Распечатать: Торговля вопреки запретам и колючей проволоке РаспечататьОставить комментарий: Торговля вопреки запретам и колючей проволоке Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Торговля вопреки запретам и колючей проволоке Посмотреть комментарии

27 мая 2011

РЕГИОН

Торговля вопреки запретам и колючей проволоке

Был март. Бишкекчане доедали запасы урожая прошлого года. И вдруг в один прекрасный день на овощных прилавках наряду с местной морковью, свеклой, капустой и картофелем появились яркие пучки первой в сезоне редиски. А рядом в полиэтиленовых мешках - свежие листья нежного салата, связки ароматной зелени. "Неужели местная продукция?" - спрашивали покупатели. "Нет, откуда у нас в марте свежая редиска? - отвечали им продавцы. - Это из Узбекистана привезли...".

    Витамины были контрабандные, как, впрочем, и чуть позже появившиеся на наших рынках огурцы с тонкой гладкой кожицей, небольшие, с головку ребенка, кочаны капусты. Сейчас торговцы с азартом предлагают урюк и черешню, которые тоже оттуда, из-за кордона. Вся красота, несмотря на высокие цены, раскупается людьми, которые даже не задумываются над тем, как при наглухо закрытых границах с Узбекистаном овощи и ягоды оказываются на бишкекских прилавках.

    Зато этим сугубо местным феноменом заинтересовались эксперты Общественного фонда "Проект будущего" и Центральноазиатского института свободного рынка, которые при содействии ОБСЕ провели исследования состояния приграничной торговли между Кыргызстаном и Узбекистаном.

    Официально ужесточенный режим пропуска на границе действует второй год. После апрельских событий наша страна оказалась изолированной от внешнего мира. Все соседи в одностороннем порядке закрыли свои участки границ на замок. Но позже, когда ситуация стабилизировалась, поток товаров через них возобновился, за исключением кыргызско-узбекских приграничных пунктов. Здесь режим необъявленной войны действует до сих пор.

    начиная с 2009 года торговля между Кыргызстаном и Узбекистаном имела тенденцию к снижению, ну а после известных событий в июне прошлого года на какое-то время вообще прекратилась. Ужесточение режима пропуска на границе отрицательно сказалось на неформальной торговле, которая существовала во все времена и по объему гораздо значительнее той, что отражается в статистиках обеих республик. Например, объем товарооборота крупнейшего на юге страны Карасуйского рынка сократился на 70 процентов. Для сотен тысяч людей это стало настоящей катастрофой.

    Внешняя торговля, и в особенности на стыке двух государств, всегда играла важную роль в установлении устойчивых меж­этнических связей, обеспечении занятости населения, экономического развития приграничных регионов. Обмен товарами, частые контакты способствовали росту доверия, укреплению межличностных отношений.

    На юге наша республика граничит с Узбекистаном в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях. На кыргызской территории проживают около 3 миллионов человек, в Ферганской долине - свыше 10 миллионов. Может ли такое число людей, испокон веков живших бок о бок, обойтись без торговли, когда речь идет об элементарном выживании? Нет. И никакая самая жесткая политика, запреты, колючая проволока, вырытые вдоль границ рвы не помогут. Последние исследования кыргызских экспертов лишнее тому подтверждение.

    Хотя в официальной статистике в разделе "Импорт" отсутствуют фрукты и овощи из Узбекистана, они на нашем столе присутствуют. Ежедневно десятки "КамАЗов", груженных продукцией узбекских дехкан, пересекают кыргызскую границу через села Халмиён, Алга (Баткенская область). В месяц это свыше 500 машин.

    - По всему периметру границы в каждом населенном пункте есть нелегальные проходы, - делился своими приключениями, которых было немало за время исследования, руководитель ОФ "Проект будущего" Аскар Бешимов. - Люди сохранили все связи - культурные, родственные, экономические. Через Кадамджайский район Баткенской области проходит транзит овощей и фруктов из Ферганской долины не только к нам, но и дальше - в Россию. Посмотрите, какие дома в приграничных селах, например в Алге. Да там все приспособлено под прием грузов. Большие дворы, в каждом стоят "КамАЗы".

    В населенных пунктах есть места, через которые контрабанда проходит без каких-либо преград, в том числе и досмотра пограничников. На перевалочных базах товар перегружается на машины с нашими номерами, тут же происходит переоформление груза - уже как местного производства. Документы при этом подлинные, так как предстоит их показывать на казахской и российской границах. Весь механизм легализации контрабанды четко отлажен и действует без перебоев. Ни одна из сторон криминального бизнеса не заинтересована в простоях и опозданиях.

    - Граница закрыта наглухо, а люди тем не менее переходят ее. По лестницам, доскам, сквозь проволочное ограждение, - говорил Бешимов. - Таким образом мы прошли через все 12 пунктов и зафиксировали это. Не для того, чтобы эти нелегальные проходы закрыли, а чтобы сказать, что люди, привыкшие жить как соседи, не хотят никакой политики. Их волнует простая человеческая жизнь. Они желают работать, торговать. Поэтому им нужно создавать условия. Если у официальных властей до этого руки не доходят, в дело вступают так называемые черные, или, иначе говоря, криминалитет.

    исследования показывают: чем больше чиновники закрывают глаза на текущую ситуацию, тем больше она ухудшается на юге. В Ошской области три пункта пропуска - "Карасуу", "Достук" и "Чекабад" (Араванский район). И четыре места нелегального пересечения границы: это села Тельман (сельская управа Сарай), Тажик маалла (сельская управа Кашкар-Кыштак), Акташ (сельская управа Акташ) и демонтированный карасуйский пешеходный мост (Карасуйский район).

    В соседней Джалал-Абадской области также три пограничных поста - "Кочкор-Ата" (пгт Кочкор-Ата), "Маданият" (Ноокенский рай­он), "Бекабад" (Сузакский рай­он). А тропы контрабандистов пролегли через села Чек (Ноокенский район), Бекабад (Сузакский район), кладбище возле села Момбеково (Ноокенский район), Бургонду.

    По словам Аскара Бешимова, эксперты вели неформальные беседы с жителями, торговцами. Таких интервью было более сотни. В доверительных разговорах приняли участие также несколько сотрудников пограничной, таможенной служб и четыре "бригадира". "Бригадирами" зовутся торговые агенты на рынке "Карасуу", имеющие налаженные каналы оптовой переправки товаров по "черным" маршрутам с территории Кыргызстана в Узбекистан.

    Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 16 февраля 1993 года. Базовым документом, регулирующим их, является Договор о вечной дружбе, подписанный 24 декабря 1996 года. Однако сегодня уже никто не клянется в вечной дружбе, потому что есть масса неурегулированных вопросов. Это и незавершенность делимитации государственной границы, и наличие установленных узбекской стороной минных полей, и споры по использованию водноэнергетических ресурсов бассейна реки Нарын - Сырдарья, и собственности на нефтегазовые месторождения, водохозяйственные объекты и пансионаты, расположенные на территории Кыргызстана и эксплуатируемые хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан.

    Через неделю после апрельских событий соседи официально проинформировали, что вводят временные ограничения в пропуске лиц и транспортных средств со стороны Кыргызстана до тех пор, пока не стабилизируется обстановка в стране. С 1 ноября прошлого года узбекские власти ужесточили режим пропуска, сократив категории лиц, имеющих такое право, до транзитных пассажиров на авиарейсы и граждан третьих государств. За исключением туристов и лиц из списка, все остальные граждане КР стали персонами нон-грата для официального Ташкента. Не пропускают даже тех, кто едет на похороны.

    И раньше было нелегко въехать в Узбекистан, а сейчас почти невозможно. Но торговле это не препятствовало. Начиная с 2005-го по 2009 год показатели внешнеторгового оборота нашей страны с Узбекистаном имели положительную динамику, более того, темпы роста были выше, чем в целом по стране. Так, объем внешней торговли с РУ увеличился в 3,4 раза, в то время как общий оборот - в 2,5 раз. Внешнеторговый оборот за 2009 год составил 279,3 миллиона долларов, в том числе экспорт - 167,6 миллиона, импорт - 111,7 миллиона. До апрельских событий мы имели положительное сальдо, а после - отрицательное.

    Отмеченное снижение в основном связано с известными событиями прошедшего года и закрытием со стороны Узбекистана границы с Кыргызстаном. За это время почти в 4,6 раза упал официальный объем экспорта, составив всего 31,5 миллиона долларов. Соответственно снизился удельный вес внешнеторгового оборота Кыргызстана с Узбекистаном в общем обороте с 5,9 до 3,5 процента, а со странами СНГ - с 13,3 до 7,3 процента.

    Самая крупная статья экспорта в Узбекистан - российский авиакеросин, лампочки. Из неофициального экспорта - китайские товары. Соседи нам поставляли газ, минеральные удобрения, запчасти для автомобилей и сельхозтехники. Неофициально - овощи, фрукты, нефтепродукты.

    По словам Бешимова, пока властям было недосуг заняться восстановлением приграничной торговли, за дело взялись нелегалы. Как известно, свято место пусто не бывает. "Мы сели в первое попавшееся такси на Карасуйском рынке и попросили водителя переправить за границу. Он взял с нас 100 сомов за услугу, еще 200 заплатили за то, чтобы нас провели через границу, на узбекской стороне мы отдали еще по 100 сомов, чтобы ненароком не задержали, - вспоминал Бешимов. - Но все обошлось, кыргызские пограничники предупредили своих узбекских коллег о гостях. Все было обыденно, никакой конспирации".

    - В нелегальной торговле сегодня прежние объемы, 2008 года, - продолжил рассказ Бешимов. - Когда идет бизнес, не до ненависти. Я не почувствовал неприязни между представителями наших народов. Люди вели себя спокойно, деловито, как старые партнеры. Это коммерция, и национальная принадлежность не играет никакой роли.

    Необходимо добавить, что это серьезный бизнес. Где крутятся огромные деньги. За сутки через не очень известные пункты границы переходят 40-50 человек, а там, где дороги были проложены давно, как минимум 800-900 торговцев. По данным Всемирного банка, до 2010 года товарооборот Карасуйского рынка составлял 400 миллионов долларов, а два года назад - в два раза больше. Сегодня вся приграничная торговля в тени.

    Реэкспортные потоки китайского ширпотреба проходят через крупный региональный рынок "Карасуу", куда товары поставляются двумя маршрутами. Первый - через КПП "Иркештам", второй - со столичных рынков "Дордой" и "Мадина". Согласно исследованиям Всемирного банка, на рынок "Карасуу" приходится около 25 процентов от всего объема продаж китайских товаров на крупных рынках Кыргызстана. И хотя эти потоки уменьшились, они никуда не делись. Торговля продолжается, только теперь без уплаты налогов. Мзду торговцы платят людям, окопавшимся у границы и превратившим свою службу в доходное место.

    по словам торговцев, коррупция широко распространилась среди служащих пограничных войск. Военные берут определенную плату за каждый мешок с грузом. Ежедневно тысячи узбекистанцев и кыргызстанцев провозят контрабандой китайский товар. Поэтому пограничники не заинтересованы в открытии границы. Чем дольше это будет продолжаться, тем больше будут их доходы. И об этом прекрасно осведомлены официальные власти как Бишкека, так и Ташкента.

    Например, жители Карасуйского района по всему периметру границы по договоренности с узбекскими пограничниками вечером или ночью перекидывают товары через траншеи. В сельской управе Кызыл-Кыштак на пашнях через рвы длиной 5-6 метров и глубиной 2,5 метра протянуты стальные канаты, через которые в вечернее и ночное время перебрасывают мешки и челночные сумки, обвязанные скотчем, на территорию Узбекистана. Эти операции осуществляются строго по договоренности с узбекскими пограничниками, потому что иначе те могут открыть огонь на поражение.

    На узбекской стороне границы протяженностью в несколько километров участок охраняют 10-15 пограничников, а на кыргызской 4-5. Оплата осуществляется, как правило, во время переброса груза и составляет не менее 200-300 долларов за час. Местные люди говорят, что есть множество таких пунктов, действующих по вышеуказанной схеме. И все они кем-то контролируются. Теневиками, погранцами, криминальными элементами. В этом нелегальном бизнесе они все одного поля ягоды.

    Между тем

    Эксперты данного исследования рекомендуют властям проработать комплекс специальных мер по обеспечению безопасности людей, занимающихся приграничной торговлей, защиту их собственности от криминального давления и рейдерства.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/35233/


Распечатать: Торговля вопреки запретам и колючей проволоке РаспечататьОставить комментарий: Торговля вопреки запретам и колючей проволоке Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Торговля вопреки запретам и колючей проволоке Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007