Распечатать: Пособие подъема, а не прозябания РаспечататьОставить комментарий: Пособие подъема, а не прозябания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Пособие подъема, а не прозябания Посмотреть комментарии

24 декабря 2010

ПЕРСОНЫ

Пособие подъема, а не прозябания

Назгуль Ташпаева - эксперт в сфере соцзащиты. В должности директора Госагентства по соцзащите при правительстве КР она активно проводила реформы в этой сфере. После апрельских событий Ташпаева была отстранена от руководства, и это стало серьезной потерей для отрасли, как считает международный эксперт по проблемам совершенствования госуправления в рамках проекта ЕС Стивен Авалян Ньютон. В настоящее время Н. Ташпаева работает в международной организации, и профиль ее деятельности остался прежним - проекты реформ и совершенствования работы соцзащиты.

    - Назгуль Ташпаевна, пособия, скажем, по инвалидности, назначаются на основе экспертных заключений. Но там тоже сидят люди, они могут ошибаться. Нуждается ли их работа в реформировании?

    - Это один из ключевых вопросов. Лица с ограниченными возможностями здоровья и их близкие родственники регулярно поднимают вопросы о необходимости реформирования в системе медико-социальной экспертизы (МСЭ).

    - Какие проблемы должна решить реформа в данной системе?

    - Высокий уровень коррупции в медико-социальных экспертных комиссиях (МСЭК), слабый потенциал самой системы как при освидетельствовании, так и в реабилитации, совершенно не отвечающий требованиям сегодняшнего дня, низкий уровень представленности молодежи, отсутствие системы подготовки кадров, плохие условия труда и низкая заработная плата сотрудников доказывают необходимость срочных мер по реформированию всей системы МСЭ. До сих пор отсутствует нормативная правовая база Кыргызской Республики, регулирующая должным образом как освидетельствование, так и реабилитацию. Работники экспертизы используют устаревшие справочники и методики - это труды П. Маккавейского 1981 года издания, хотя многие заболевания, приводящие к инвалидности, методы лечения, используемые на сегодня, принципиально изменились. Соответственно должны меняться подходы в этой работе.

    - Что мешает?

    - Прежде всего отсутствие потенциала для разработки инновационных подходов, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, желания использовать предложения самих лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителей для совершенствования системы МСЭ. Попросту говоря, сотрудники МСЭ тормозят все начатые реформы, проявляя завидное упорство и изобретательность.

    - В чем это проявляется?

    - Разумные предложения отвергаются под всевозможными предлогами. Отдельные работники МСЭК доказывают, что у них отсутствует коррупция, что достигнута "оптимальная" структура МСЭК, которую нельзя менять. Когда же им указывают факты масштабной коррупции и неэффективности их работы, они ссылаются на отсутствие специальных НИИ, что якобы не позволяет разрабатывать нормативные документы для совершенствования, учитывать мнение больных людей.

    - Насколько частое явление - коррупция в системе МСЭ?

    - Результаты анализа правовых, административных и финансовых аспектов ежемесячного социального пособия, проведенного независимой исследовательской компанией CASE - Кыргызстан в 2010 году, показали, что для повышения группы инвалидности работники МСЭК требуют взятку в размере одного месячного пособия.

    Также исследования качества услуг, проведенные в рамках проекта ЕС "Поддержка реформы государственной службы в КР" 2010 года, указывают на факты получения взяток сотрудниками от получателей услуг в 75 % случаев. Это очень тревожные показатели.

    - Какие меры предпринимались, в том числе и на законодательном уровне, чтобы решить эти проблемы?

    - Сам факт выявления масштабной коррупции в ходе проведенных независимых исследований, это был уже значительный шаг вперед. Но подобные исследования следует проводить на регулярной основе, закладывая такую систему обратной связи, когда каждый пенсионер и льготник, проживающий в любом регионе Кыргызстана, будет на связи. Это и есть прозрачный режим работы социальной службы, и он вполне нам по силам, главное, чтобы вся система была заинтересована в таких реформах.

    Также чтобы сделать работу по назначению пособий более совершенной, в законодательство были внесены изменения, предусматривающие повышение роли и ответственности комиссий айыл окмоту путем первичного определения нуждаемости семей в пособии.

    Органы местного самоуправления максимально приближены к семьям, владеют всей информацией, следовательно, могут определить, действительно ли семья нуждается в пособии. Именно комиссия айыл окмоту теперь рекомендует семью к назначению пособия районным управлениям.

    Более того, чтобы максимально упростить получение пособий, в отдельных случаях мы пошли на то, что местные власти могут назначить малообеспеченным семьям пособия, даже если у детей отсутствуют свидетельства о рождении. В такой ситуации пособие назначается на три месяца, но семья должна в течение этого срока получить свидетельства о рождении детей и представить их в органы социальной защиты. А органы местного самоуправления обязаны оказать содействие в получении такими семьями этих документов.

    Кстати, в последние годы произошло и резкое увеличение размеров всех социальных пособий. Ежемесячные социальные пособия, которые получают дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети, потерявшие одного или двух родителей, лица с ограниченными возможностями здоровья, лица, достигшие пенсионного возраста, но не имеющие права на получение пенсии по социальному страхованию в связи с отсутствием трудового стажа, до января 2010 года варьировались от 356 до 1204 сомов. В настоящее время размер таких пособий составляет от 1000 до 2000 сомов.

    - Сколько людей у нас получают пособия?

    - На сегодняшний день 10% населения Кыргызстана. Из них около 14 тыс. семей, в которых оба родителя трудоспособны. Более того, есть семьи, которые получают пособие в течение десятилетий. Поэтому необходимо использовать все возможные рычаги для искоренения иждивенчества и создать условия, чтобы трудоспособные люди работали. Трудоспособному населению должны оказываться активные меры поддержки, а именно обеспечение их занятостью или самозанятостью.

    В идеале социальную помощь должны получать те семьи и граждане, которые не могут заниматься доходоприносящей деятельностью по причине нетрудоспособности (дети, инвалиды, старики). Здоровые граждане трудоспособного возраста должны работать. Но для этого, в свою очередь, надо развивать экономику, сельское хозяйство, систему предоставления государством возможностей людям самостоятельно зарабатывать. Это и будет самая эффективная социально-экономическая политика. У нас же складывается такое впечатление, что и политики, и экономисты, и те, кто распространяют информацию, да все общество в целом сконцентрировали внимание на социальных пособиях и выплатах. Но таким путем невозможно победить бедность. Все пособия, даже если они выплачиваются нуждающимся и спасают семью от голода и холода, не должны способствовать закреплению иждивенчества и беспомощности. Человек или семья, которые получают эти деньги, должны стремиться выйти из круга нуждающихся, а государство и общество должны помочь им в этом. Это очень сложная проблема, она с трудом решается и в развитых странах. Пособие должно помогать подняться, а не обрекать на прозябание.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/34121/


Распечатать: Пособие подъема, а не прозябания РаспечататьОставить комментарий: Пособие подъема, а не прозябания Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Пособие подъема, а не прозябания Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007