Распечатать: Религия и школа РаспечататьОставить комментарий: Религия и школа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Религия и школа Посмотреть комментарии

23 сентября 2011

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Религия и школа

    В ближайшем будущем в школьные и вузовские программы добавится спецпредмет, знакомящий подростков и молодежь с основами различных религиозных течений. Впрочем, верования все чаще вмешиваются в общеобразовательные учреждения.

    На юге уже несколько лет ученицы ходят в школы в хиджабах, а мальчишки сбегают с занятий, чтобы посетить пятничные молитвы. А ведь Кыргызстан, согласно Конституции, является светским государством. Чиновникам и учителям придется решить, как относиться к детям, следующим исламским канонам, и как в современном светском государстве реагировать на религиозные требования.

    На этой неделе около 30 возмущенных родителей и правозащитников, защищающих права женщин-мусульманок, собрались перед зданием Минобразования. Митингующие развернули плакаты с надписями “Садыков, руки прочь от платка”, “Платок — это достоинство женщины”, “Платок — не преграда учебе”, “Не нарушайте наши права”.

    — Хотим, чтобы наши дочери носили платки, — говорит одна из пикетчиц Тургун Давлетбаева. — Для женщины-мусульманки снять платок так же постыдно, как раздеться перед мужчиной догола. Директора школ грубо попирают права школьниц-мусульманок, заставляя их снимать в школах хиджаб. Когда я разговариваю с администрацией, они говорят, мол, введена единая форма, и платок придется снять. Я говорю: “Да где же она, единая форма? Девушки ходят в школу кто в юбке, кто в брюках”. Так мы ни о чем и не договорились.

    Сотрудники Общественного фонда “Мутакалим” принесли жалобы родителей, где говорилось, что дети подвергаются унизительному отношению со стороны учителей, а директора школ запрещают им носить платок на территории учебного заведения. Самих девочек среди митингующих не было. Понятно, что в силу возраста они не готовы рассуждать о смысле и значении исламского женского головного убора. Но если встанет выбор между учебой в школе и ношением платка, большинство из них выберут отнюдь не знания.

    К митингу привела нечеткая позиция Минобразования и науки, а также желание усидеть “на двух стульях”. Официального запрета, по словам представителей Мин­образования, нет. Однако председатель правления Общественного объединения “Мутакалим” Жамал Фронтбек кызы уверяет: в школах Кыргызстана старшеклассницам вновь запрещают носить платки.

    — Это происходит повсеместно: в столице, Чуйской, Иссык-Кульской, Ошской, Джалал-Абадской областях и других регионах республики, — говорит Жамал. — Директора образовательных учреждений, запрещая носить головной убор, ссылаются на то, что их уволят. Мы не считаем себя второсортными и тоже стремимся получить образование, а в соответствии с Конституцией имеем право на свободу вероисповедания.

    Часть митингующих все же прорвалась к министру образования и науки Канату Садыкову. Казалось, высокий чиновник удивлен акцией, он объявил, что в его приемную не поступало жалоб от родителей. Митингующие потребовали выпустить специальный указ, чтобы в школах разрешили ходить в платках. Через несколько часов письменное распоряжение было распространено по всем учреждениям и управлениям образования.

    Хиджаб — слово арабского происхождения и переводится как “средство покрытия головы”. Простому среднестатистическому гражданину сложно понять, что движет красивыми, молодыми девушками, надевающими его. Тем более, что кыргызские красавицы никогда не закрывали лицо, не находились в затворничестве и не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа. Это всё пришло к нам из арабской культуры.

    Споры вокруг хиджаба не утихают в КР который год. В 2009-м Мин­образования спецприказом запретило носить учащимся в средних учебных заведениях хиджабы и другую одежду, указывающую на религиозную принадлежность. Все школы должны внести в устав изменения и оговорить обязательные требования к школьной форме. Их руководителям было поручено выявить учащихся, подпавших под влияние религиозных экстремистов, а также школьников, пропускающих занятия из-за пятничных намазов. Утверждалось, что такой шаг предпринят для пресечения религиозно-экстремистских явлений среди школьников. Тогда же ввели табу на слишком большой нательный христианский крест, еврейскую кипу, сикхский тюрбан.

    Мусульманская общественность на приказ отреагировала бурно. Представители “Мутакалима” даже подали в суд, требуя признать распоряжение чиновников незаконным. Под натиском глава образовательного ведомства принял решение изменить формулировку приказа и заменить категоричное “исключить” (ношение одежды религиозной направленности) на более нейтральное “признать нецелесообразным”. В Законе “Об образовании” написано, что получение знаний носит светский характер и не должно зависеть от религиозных институтов.

    На днях на заседании Совета по обеспечению безопасности и правопорядка премьер Алмазбек Атамбаев предложил ввести в учебных заведениях предмет “История религий”. По замыслу, “главной его целью должно стать формирование правильного толкования канонов ислама и других верований”.

    — Многие, отрастив бороды и надев религиозные одежды, считают себя священнослужителями, — сказал Атамбаев. — Надо обучать имамов. Ведь преподавание норм религии — не менее сложный предмет, чем те, что даются сегодня в учебных заведениях. Возможно, стоит пойти по пути Турции, которая платит зарплату священнослужителям. И при этом может требовать качественного преподавания. Мы тоже должны предусмотреть средства на обучение имамов и потом требовать сдачи экзаменов на соответствие квалификационным требованиям. Если хотим позиционировать Кыргызстан как светское государство, в котором нет экстремистских движений, и не желаем превратиться во второй Афганистан, среди подрастающего поколения уже с малых лет необходимо вести правильную разъяснительную работу. Школьникам действительно нужно рассказывать и об исламе, и о христианстве, других вероучениях. Однако кто это станет делать? Не будут же в школу ходить священнослужители в своих нарядах — многим родителям это может не понравиться. Уроки должны проводить профессионалы. А у нас в вузах таких специалистов не готовят. Да и хорошо подготовленных учебников по религиоведению у нас тоже нет.

    — Мы поддерживаем инициативу, — сообщил пресс-секретарь Духовного управления мусульман Кыргызстана Максат Мамбеталиев. — Не требуем исполнения законов шариата, лишь хотим, чтобы каждый знал каноны ислама, мог адекватно реагировать на заявления экстремистов, сулящих жизнь в раю за убийство неверного. Чтобы люди со школьной скамьи соблюдали элементарный этикет по отношению к своему учителю, соседу, брату.

    Многое в жизни людей связано с религией. Искусство и художественная литература содержат массу ссылок на то или иное религиозное событие. Всякий культурный человек, верует он или нет, должен быть знаком с Библией и Кораном. Но как знакомить детей с этой темой, следует серьезно подумать.

    Педсовет

    Директор столичной школы

    — Прошу не называть моего имени и номера школы. Потому что не хочу нарваться на упреки со стороны верующих и атеистически настроенных родителей. Мы не запрещаем носить платок, но когда две девочки пришли в них в новом учебном году, это насторожило. Вызвали родителей для беседы. Те объяснили, что желание дочерей — добровольное. Запретить школа не в силах, но с другой стороны, не можем не думать, как факт отразится на других учениках. Не будет ли это пропагандой религии — все-таки в школу дети приходят за знаниями…

    Сказано...

    Кадыр МАЛИКОВ, директор независимого аналитического исследовательского центра “Религия, право и политика”

    — Вопрос о введении религиоведения назрел давно. Религиозность населения растет. Не вижу ничего плохого, если мусульмане будут знать о православии, а православные — общие каноны ислама. Если мы хотим, чтобы наше общество было толерантным, урок, где дети бы изучали особенности тех или иных верований следует ввести. Другой вопрос, кто будет преподавать предмет? Конечно, не учитель физкультуры. Теологи? Религиоведы? Уроки должны вести люди со светским образованием религиоведов, хотя иногда можно приглашать священнослужителей различных направлений.

    Содержание учебной программы должно быть ориентировано на предоставление объективной информации о конфессиях, их отличиях и совпадениях.  Нужно предоставить информацию учащимся о деструктивных и тоталитарных сектах.

    Да, у нас светское государство, но светскость подразумевает нейтралитет. Мы сталкиваемся с двойными стандартами чиновников — с одной стороны, они разрешают веровать, а с другой, запрещают мусульманкам ходить в школу в хиджабах. Это может привести к исчезновению светскости вообще. Сейчас во всем мире начинается исламское пробуждение. Наши чиновники не понимают, что сидят на суку, который пилят. Конфликты переходят на идеологическую почву. Уже года через два в Центральной Азии начнется процесс исламского пробуждения. В Кыргызстане надо сохранять стабильность и мир, уметь договариваться.

    Особое мнение

    Анатолий Иванов, отец семиклассницы

    — Я категорически против введения предмета религиоведение. Считаю, что религия — осознанный выбор взрослого человека. И зомбировать детей нельзя. Как будет выглядеть преподавание основ религиозной культуры в многонациональных школах? Вы представляете, сколько пойдет словесных перепалок по причине того, какая вера лучше! Да начнутся потасовки между “воцерквленными” учениками и атеистами!

    Моя дочь и так загружена, а учитывая и домашние задания, ребенку вообще не остается времени на кружки, занятия спортом, музыкой. О религии можно говорить, например, на уроках истории Кыргызстана, этики, классных часах. Я считаю, ни к чему убирать толковые предметы, заменяя их бестолковыми.

    Мадина Курбанова, мама ученицы пятого класса

    — Сама спокойно отношусь к религии, считаю себя мусульманкой, но всегда поставлю свечку в любой церкви, которые случайно встречаются в разных странах. Бог един, а выражение его у народов разное.

    Мне кажется, лучше сделать воскресные школы при мечетях. В церквях есть такие. Объявления по школам развесить. Свободу вероисповедания ведь никто не отменял. Вера — дело личное. Духовное образование необходимо. А в школах в 10—11-х классах сделать предмет религиоведение обязательным. На нем детям рассказывать обо всех конфессиях. Объяснять общее и разницу между верованиями. Приглашать представителей и мечетей, и церквей, и синагог, чтобы дети могли получать достаточно информации и задавать вопросы. Тем самым мы научим детей понимать и уважать и свою религию, и другие. И защитим их от всякого рода сектантов.

    На свой аршин

    Президент России Дмитрий Медведев поддержал введение в школах обязательного предмета под рабочим названием “Духовно–нравственное воспитание” (ДНВ) с 2012 года. На его изучение отводятся две четверти. Глава государства предложил вариант, учитывающий позиции как атеистов, так и верующих, и не нарушающий Конституцию. Он подчеркнул, что государство и конфессии отделены друг от друга, поэтому в школах преподавать ДНВ будут только светские преподаватели, а ученики и их родители сами выберут, какой из трех курсов изучать в рамках дисциплины. Выбор из трех — это либо изучение истории одной религии, либо истории основных мировых религий, либо курс “Основы светской этики”.

    В Казахстане группы мусульманок объявили голодовки с требованием разрешить носить хиджаб в учебных заведениях. Президент Нурсултан Назарбаев сделал заявление: “Я категорически против паранджи, особенно когда ее носят студентки или учащаяся молодежь. Никогда такого не было в истории, наша религия не имела этой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной”.

    20 процентов девушек в Таджикистане носят хиджабы по принуждению, по данным исследования Комитета по делам женщин и семьи при правительстве. В 2010 году Минобразования страны запретило студенткам, школьницам и преподавателям появляться в учебных заведениях в исламской одежде. 

    В Италии, Франции и Бельгии приняты законопроекты, согласно которым мусульманкам в общественных местах запрещается носить одежду, полностью закрывающую лицо. Также к ответственности привлекаются люди, принуждающие женщин носить хиджабы.

    Фото ВЛАДИМИРА ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/36042/


Распечатать: Религия и школа РаспечататьОставить комментарий: Религия и школа Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Религия и школа Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007