Распечатать: Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам РаспечататьОставить комментарий: Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам Посмотреть комментарии

18 марта 2011

ПЕРСОНЫ

Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам

    После долгих препирательств с правительством, изрядно поиграв на нервах руководителей Министерства финансов, почти месяц защищавших бюджет на этот год в парламенте, депутаты Жогорку Кенеша наконец его приняли.

Впрочем, уже после одобрения документа во втором чтении в таком исходе дела мало кто сомневался. Этот спектакль под условным названием "бюджетные страдания" проигрывается в стенах законодательного собрания каждый год. Как правило, все роли распределены между участниками заранее: главные партии исполняют руководители Минфина и глава комитета ЖК по бюджету и финансам. Первые - этакие мальчики для битья, второй - собственно говоря, боксер, отрабатывающий на них свои удары, как на груше. И чем острее и хлеще его реплики и замечания по статьям расходов и доходов, тем выше рейтинг. Нынче в этой роли солировал Акылбек Жапаров, который от души покуражился над молодыми коллегами из главного финансового ведомства страны. Однако в финале, как и прописано в сценарии, подобрел и законопроект благословил. Хотя и в начале слушаний, и в конце дефицит бюджета не изменился. Расходы превышают доходы на 21 миллиард сомов. Стоило ли тогда копья ломать и комедию разыгрывать? Насколько реален в исполнении такой бюджет? Это мы попытались узнать в разговоре с независимым экспертом, бывшим статс-секретарем Министерства экономического регулирования Азисом Аалиевым.

    - После критики в парламенте ожидали ли вы, что основные параметры бюджета не изменятся?

    - По бюджету ситуация с самого начала была понятна, я был уверен, что он пройдет в парламенте. Мы два месяца жили без главного финансового документа. Когда у государства нет бюджета, это сигнал о серьезном кризисе. Поэтому партии, создавшие правящую коалицию, были крайне заинтересованы получить его поскорее, чтобы нормально начать год. Во-вторых, хочу отметить, в этом бюджете в отличие от прошлых документов были заложены очень хорошие моменты.

    Раньше правительство играло с парламентом в кошки-мышки. Оно прятало свои доходы, а депутаты, зная об этом, старались их обнаружить, чтобы заставить профинансировать свои приоритеты в регионах. При формировании бюджета правительство всегда имело в заначке пару-другую миллиардов сомов, чтобы в случае острой необходимости иметь возможность маневрировать ими - перераспределять средства. В этот раз правительство уже в первом чтении показало все имеющиеся ресурсы. И это был позитивный момент, о котором я говорил выше.

    Депутаты даже не поверили вначале, что с ними играют честно. Второй важный момент - предусмотренное правительством повышение зарплат учителям. Кабинет министров Алмазбека Атамбаева изыскал более 10 миллиардов сомов. С одной стороны, считаю, это является предвыборным шагом, но с другой - исполнением многолетнего обязательства по повышению учительских зарплат. Правительство нашло источники, несмотря на то, что ранее президент Роза Отунбаева говорила: денег в стране нет. И это решение Атамбаева сыграло большую роль в формировании самого бюджета. Если оно будет реализовано, его партия наберет большие очки в президентской гонке.

    - Премьер-министр очень рисковал, учитывая политическое и экономическое состояние страны. Он проявил политическую волю, однако насколько оправдан такой шаг? Денег-то в казне не густо.

    - Раньше правительство старалось занизить планы по доходам. Сейчас налоговую службу и таможню поставили в очень жесткие условия. Они должны вылезти из кожи вон, но для самосохранения обеспечить поступление денег в казну. И перед ними стоит дилемма: или работаешь, или освобождаешь место другому. Такой подход правительства нельзя не оценивать положительно.

    Именно эти факторы, на мой взгляд, сыграли решающую роль при голосовании. Депутаты видели, какие задачи определила для себя исполнительная власть. И если бы они проголосовали против, то показали всем, что они против повышения зарплат учителям и медикам, поэтому даже оппозиционные фракции "Ата-Мекен" и "Ар-Намыс" не осмелились сказать "нет". В результате бюджет был принят практически единогласно.

    Теперь обратимся к негативным факторам. После разразившегося кризиса в развитии мировой экономики только-только появилась положительная динамика. Экономисты прогнозируют в среднем трехпроцентный рост. Для Кыргызстана прошлый год был тяжелейшим: политический кризис, трагические события на юге, парламентские выборы, сопровождавшиеся огромными экономическими, людскими потерями. И на этом фоне такая смелая, я бы даже сказал, чересчур смелая политика правительства, может привести к определенным негативным последствиям.

    Правительство подготовило очень амбициозный план по доходам, но на его выполнение может повлиять политическая ситуация. Стоит помнить, что впереди у нас очередные выборы. Если победят сторонники президентского правления, то постараются внести изменения в Конституцию, и в стране может начаться неразбериха. Возможна и приостановка коалиции, если СДПК или "Ата-Журт" пойдут на выборы. И в таких условиях правительство Атамбаева в качестве прогноза определило для себя рост экономики более 6 процентов!

    Для нынешней ситуации это очень высокий показатель, даже в спокойные времена у нас в лучшем случае был рост 8 процентов. Планку 6,3 процента, я считаю, накрученной. При этом январские показатели роста экономики не очень хорошие. Меня как экономиста беспокоят и другие цифры. Например, по притоку инвестиций в основной капитал - всего 88 процентов, показатель валовой продукции строительства упал на 7 процентов. А ведь строительная индустрия занимает небольшой удельный вес в экономике, но зато является наглядным показателем ее роста. В прошлом году здесь мы имели 124 процента.

    За последние 18 лет главным сектором экономики стала торговля. Мы - торгующая страна. Для сравнения: доля промышленности - всего 19, сельского хозяйства - 30, а на торговлю и услуги приходится 40 процентов. Но и здесь у нас нынче падение. Конечно, это связано с закрытием границ и другими причинами. И все же считаю, что правительство перекрутило показатель роста ВВП.

    Существует цепочка взаимосвязей. В зависимости от роста ВВП прогнозируется доход. А от него планируется задание налоговым и таможенным органам. И от этой планки формируются реальные цифры. Перекрутка ВВП означает, что в этом году мы не добьемся такого роста. Международные финансовые институты и эксперты дают Кыргызстану максимум 4 процента роста.

    Кажется, что ВВП - абстрактная величина, но именно от нее зависят плановые параметры доходной части бюджета. А от доходов у нас, естественно, "пляшут" расходы. Поэтому не исключаю, что бюджет, принятый с дефицитом в 21 миллиард сомов, может стать невыполнимым. Такое у нас было в 1998 году, когда разразился кризис, а в казначействе не было живых денег. Бюджет не мог финансировать зарплаты, выплачивать наиболее защищенные статьи, например, закупку медикаментов.

    - Как тогда мы вышли из этой ситуации?

    - Правительство было вынужденно обратиться к донорам. Они подбросили финансовую помощь, кабмин сжал все расходы, практически перестал проплачивать незащищенные статьи. Все отношения строились на взаимозачетах, так как реальных денег в экономике практически не было. Главенствовал бартер. Зарплата выдавалась продукцией предприятия. Я бы не хотел сейчас такого повторения пройденного.

    - Грядут выборы, а мы знаем, что когда начинается борьба за электорат, полстраны не работает, все включаются в политический процесс. Если мы окажемся в ситуации 1998 года, доноры станут и на этот раз нам помогать?

    - Уверен, работать с ними необходимо. У нас есть несколько крупных доноров, которые финансируют дефицит бюджета. С некоторых пор и страны начали давать деньги на эти цели, например, Россия очень сильно поддержала. Надо активнее вести переговоры с нашими партнерами, в противном случае не удастся закрыть дефицит.

    - Может, правительству расходную часть урезать? У нас увеличилась структура правительства, ведомства не уменьшили свои аппетиты.

    - Это абсолютно правильная позиция. Исходя из статистики, государственные услуги общего назначения увеличились на 80 процентов по сравнению с предыдущим годом.

    - А существует какая-то допустимая норма?

    - Норма привязана к размерам роста экономики. Если есть рост 5-6 процентов, то считается, что можно увеличить расходы на госуслуги на 10 пунктов.

    - У нас наблюдается спад экономики, а правительство, выходит, просто транжирит деньги.

    - Учитывая текущую ситуацию, такой большой дефицит бюджета, увеличение расходов на госуслуги крайне нежелательно. Любое правительство должно ужимать свои расходы. Ныне необходимо провести глубокую реформу в госуправлении, сократить какие-то структуры, без которых вполне можно обойтись. У нас, наоборот, количество министерств увеличивается, появляются новые органы. Например, при правительстве создана инспекция по контролю за алкогольной продукцией. Для новых чиновников нужно найти деньги.

    Кроме того, можно было бы провести серьезную реформу в административно-территориальном делении. Ранее начатая была остановлена на полпути. Давно назрела необходимость упразднить области, сократить количество районов, укрупнить их по экономическому принципу. И тогда наверняка мы получим значительную экономию бюджетных средств. Однако, чтобы решиться на такой шаг, требуется политическая воля. Нужно, чтобы властные партии приняли консолидированное решение. Есть примеры, на кого равняться. Я сторонник грузинского опыта реформ. Михаил Саакашвили в своей стране пользуется очень большой поддержкой, потому что смог переломить хребет многим системным, негативным факторам грузинской общественной жизни. Коррупцию он буквально уничтожил.

    Что касается нас, то революция произошла только в общественном сознании. Мы сместили президента, а истоки зла остались. Пока не изменим ситуацию на местах, в регионах, пока государственные и проверяющие органы, ГАИ не изменятся, у нас будет общественное невосприятие государства. Атамбаев в свое время говорил, что может стать "драконом". Любой, даже самый прогрессивный президент, если придет в такую систему, не сможет не превратиться в "дракона", если не очистит каналы, которые питают ее.

    - Наши люди готовы к резким переменам, как грузины, которые поддержали своего лидера? Социальные взрывы, происходящие у нас, заставляют верхи заигрывать с низами.

    - В стране идут реформы, она меняется, и, конечно, есть противоречия. Парламент - зеркало нашего общества. Сегодняшние депутаты наглядно демонстрируют уровень развития всего общества. Я думаю, что если и дальше так будет продолжаться, точка кипения может достигнуть максимума, и ситуация резко изменится. Но есть и плюсы. Парламентская республика - это конкуренция, отсутствие монополизма. Так что поживем - увидим.

    - Какие статьи расходов вы бы отметили?

    - Финансирование на оборону составит 125, на общественную безопасность - 154 процента от прошлогоднего уровня. В этом году усиленную бюджетную подпитку получит правоохранительный блок, что говорит о серьезной озабоченности власти возможными происшествиями. Она старается поддержать этот сектор. Я считаю, это оправданно, тем более что милиция у нас всегда находится в роли просителя. Трагедия на юге показала - силовики беспомощны, когда происходят такие массовые выступления, как в Оше и Джалал-Абаде.

    - Раньше правительство всегда подчеркивало, что разработало социально ориентированный бюджет. Более трети доходов шло на нужды социальной сферы. А как обстоят дела в этом году?

    - Бюджет этого сектора усилился в основном благодаря запланированному повышению зарплат учителям. Не исключено, что если в течение года будут изысканы дополнительные доходы, правительство профинансирует и другие социальные блоки. Уже объявлено о повышении пенсий. Это ведь не просто - взять и повысить доходы пенсионеров при таком дефицитном бюджете.

    - Какую угрозу несет стремительный рост цен? Ваша оценка работы правительства в борьбе с инфляцией?

    - Еще один негативный сигнал в бюджете этого года - отсутствие продуманной работы по противодействию роста цен. В прошлом году этот показатель составил 20,6 процента. Это был тревожный сигнал обществу, однако он был всеми проигнорирован из-за бурных событий в стране. Нас настолько захватили политические баталии, что мы не обратили внимания на инфляцию, которая представляет серьезную проблему.

    По прогнозам, рост цен неизбежен. В январе он составил 2,7 процента, в феврале-марте тенденция продолжится. Хотя Атамбаеву удалось снизить цены ГСМ на 8 сомов, вопреки прогнозам правительства, на других товарах и услугах эта мера не отразилась. Они не подешевели. Растут мировые цены на зерно. Наглядный пример - волнения в странах Северной Африки, которые являются крупными импортерами зерна. Эти тенденции автоматически переносятся и на Кыргызстан. Если нынешний год будет неблагоприятным для производителей зерновых, то страну ждут трудные времена. У нас фактором (примерно на 60 процентов), определяющим инфляцию, являются цены на пшеницу, так как в структуре потребления основные продукты - хлеб и крупы. А за их повышением автоматически дорожают мясо, молоко, яйца и т. д. И это второй дестабилизирующий фактор.

    Миллиард сомов правительство изыскало для кредитования фермеров, но этого мало. Нужна серьезная работа в проведении интервенций зерна. Объявили, что разбронировали 10 тысяч тонн, 340 тысяч семей получат муку, но и этого недостаточно. Я не знаю, сколько резервов осталось, но мне кажется, ресурсов не так уж много. Возможно, до нового урожая придется закупить дополнительно около 50 тысяч или все 100 тысяч тонн зерна в Казахстане для обеспечения продовольственной безопасности.

    - Вы отметили повышение зарплат учителям как позитивный фактор бюджета. Но все понимают, что оно усилит инфляцию.

    - С точки зрения денежной массы, конечно, повлияет на рост цен. Сейчас в Кыргызстане показатель наличности завышен. Повлияло на это несколько факторов. Сначала выборы. Партии потратили от 10 до 20 миллионов долларов. Деньги буквально были розданы населению. Потом последовало увеличение зарплат силовикам. Конечно, сейчас эти 10 миллиардов сомов увеличат инфляцию. Однако если учитель будет получать

    8-10 тысяч сомов, это будет стимулом для развития нашего образования. Где-то мы теряем, а где-то приобретаем. Такова жизнь.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34763/


Распечатать: Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам РаспечататьОставить комментарий: Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Азис Аалиев: Бюджет подвержен серьезным рискам Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007