Распечатать: Школьный учитель: перезагрузка РаспечататьОставить комментарий: Школьный учитель: перезагрузка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школьный учитель: перезагрузка Посмотреть комментарии

9 сентября 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Школьный учитель: перезагрузка

После развала Советского Союза школы республики стали жить по принципу "Cпасение утопающих - дело рук самих утопающих". Некоторые учебные заведения выплыли. Их директора переквалифицировались в бизнесменов, привлекли дополнительные средства (чаще всего родительские) и начали жить и учить по рыночным законам.

    Успешные образовательные бизнес-проекты есть не только в Бишкеке. Например, в одном из отдаленных сел Джалал-Абадской области расположена школа, выпускники которой неизменно поступают в самые престижные вузы республики. Здесь слово "учитель" по-прежнему звучит гордо. Секрет успеха прост: учителя получают доплату из местного бюджета, а также от одного крупного скотовладельца. В результате недостатка в тех, кто хочет сеять разумное, доброе, вечное, в этом селе нет. Кстати, скотовладелец платит стипендию и отличникам-старшеклассникам, которые занимают активную жизненную позицию и способствуют процветанию родного села.

    К сожалению, эта история - скорее исключение. Большинство школ страны давно уже не выполняют своего назначения - учить и воспитывать, потому что просто некому это делать.

    Министерство образования и науки КР который год пытается решить проблему нехватки учителей. В настоящий момент даже подготовлен проект "для принятия политического решения, направленного на повышение статуса учителя и престижа учительской профессии". Документ подготовлен при консультативной поддержке ЮНИСЕФ и проекта "Сапаттуу Билим" ЮСАИД. Специалисты выносят его на широкое обсуждение и надеются, что в решении задачи повышения статуса учителя примут участие все заинтересованные стороны.

    - Предлагается три варианта политики, - отметила консультант ЮНИСЕФ Фарида Рыскулуева. - Первый - отказ от реформ, то есть продолжение текущей политики. Второй - кардинальные реформы и ускоренное достижение результатов. Третий - частичное реформирование и отсроченные результаты.

    Развитие по первому варианту мы наблюдаем сейчас. Пофигизм в этом вопросе привел к полной деградации системы образования (не будем забывать: международные и национальные тестирования демонстрируют, что подавляющее большинство наших школьников не усвоили программу даже на минимальном продуктивном уровне). Два других варианта предполагают целый комплекс решений. Среди них: изменение или совершенствование оплаты, сокращение времени обучения будущих педагогов, подготовка кадров широкого профиля (например, подготовка учителей физики, математики и информатики; химии, биологии и географии), делегирование некоторых государственных полномочий профессиональным объединениям учителей, изменение оценки качества профессиональной деятельности педагога.

    - В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех предложениях консультантов ЮНИСЕФ, - говорит Фарида Рыскулуева. - С полным проектом документа можно ознакомиться в газете "Кутбилим" от 20 августа. Мы уже провели обсуждения с представителями школ, органов управления образованием и местных самоуправлений. Они ожидают кардинальных изменений положения учителей и повышения внимания правительства и общества к статусу педагога. ЮНИСЕФ особо подчеркивает, что ситуация может развиваться по трем сценариям. При этом выбор варианта зависит только от кыргызской стороны.

    - Мы предполагаем, что правительство может остановиться на первом варианте, сославшись на скудость бюджета, - говорит Фарида Рыскулуева. - Но надеемся, что власти все-таки примут политическое решение и выберут путь реформирования. Причем необходимо понимать, что и при кардинальных, и при частичных реформах потребуется определенное время. Нужно быть готовыми и к временным сложностям в первые три года преобразований.

    Однако выдержит ли наша система образования дополнительные "временные сложности"? Не случится, что старое хоть как-то функционирующее разрушить успеют, а вот новое построить уже нет?

    - В процессы реформирования заложены принципы самовосстановления системы, - говорит Фарида Рыскулуева. - То есть ЮНИСЕФ не предлагает сначала все снести, а потом на этом месте что-то строить. Просто одна система должна прийти на смену другой.

    И, конечно, главный вопрос, без ответа на который невозможно реализовать ни одно начинание: где взять деньги?

    - Стоимостный анализ будет проведен после широкого обсуждения вариантов, - говорит Фарида Рыскулуева. - Конечно, на реализацию второго или третьего вариантов потребуются дополнительные средства. Вопрос их поиска, конечно, сложный, но не безнадежный. Во-первых, не стоит забывать, что в Крыгызстане выделяется 6,5 процента ВВП на нужды образования, - это достаточно высокий показатель по международным нормам. Однако эти средства расходуются неэффективно. Кроме того, следует перераспределить средства доноров, которых сейчас расходуется немало. Например, нужно отказаться от программы "Депозит молодого учителя", которая показала свою полную несостоятельность. Перейти к подушевому финансированию. Отказаться от практики доплаты за стаж. Доплачивать нужно за качество работы, а не за количество лет, проведенных в классах. В любом случае проект нуждается в обсуждении, и мы ждем конкретных предложений.

    Компетентно

    Из доклада специалистов ЮНИСЕФ

    "Нехватка учителей - это глобальное явление. По всему миру не хватает 13 миллионов учителей. Однако в Кыргызстане и некоторых других постсоветских республиках складывается особая картина школьного образования. Процентное соотношение детей, зачисленных в школу в соответствующем возрасте, находится почти на мировом уровне (в Кыргызстане, согласно официальной статистике, охват средним образованием равен почти 97 процентам). В то время как по критерию обеспеченности школ учителями республика находится на уровне стран Африки, где нет достаточного количества выпускников общеобразовательных учреждений, которые могли бы поступить на программы подготовки учителей".

    Особое мнение

    Ольга Гребенникова, координатор по внешним связям ЮНИСЕФ

    - Мы полагаем, что именно сейчас лучшее время для рассмотрения проекта, направленного на изменение позиции учителя. В стране в ближайшее время будет сформирован парламент. Новые люди будут готовы к восприятию, а самое главное, к реализации новых идей. Именно поэтому мы рассчитываем на широкое участие всех заинтересованных сторон в обсуждении документа. После того как позиции всех сторон будут согласованы, мы намерены предложить правительству КР и вновь сформированному Жогорку Кенешу действенный аналитический документ для принятия политического решения.

    Кстати, задолго до объявления выборов ЮНИСЕФ обратился к различным партиям с предложением обсудить ситуацию в школьном образовании. В обсуждении приняли участие представители четырех партий: СДПК, "Ата-Журт", Партии коммунистов Кыргызстана и "Ак-Шумкар". Они заявили, что среди их целей решение проблем образования стоит на одном из первых мест.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/33295/


Распечатать: Школьный учитель: перезагрузка РаспечататьОставить комментарий: Школьный учитель: перезагрузка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школьный учитель: перезагрузка Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007