Распечатать: Круги от дыма, или Налог не впрок РаспечататьОставить комментарий: Круги от дыма, или Налог не впрок Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Круги от дыма, или Налог не впрок Посмотреть комментарии

23 сентября 2011

ЭКОНОМИКА

Круги от дыма, или Налог не впрок

    С 1 октября в Кыргызстане начнет действовать Закон об акцизных ставках на табачные изделия. Целых десять лет размер налогов на курево не менялся, хотя за это время заметно выросла инфляция, и жизнь сильно подорожала. Только после апрельских событий дела в этой сфере стали меняться.

    Сосед Боря курит уже двад­цать лет. Все его попытки бросить дымить, закончились полным фиаско. Устав бороться с самим собой, он решил поберечь здоровье, перейдя с дешевых сигарет на дорогие, при производстве которых, как ему объяснили курильщики с еще большим, чем у него, стажем, используется более надежный фильтр. Но эксперимент продлился всего неделю.

    Путь оказался разорительным для небольшого семейного бюджета водителя такси. Пачка сигарет категории “для среднего класса” местной табачной фабрики стоила, как шесть “Полетов”. А между тем привычка курить полпачки в день осталась.

    Помощь пришла неожиданно. Знакомый Бориса, который по делам часто бывает в Алматы, выяснилось, приторговывает казахстанскими “Мальборо”. И цену за товар запрашивает приемлемую — за блок 300 сомов. К тому же обещал поставлять товар по первому же звонку. Вот так родился союз заядлого курильщика и контрабандиста. А виной тому был акциз.

    В Кыргызстане число курильщиков за последнее десятилетие увеличилось на 5 процентов, а сборы налога от производства и продажи сигарет уменьшились. Странная картина. Куда же делись миллионы сомов, и кто все эти годы грел руки в табачном дыму?

    Правительство и парламент вернулись к этому вопросу, когда обстоятельства заставили, а именно образовавшаяся в бюджете дырища размером 21 миллиард сомов. Когда поняли, что обещанных кредитов от финансовых институтов, чтобы ее прикрыть, уже не дождаться. И уповать осталось на мытарей — Государственную налоговую службу (ГНС) и таможню. Фискалам приказали поскрести по сусекам, найти скрытые резервы.

    Как пояснил налоговый консультант Андрей Красников, в Кыргызстане до сих пор нет ни стратегии развития отрасли, ни четкой системы налогообложения табачной продукции. Отсюда и проблемы. Весь ассортимент производимых в Бишкеке сигарет поделен на пять уровней. Ставка налога на сигареты с фильтром самой низшей ступени, которые двадцать лет курил Борис, была в 23 раза меньше размера акциза на табак, что предпочитают потреблять местные олигархи.

    Ну и как же возникла такая налоговая дискриминация? По словам эксперта Красникова, местный монополист — компания “Реемтсма” с помощью сильного лобби в парламенте и правительстве боролась с конкурентами. Она ежегодно выпускала около 6 миллиардов штук сигарет с фильтром первого и второго уровня. А дорогие, класса “премиум”, завозила из других стран.

    Табачные компании Казахстана такого демпинга не выдерживали. Их сигареты самого низкого и среднего уровня уступали по цене народному “Полету”. Зато такая акцизная политика способствовала росту контрабанды дорогих сигарет из Казахстана в Кыргызстан, где цена на них была ниже местной продукции.

    Таким образом, здешний производитель благодаря неизменной акцизной политике, которая не менялась, десять лет держал оборону внутреннего рынка. При этом не модернизируя производство, не внедряя новые передовые технологии, не увеличивая объем продукции, не расширяя рынки сбыта за пределами страны.

    Сбор акциза от табачной продукции, который в конце девяностых годов был одним из бюджетообразующих, сегодня, по утверждению Андрея Красникова, составляет примерно 400 миллионов сомов. Это около 0,6 процента в общем объеме доходов госказны.

    Сколько средств от сбора налогов выделялось на нужды здравоохранения, сказать невозможно. Акциз от сигарет растворялся в общей массе доходов и шел на покрытие дефицита бюджета.

    Во всем мире идет борьба с курением. На Западе все меньше общественных мест, где можно дымить. За нарушение правил — большие штрафы.

    Есть еще один действенный способ — экономический. Многие считают, что рост цен на табачные изделия отобьет к ним охоту. По крайней мере, хоть не позволит юнцам тратить карманные деньги на курево. Полученные от производства и реализации сигарет налоги правительства цивилизованных стран предпочитают направлять на нужды здравоохранения. Чтобы вести профилактическую работу и лечить от никотиновой зависимости больных граждан. В этом они видят главное предназначение акциза.

    У нас ситуация несколько иная. Во главу угла ставилась защита внутреннего производителя, которому создавались тепличные условия в виде налоговых преференций. “Ведь это рабочие места”, — говорили его лоббисты, закрывая при этом глаза на невыполнение инвестором пунктов генерального соглашения. В результате единственное в стране предприятие остановилось в своем росте. Возможно, оно таким способом вносило свой вклад в борьбу с табакокурением? А как же расширение рабочих мест? Эта проблема была и остается.

    По мнению экспертов, низкие ставки акцизов на местные сигареты не способствовали росту производства. Они были в разы ниже, чем в странах, где правительство следило за ситуацией в этой сфере. В Казахстане — у нашего главного конкурента — размер налога в несколько раз выше, чем у нас.

    В соседней республике в табачной отрасли заняты свыше 2,5 тысячи человек. Ежегодное производство — 28 миллиардов сигарет. Налоги составляют треть доходной части бюджета Алматы. Акциз в Казахстане — фиксированный. В текущем году он равен 1000 тенге на тысячу штук. В следующем акциз вырастет на 25 процентов. И каждый год будет увеличиваться.

    Такой политики придерживается казахстанское правительство и с этим были вынуждены согласиться производители табака. Система, отмечают специалисты, хороша своей ясностью и простотой. И налоговики, и производители четко знают, какая будет цена на сигареты в следующем году, и, следовательно, сколько налогов поступит в казну.

    У нас, для сравнения, до сих пор существовала пятиуровневая система налогообложения. Акциз на самую дешевую продукцию равнялся 32 сомам на тысячу штук. Дорогие сигареты в расчет не стоит брать, потому что их доля на внутреннем рынке мала, а вот дешевые занимают более половины.

    Что же заполняет оставшуюся нишу? Импортный товар и контрабанда. К нам идет поток нелегальной продукции из Казахстана, в свою очередь местные дешевые сигареты, преодолевая все препоны, попадают на рынки Казахстана и Узбекистана.

    С 1 октября начнут действовать новые правила взимания налога в нашей стране. Многоступенчатую схему сменит менее сложная комбинация. Это фиксированная ставка плюс 5 процентов от розничной цены. По словам Красникова, “лед наконец-то тронулся”.

    Правительство Алмазбека Атамбаева и парламентарии хотя и решились на перемены в акцизной политике, однако остановились на полпути. Во-первых, озаботились невысоким уровнем доходов населения, часть которого потребляет дешевые сигареты, которые в случае радикальных мер могут сильно подорожать. Во-вторых, не исключено, подсуетились местные производители. Они смогли убедить правительство и депутатов, что рост цен на сигареты приведет к потере внутреннего рынка отечественными табачными компаниями.

    Эксперты, такие как Красников, считают новый механизм исчисления акциза не только сложным, но и затратным. Сборы увеличатся, но они могут пойти на его администрирование. Ведь теперь налоговые инспектора должны будут отслеживать еще и за розничными ценами на табачные изделия, установленными производителями. А в каждый киоск и магазин, чтобы проследить за выручкой от продажи сигарет, инспектора не поставишь.

    Можно сделать вывод, что ситуация в табачной отрасли в ближайшие год-два в плане роста сборов акцизов сильно не изменится. А вот для потребителя она ухудшится, потому что придется за пачку того же “Полета” платить на 2—3 сома больше. Акциз в первую очередь бьет по карману курильщиков. Производитель почти ничего не потерял, выторговав себе право самому устанавливать цену на продукцию.

    Теперь дело за Узбекистаном. Если там повысят акциз, то контрабанда дешевых сигарет из Кыргызстана может сократиться. Хотя, полагают эксперты, узбекские власти не оставят проблему без внимания. Они ведут гибкую политику и быстро реагируют на изменения рынка. Утверждением ставок акцизов у них занимается правительство, а не парламент, как у нас.

    Но жизнь показала, что, как ни укрепляй границы, для нелегальной торговли преград нет. Возьмем цивилизованную Великобританию. Там в борьбе с курением так подняли цены на сигареты, что даже для состоятельных англичан они стали дороги. И многие перешли на… самокрутки. Эта ситуация только подстегнула контрабандистов, которые везут нелегальный груз в страну, где им в случае задержания грозит суровое наказание.

    Что уж говорить про страны Центральной Азии, если дело касается курения. Зависимость сильнее любых барьеров. Бороться с контрабандой можно только с помощью гибкой ценовой политики. Чуть перегнул с акцизами — деньги пойдут мимо кассы, растают, как табачный дым.

    Меж тем, по словам некоторых экспертов, объем контрабандных сигарет приближается к 1 миллиарду штук.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36063/


Распечатать: Круги от дыма, или Налог не впрок РаспечататьОставить комментарий: Круги от дыма, или Налог не впрок Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Круги от дыма, или Налог не впрок Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007