250 сомов. Причем помощь действительно оказывалась.

    — Одно время мне приходилось часто мотаться по “железке” в Россию и обратно, — вспоминает предприниматель Бакыт Орозов. — Так вот, я всегда старался взять билет на поезд с юристом, поскольку наши братья-казахи терпеть не могли их из-за того, что при юристе нельзя было вывести с поезда пассажира и держать его без объяснений в “обезьяннике” до самого отхода с целью выдавить взятку. На том же таможенном КПП “Жайсан”, где отморозок позже изнасиловал нашу соотечественницу, в мое купе заглянули полицейские, начали права качать, мол, что-то у тебя там с паспортом, требовали показать вещи, а затем и вообще выйти из вагона. Я им сказал, что ничего показывать и доказывать, а тем более и куда-то выходить, не буду. Достал мобильник и сказал, что сейчас позвоню в соседний вагон своему адвокату (телефон у юриста взял заранее). Когда он придет, с ним, мол, вы и разбираться будете. Звонить? Они переглянулись, отдали документы и просто ушли. Я был очень доволен такой услугой. Мог, конечно, “развести” и сам — по-другому там просто бы не обошлось. Но это стоило бы мне в разы дороже. Поэтому любой человек наверняка бы согласился поехать в поезде, в котором есть профессионал, к которому в любой момент можно будет обратиться за юридической помощью в случае возникновения проблем в чужой стране. И уж тем более в той, в которой где надо и не надо сразу прибегают к практике снятия пассажиров с поезда. Кроме того, в бизнесе существуют такие понятия, как эффект присутствия и юридическое сопровождение. Грамотные люди сотрудничают с юристом не для того, чтобы решать правовые проблемы и конфликты, а чтобы этих самых  проблем было как можно меньше или вообще не возникало. Поэтому адвокат в поезде — это то, что нужно каждому пассажиру…

    Под таким, похоже, девизом нынешнее руководство ГП “НК “Кыргыз темир жолу” пытается реанимировать деятельность компании “Юр-Транссервис”. В структуру данного госпредприятия даже планируется ввод специального нового подразделения — Управления правового обеспечения. Под него разработано соответствующее положение. У антимонопольщиков на рассмотрении уже находится письмо с просьбой закрепить тарифы на услуги УПО. Естественно, сам банкет будет оплачиваться за счет пассажира.

    Нынешнее железнодорожное начальство, которое, собственно, и лоббирует возвращение опробованной схемы, говорит о существенной разнице. Мол, раньше вся “правовая выручка” пополняла доходы Максима Бакиева, а теперь напрямую пойдет в госбюджет. Чтобы читатель четко представлял себе, что это за суммы, следует привести некоторые арифметические расчеты.

    В вагоне в среднем 50 мест, а их в поезде, скажем, 18. В неделю в Москву уходит три состава. Умножьте на 250, а потом еще и на 4, получите свыше 2,5 миллиона сомов в месяц. Если взять все направления и посчитать, сколько “капусты” просто так можно срубить за год, получится не одна сотня миллионов. Да за такие деньги Макс должен был на руках носить всех трудовых мигрантов и туристов!

    Приверженцы повторного воплощения его идеи в жизнь уже говорят, что теперь оды своему народу должно будет петь правительство. Вполне возможно, если эти деньги еще благополучно дотекут до гос­казны. Но скептики берут на себя смелость утверждать, что самому-то пассажиру от этого вряд ли станет легче. И приводят следующие аргументы.

    В реальности все работает не совсем так, как заявляют оптимисты. В действительности юристы сопровождения просто становились банальными посредниками. Например, заходит казахский пограничник в купе и забирает паспорт. Чтобы его вернуть, вступает в дело юрист. После проведенных переговоров он говорит пассажиру, что для решения проблемы нужна тысяча сомов (рублей, тенге). Пассажир дает эти деньги и спокойно едет дальше. Зачем кормить посредника, если все можно было “развести” самому? И при чем здесь, собственно, пассажиры, у которых все в порядке?

    Конечно, можно и не включать в стоимость билета само юрсопровождение, а попросту платить адвокату, который “курирует” поезд по факту обращения. Вот только что будет иметь с этого сама железная дорога? Вряд ли она захочет катать за свой счет или даже по договору с той или иной юрфирмой нахлебников.

    А если даже и захочет (это чисто теоретически), то те же ушлые юристы, как это происходит сегодня в системе нашего правосудия, “разведут” с силовиками-грабителями на “железке”, чтобы те придирались минимум к 50 пассажирам, которым юристы могли бы потом оказать платные услуги.

    Вагонный юрист, как и сам проводник, продолжают утверждать скептики, чаще всего вступают в сговор с вымогателями. Чем больше людей последние “загрузят”, тем круче будет навар за “отмазки”. Нужны ли нам такие адвокаты? Вряд ли…Но тем не менее не исключено, что уже завтра всех кыргызстанцев просто поставят уже перед свершившимся фактом, объяснив именно повторным использованием идеи Максима Бакиева очередное подорожание железнодорожных билетов.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36587/


Распечатать: Беспредел под стук колес РаспечататьОставить комментарий: Беспредел под стук колес Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Беспредел под стук колес Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007