Распечатать: Каков КПД закона? РаспечататьОставить комментарий: Каков КПД закона? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Каков КПД закона? Посмотреть комментарии

5 августа 2011

ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА

Каков КПД закона?

    Есть аксиома: основой всякой справедливой политической системы являются две важнейшие социальные ценности — демократия и законность. В Кыргызстане подавляющее большинство граждан ни законам, ни судам, ни судьям не доверяют.

    Каста неприкасаемых

    С  одной стороны, несовершенны законы нередко противоречат Конституции, друг другу, а то и в одном и том же правовом акте различные статьи порой не стыкуются, взаимоисключаются, из-за чего применяются непоследовательно и, что еще хуже, избирательно, в зависимости от симпатий и антипатий судей.

    А с другой — судейское сообщество у нас давно стало кастой неприкасаемых. В свое время, чтобы оградить слуг Фемиды от давления других ветвей власти, их обеспечили значительными гарантиями, в силу чего корпус превратился в замкнутую корпорацию, свободную от какого-либо контроля и ответственности. И это при том, что “телефонное право” все-таки осталось и по-прежнему играет существенную роль, особенно при рассмотрении резонансных дел.

    Чтобы хоть как-то исправить это нездоровое положение, в республике создан Совет по отбору судей. Все его 24 члена утверждаются Жогорку Кенешем. Насколько оправданным и эффективным окажется этот шаг, покажет время. Пока же качество судебных вердиктов, практика правоприменения отечественных служителей Фемиды, их юридические знания просто удручают. Зачастую выносимые решения настолько абсурдны, что это очевидно даже людям, далеким от юриспруденции.

    Именно всеобщее недоверие к законам, судам и судьям приводит к массовым беспорядкам в ходе заседаний, что периодически наблюдается в различных уголках республики. Подобные вспыхнули во время процессов по событиям 7 апреля прошлого года, будь то во Дворце спорта или в актовом зале департамента Госслужбы исполнения наказаний.

    Ведь если люди не ощущают себя защищенными законами и государством, если не доверяют органам правосудия и правопорядка, то ищут способ обезопасить себя и своих близких, добиться справедливости своими силами. В нашем же неправовом обществе, где законопослушание граждан не находится даже в зачаточном состоянии, эта самозащита проявляется в актах варварства, вандализма, насилия.

    Не оправдывая зачинщиков возмутительных беспорядков, можно отметить, что во многих случаях на подобные акции их провоцируют сами служители Фемиды. В работе судов сплошь и рядом проглядывает непрофессионализм, допускаются серьезные нарушения, влияющие на законность при рассмотрении гражданских и уголовных дел, зачастую судьи неприкрыто злоупотребляют своим положением, ведут себя заносчиво и грубо в отношениях с подсудимыми и свидетелями, грубо попирают законы.

    Достаточно вспомнить, как на исходе января 2005 года судья Первомайского районного суда Э. Абылкасымов форменным образом издевался над Гражданским кодексом республики и экс-министром иностранных дел Розой Отунбаевой, рассматривая административное дело о противозаконном лишении ее права баллотироваться кандидатом в депутаты Жогорку Кенеша. Чем сейчас занимается и продолжает ли вершить “правосудие” Абылкасымов, неизвестно, но такие, с позволения сказать, судьи, не должны и не имеют права решать судьбы людей, прикрываясь именем Кыргызской Республики. Кстати, недавно Европейский суд признал, что неправосудное решение приравнивается к пытке. Где-то, наверное, продолжают вести судебные разбирательства и выносить вердикты люди, приговорившие в свое время к длительным срокам лишения свободы Феликса Кулова, Топчубека Тургуналиева, шестерых “заговорщиков”, якобы пытавшихся совершить в 1999 году вооруженный переворот с физическим устранением президента.

    И, судя по всему, все еще вершат свое “правосудие” те многие десятки судей, которые вопреки очевидным фактам и здравому смыслу выносили обвинительные приговоры некоторым “строптивым” газетам и их журналистам, вынуждая выплачивать огромные суммы в пользу якобы обиженных ими представителей власти и высокопоставленных чиновников в возмещение морального вреда и опороченных “чести и достоинства”. Не секрет, что значительная часть этих дел имела явно заказной характер.

    Впрочем, “телефонное право” — лишь одна из причин вынесения противоправных решений. Не менее существенную роль играет и продажность наших судей. О коррупции в органах Фемиды не говорит разве что ленивый. Да и кто сомневается, что процесс выигрывает, как правило, тот, у кого кошелек толще. Ну и третья причина — чрезвычайно низкий профессиональный уровень вершителей закона.

    Юристов уйма, законников нет

    С обретением Кыргызстаном независимости в молодежной среде вдруг очень востребованной стала профессия юриста. Едва ли не во всех наспех образованных университетах появились юридические факультеты, не считая специализированной академии. Квалифицированных кадров для них, естественно, не хватало. Пришлось довольствоваться малообразованными и полуграмотными, не знающими законов практиками. Но ведь известно, что малограмотный учитель грамотных учеников не подготовит.

    К сожалению, приходится говорить о вещах, казалось бы, очевидных и азбучных. Если мы хотим жить в условиях законности и правопорядка, нам необходимы гарантии, что любое самое малое нарушение законов со стороны тех, кто должен эти законы утверждать и защищать, любое ущемление прав личности теми, кто должен эти права охранять и отстаивать, должны и будут рассматриваться как чрезвычайное происшествие с вытекающими из этого последствиями.

    Есть ценности, поступиться которыми нельзя ни при каких обстоятельствах. Забвение этого грозит обществу серьезными неприятностями. Нельзя быть наполовину демократом, наполовину верующим, наполовину законопослушным.

    Серьезная беда суверенного Кыргызстана — Конституционный суд принял неконституционное беспринципное решение, позволившее Акаеву баллотироваться на третий президентский срок. Это фактически привело к его краху и стало причиной многих последующих наших невзгод. Ведь именно в ходе третьего срока Акаев потерял в глазах сограждан и мирового сообщества добрую репутацию, заработанную за предыдущие годы. Что же касается членов Конституционного суда, то, пойдя на поводу желаний главы государства, они серьезно подставили Основной закон, страну, ее граждан, президента, ну и, конечно же, самих себя.

    И помимо этого можно привести массу примеров, как глубоко въелись в наше сознание правовой нигилизм, привычка подчинять закон сиюминутным интересам, ж­ить по принципу “цель оправдывает средства”. Но полуправа, как и полуправды, не бывает, во всяком случае не должно быть. Либо право и закон, либо произвол и бесправие. Третьего не дано.

    Кому в КР жить хорошо

    Увы, в Кыргызстане и гарант Конституции, и члены Конституционного суда не посчитали зазорным переступить через закон. И это в условиях, когда мы из собственного опыта хорошо в то время знали, к чему может привести страну и общество привычка действовать в обход закона, отстранение от него, если он “мешает” задачам дня. В итоге общество заплатило слишком высокую цену за то, что не научилось с уважением относиться к юридическим и нравственным законам и правилам общежития на всех социальных уровнях.

    В основе всех наших сегодняшних бед и неурядиц лежит то, что мы не с того начали строить фундамент суверенного государства. Наведение порядка в стране необходимо начинать прежде всего с соблюдения законности. Без этого невозможно проводить должным образом политические, экономические, социальные реформы. История многократно доказывала, что без уважения к законам и соблюдения в стране законности всеми без исключения субъектами государство неизбежно превращается просто в территорию, а его граждане — в примитивную совокупность проживающих на ней людей. Нам следует по примеру России разработать и утвердить основы государственной политики в сфере повышения правосознания, правовой грамотности населения. Нужна масштабная и системная законотворческая работа, направленная на безусловное соблюдение закона, повышение эффективности правоприменения, поддержания определенных стандартов качества деятельности как юристов, так и чиновников, применяющих право.

    Это подразумевает всемерное распространение правовой информации, публикацию судебных актов, разъяснение законов, широкий обмен мнениями юристов, пропаганду базовых знаний закона, создание условий для изучения всеми, кто пожелает, своих прав, обязанностей, возможностей и вариантов поведения в критических ситуациях, воспитания элементарной культуры обращения к помощи юристов.

    Другая грань проблемы — пустые, неработающие законы. Не секрет, что из множества нормативных актов, принятых за годы независимости Жогорку Кенешем, едва наберется пятая часть оказавших реальное воздействие на жизнь общества и на улучшение ситуации в той или иной сфере. И во многом из-за того, что часто законы принимаются без системного анализа положения дел, без учета комплекса всех проблем и вероятных последствий. К тому же при принятии некоторых документов не просчитывается, сколько потребуется бюджетных средств для их исполнения, и не учитывается, есть ли вообще эти средства в госказне. А потому уже в момент принятия эти акты являются нежизнеспособными, изначально обречены на бездействие. Но ведь принять закон, который не исполняется, гораздо хуже, чем не принять его вообще.

    ЛЯПнули

    Помнится, в свое время Жогорку Кенеш принял закон о полном освобождении от платы за коммунальные услуги тружеников тыла, проработавших в годы Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев. Позже эти льготы были уменьшены вполовину. Однако и для этого из казны ежегодно требовалось бы более миллиарда сомов.

    Естественно, ни с Минфином, ни с Соцфондом, ни с правительством депутаты, принимая этот документ, не советовались. Мол, наше дело принять, а вы исполняйте как хотите.

    Пусть депутаты хотели сделать как лучше. Но вот эффект получился обратный. Закон этот так и не был утвержден. Причина одна — в казне для его исполнения не оказалось денег.

    Воспрянувшие было духом труженики тыла, которым сегодня 80—85 и более лет, чувствуют себя обиженными и ущемленными в их, как им кажется, законных правах. И спросить за этот, по сути, масштабный обман было не с кого.

    Не прибавляет авторитета законодателям и частое изменение законов. Эксперты в области юриспруденции утверждают, что борьба с правовым нигилизмом начинается со стабильности законодательства. А у нас Конституция за 18 лет менялась восемь раз. Ее кульбиты в Кыргызстане эпохи независимости своей непредсказуемостью и непоследовательностью достойны места в Книге рекордов Гиннесса. Последнее же изменение Основного закона, как, впрочем, и предпоследнее, вообще не выдерживает никакой критики.

    Напомню, речь идет о краеугольном камне в фундаменте государственности. Неуважение к собственным законам, постоянное их изменение — это и есть не что иное, как форма правового нигилизма власти.

    Возможно, после выборов осенью сего года нового президента в первую очередь нужно будет решительно отказаться от ссылок на переходный период, масштабность и безотлагательность стоящих перед новым правительством задач, но трезво и спокойно с привлечением специалистов и компетентных профессионалов, а не дилетантов–выскочек, мнящих себя юристами–государственниками, подготовить проект по-настоящему Основного закона государства. Хватит нам полуфабрикатов, именуемых Конституцией. Пора на долгие годы покончить с тенденцией, делающей нас посмешищем в глазах мирового сообщества.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35742/


Распечатать: Каков КПД закона? РаспечататьОставить комментарий: Каков КПД закона? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Каков КПД закона? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007