Распечатать: Новый поворот РаспечататьОставить комментарий: Новый поворот Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Новый поворот Посмотреть комментарии

14 мая 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Новый поворот

Пока министр образования и науки КР Абдылда Мусаев подписывает осторожные приказы типа проведения акций "Студенты - детям" и "Неугасимая Победа", заместитель министра Борис Кубаев выступает с заявлениями, которые могут иметь для нашей системы образования весьма серьезные последствия.

    Во-первых, Борис Кубаев начал наступление на общереспубликанское тестирование. Впрочем, здесь он не оригинален. До него претензии к этому проекту были у Турсунбая Бакир уулу в бытность его омбудсменом и у Ишенкуль Болджуровой в ранге министра образования. Борис Кубаев добавил к их претензиям и еще один "козырной" аргумент.

    - Общереспубликанское тестирование в Кыргызстане не исключает возможности коррупции, - заявил он во время встречи с журналистами. - Споры вокруг тестирования не утихают. И общественность, и руководители вузов критикуют нынешнюю схему ОРТ. Для модернизации тестирования в 2010 году добавили предметный тест. Теперь абитуриент должен показывать конкретные знания.

    Правда, кто именно стоит за понятиями "общественность" и "ректоры", уточнено не было. Как и не было конкретно сказано, как крупнейший антикоррупционный проект в системе образования способствует коррупции. Ведь когда в 2002 году в Кыргызстане было впервые проведено ОРТ, старшеклассники и их родители вздохнули с облегчением: наконец-то в стране появился проект, который дает всем абитуриентам равные возможности поступить в высшие учебные заведения республики.

    Кубаев сказал еще одну фразу: "ЮСАИД, спонсирующее ОРТ, пригрозило министерству: замените ОРТ - прекратим финансирование. Мы считаем, что экзамены надо проводить без помощи ЮСАИД. Это наша страна, наш народ и наше будущее. Без содействия государства проблему не решить, одно министерство здесь бессильно".

    На самом деле ЮСАИД и не думало угрожать. Это была простая констатация факта. Потому что эта организация поддерживает реальный работающий проект. Зачем вкладывать деньги в эксперименты министерства?

    Во-вторых, Кубаев отметил, что "в Кыргызстане назрела необходимость реформы в системе высшего и среднего профессионального образования. Необходимо поэтапно за 2-3 года полностью изменить систему образования". Однако последние годы наша система образования все время находится в стадии реформирования.

    - Эти реформы остаются только на бумаге, - полагает замминистра образования. - Сегодня в Кыргызстане не сбалансирована подготовка кадров. Мы выпускаем целую армию никому не нужных специалистов: 26 вузов готовят юристов, 31 - экономистов. 95 экономических кафедр выпускают более 42 тысяч специалистов. Республике столько не требуется. Государство может, должно и обязано присутствовать в сфере образования. Необходимо увеличивать число бюджетных мест. Сегодня их около 6 тысяч, а надо 15-20".

    Прекрасная мысль. Только вот в прошлом году университеты так и не смогли заполнить 6 тысяч бюджетных мест. Просто потребности государства и намерения абитуриентов, увы, не совпадают.

    Кроме того, Борис Кубаев отметил, что давно назрела необходимость открыть в стране педагогический университет. Непонятно, что скрывается за этим "давно", поскольку пять лет назад последний педагогический вуз - КГПУ им. Арабаева - был перепрофилирован. Он стал просто университетом.

    - Педагогический вуз стране действительно необходим, - говорит академик Российской академии педагогических и социальных наук, доктор филологических наук Александр Кацев. - Я выступал категорически против перепрофилирования университета им. Арабаева. В результате сейчас в стране уже почти некому преподавать. Кадры стареют. На смену им мало кто идет. А те, кто идут, не владеют школьными методиками и технологиями. На мой взгляд, нам остро необходим межобластной педагогический вуз. Глубоко убежден, что необходимо было сохранить женское образование. Ведь нынешний КГУ им. Арабаева был когда-то женпедом. Но мужчин, которые пришли им руководить, обидело "женское" начало. В результате женпед просто разрушили. Хотя в это же время в Санкт-Петербурге возрождались Смольные курсы. В РГГУ Галина Белая открыла женское отделение. У нас же был собственный уникальный опыт подготовки национальных кадров. Но он оказался никому не нужен.

    Удастся ли очередным реформаторам от образования реально изменить систему к лучшему? Или все закончится громкими заявлениями, очередными переименованиями и нервотрепкой абитуриентов, которые не будут знать, в какой форме им придется проходить вступительные испытания? Подождем. Хотя уровень наших школьников и дипломированных специалистов таков, что времени на ожидания и очередные метания у страны уже нет.

    Особое мнение

    Айгуль Ештаева, специалист по связям с общественностью проекта "Сельское образование"

    - 15-16 мая 2010 года Министерство образования и науки КР в рамках проекта "Сельское образование", финансируемого Всемирным банком, проводит в школах Иссык-Кульской и Таласской областей полномасштабное пилотирование итоговой государственной аттестации выпускников 11-х классов.

    Новая форма выпускных экзаменов - это тесты, составленные учителями-практиками из Кыргызстана, которые прошли соответствующее обучение в качестве национальных консультантов. Эти задания проверяют не только то, что учащиеся знают по тому или иному предмету, но и то, как они мыслят и умеют применять знания в повседневной жизни и успешно решать поставленные перед ними задачи. При решении задач и ответах на вопросы теста учащиеся должны уметь применять накопленные знания в новых ситуациях. Они должны уметь определить и сформулировать задачу, установить достаточность и логичность имеющейся информации, выбрать стратегию и метод решения, рассуждать в зависимости от рассматриваемой ситуации. Учащиеся, следовательно, должны показать способность рассуждать в контексте отдельных понятий и связей между ними. В то же время содержание тестов не выходит за рамки тех знаний, навыков и умений, которые дети получили в школе.

    Педсовет

    Лариса Гарающенко, научный редактор журнала "Русский язык и литература в школах Кыргызстана"

    - Преподавание разрушается в основе основ. Закрыты не только педагогические университеты, но и методические кафедры, которые раньше были на большинстве факультетов. Естественно, никто не занимается разработкой методик преподавания на научной основе. В результате методисты вымирают как класс. О каких новаторских подходах и прогрессе можно говорить в таких условиях?

    На свой аршин

    ОРТ было впервые проведено в 2002 году. Его активно поддерживала тогдашний министр образования и культуры Камила Шаршекеева. Но в этом же году ведомство возглавила Ишенкуль Болджурова. Она очень скоро начинает высказывать недовольство ОРТ и предлагает его отменить. Однако Болджурова не успевает привести угрозы в действие. В марте 2004 года она подает с этого поста в отставку и уходит в оппозицию. Очередным кормчим нашего образования становится Мустафа Кидибаев. Именно при нем количество "золотых сертификатов" сократилось с 200 до 50. Однако в тот год 24 победителя олимпиад получили право выбрать любой вуз по любой специальности. Затем грянула мартовская революция-2005. Новым министром образования стал Досбол Нур уулу. Он поддерживал тестирование и в качестве главы ведомства, и позже, когда стал вице-премьер-министром и госсекретарем КР. В 2007 году МОиН возглавил Каныбек Осмоналиев. Ему пришлось выдержать серьезный прессинг со стороны Турсунбая Бакир уулу, которому вопросы ОРТ показались сложными. "Такая форма работы с абитуриентами хорошо себя зарекомендовала, - заявил тогда Осмоналиев. - Другой вопрос, что мы должны совершенствовать тест. Но возврата к такому варианту, когда бюджетные места выделяет государство, а кому учиться, решает так называемая приемная комиссия, созданная ректором, не будет". В 2008-м Болджурова возвращается на этот пост. И снова начинает выступать против ОРТ. Она предлагает заменить его единым государственным экзаменом, а также отобрать право его проведения у независимого центра. Она обещает, что 2008 год станет последним годом для ОРТ. И снова не успевает. Министром образования становится Абдылда Мусаев. До сих пор он если и говорит по поводу ОРТ, то очень осторожно. "Чтобы отказаться от ОРТ, мы должны предложить более совершенную модель, - сказал он. - Пока наши специалисты к этому не готовы. Пускаться в опасные эксперименты и играть судьбами тысяч школьников мы не намерены. Однако в последующие годы будем проводить широкое обсуждение новых форм оценки знаний учащихся, чтобы выбрать наиболее приемлемый для республики вариант".

    По адресу

    На региональном сайте детских библиотек, на страничке http://www.deti.spb.ru/catalog/den_y/ den_uch/ есть список литературы, которая пригодится при подготовке сценария к выпускному вечеру, 1 сентября, Дню учителя. По этому же адресу есть список художественных произведений, посвященных педагогам или школьной жизни. Среди них "Первый учитель" Ч. Айтматова, "Чучело" В. Железникова, "Школьный вальс" Ф. Искандера, "Школьный спектакль" В. Каверина, "Песчаная учительница" А. Платонова и многие другие. В списке есть даже Бел Кауфман, которая сама работала учителем в школе. Ее роман "Вверх по лестнице, ведущей вниз" написан от лица учительницы литературы.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32195/


Распечатать: Новый поворот РаспечататьОставить комментарий: Новый поворот Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Новый поворот Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007