Распечатать: Соображения по поводу текущего момента РаспечататьОставить комментарий: Соображения по поводу текущего момента Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Соображения по поводу текущего момента Посмотреть комментарии

6 мая 2010

ПОЛИТИКА

Соображения по поводу текущего момента

    Сегодня все слои общества активно обсуждают ожидаемые, но внезапно произошедшие перемены в стране 7 апреля 2010 года и свое будущее. При прежних режимах я неоднократно критически высказывал в СМИ свое видение проблем страны, которое не совпадало с официальной позицией власти. Не могу не высказать своего мнения и сейчас, ибо настоящий момент истории является переломным. И очень не хотелось бы, чтобы получилось согласно крылатому выражению: "Хотели как лучше, а получилось, как всегда".

Почти все происходило так же 5  лет назад, все клялись "демократизировать, служить интересам народа и т. д.". О. Текебаев тогда сказал примерно следующее: нарушим закон один раз, зато все сделаем потом по закону и справедливости. И сделали, результат всем известен. И снова наступаем на те же грабли, ведь ясно, что новая Конституция не может гарантировать неповторения пройденного.

    Нельзя назвать происшедшие события переворотом или революцией: как мне кажется, никто их вроде бы на эти сроки не планировал. Отчаявшийся народ стихийно выступил и силой отобрал власть у надоевшего всем до предела режима. Произошел кровавый, может быть, и не совсем легитимный переход власти из одних рук в другие, причем он имеет довольно явственные признаки банального, много раз происходившего в банановых государствах захвата.

    В основе событий 6-7 апреля 2010 года лежат два главных фактора - естественный протест населения регионов, порожденный стремительно ухудшающимся социально-экономическим положением, наглым цинизмом семьи Бакиевых, захвативших всю власть в стране и обворовывавших и без того нищенствующий народ Кыргызстана.

    Однако свергнутый Бакиев, ответственный за кровавую расправу над безоружными людьми, непонятным образом сбежал от возмездия вместе с наиболее близкими людьми. Обстоятельства его побега из "Белого дома" неизвестны. А уж его выезд за границу вообще покрыт тайной. Хотя, по сообщениям российских СМИ, Бакиев имел переговоры с членами временного правительства. С кем и о чем?

    Хочется ошибиться, но, кажется, события ныне в большой степени протекают по тому же руслу, что и 5 лет назад. И тогда не было всеобщей поддержки Бакиева, а было только отрицание режима Акаева, и сейчас мало кому понятны многие действия и документы временного правительства. Даже при самом поверхностном рассмотрении имеются резоны считать часть из них нелогичными, не совсем продуманными и поспешными.

    Например, пункт 2 декрета № 1 гласит: "Полномочия и функции, закрепленные в Конституции Кыргызской Республики за президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и правительством Кыргызской Республики, возлагаются на временное правительство Кыргызской Республики".

    Но основная функция ЖК - законодательная, следовательно, ВП должно издавать законы? Тут же пункт 3: "Жогорку Кенеш Кыргызской Республики 4-го созыва распускается настоящим декретом". Насколько помнится, на основании "незаконности выборов". Какой суд установил факт незаконности и по каким основаниям? Не получается ли, что ВП взвалило на себя функции и оставшейся судебной ветви власти?

    Если же ЖК был незаконным, то логично сделать и следующий шаг: по суду надо заставить его депутатов возместить весь ущерб, нанесенный государству "незаконной" деятельностью, в том числе расходы на содержание парламента. Что будет в достаточной степени разумно и последовательно.

    Пункт 6 также страдает нечеткостью: что такое "временно", до каких условий и до какого срока - пока не захочется кому-либо из ВП внести изменения? Пока это "временно" - крайне малый срок: уже проводятся изменения, кстати говоря, не всегда логичные. Предлагается членами ВП изменение структуры исполнительной ветви власти, сокращение некоторых министерств или образование новых.

    Или пункт 13 того же декрета: "Назначение выборов в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики осуществляется декретом временного правительства Кыргызской Республики". Но ведь это должно осуществляться по результатам всенародного референдума. А разве в правовом поле решение ВП, заранее определившего срок выборов, когда еще не известно волеизъявление народа по проекту Конституции: а вдруг он будет отвергнут? Или ВП считает себя вправе предопределять результаты голосования? Но это весьма похоже на узурпацию власти. Ведь нельзя воспринять и осмыслить за такие короткие сроки изменения в Конституции, чтобы осмысленно голосовать. Не дав опомниться, заставляют голосовать, тем самым не предоставив право полноценного выбора.

    Возможно, существует и другой сценарий развития событий. Допустим, предложенный в единственном варианте проект Конституции будет отвергнут народом. Тогда придется предлагать еще и еще варианты, и так до бесконечности. Ибо ВП не может уйти из власти до тех пор, пока не будут проведены легитимные выборы по новой Конституции. А она, если проект будет неприемлемым для большинства населения, при таком сценарии никогда не будет принята. И временное правительство станет постоянным - с диктаторскими полномочиями, объем которых намного превышает бакиевские, с неквалифицированным руководством, с беспорядками, с постоянным недовольством народа.

    Вообще это уже становится традицией власти как акаевской и бакиевской, так и нынешней: не давать народу никакого выбора, превращая голосование в пустую формальность и тем самым делая его совершенно бесправным. Наверное, все они изначально пытаются заранее решить за народ: они же лучше знают, что хорошо - для них самих.

    По логике вещей, следовало бы обнародовать несколько проектов новой Конституции: парламентской, президентской и смешанной формы правления, из которых граждане республики выбрали бы приемлемый для них вариант. "Великие" разработчики никак не реагируют на доводы других: все помнят результаты многолюдных конституционных совещаний, когда на голосование выносилось совсем не то, что согласовывалось. Понятно, что Текебаев и его группа, скорее всего, поступят точно так же: он слишком долго пестовал свой проект, так что, дорвавшись до власти, они никак не смогут перепрыгнуть через свои амбиции. Можно гарантированно утверждать, что есть люди, которые могут раскритиковать этот проект в самых существенных пунктах.

    К слову, вряд ли можно считать последовательным решение ВП сначала выпустить Бакиева, а потом просить его выдачи, объявлять его преступником до решения суда.

    Если быть до конца последовательным, то следует сначала до конца разобраться с последствиями событий еще пятилетней давности: кто что делал, за что в ответе и воздать всем по заслугам. И Акаев должен понести ответственность: аксыйские события, в которых впервые пролилась невинная кровь, и экономические злоупотребления до конца так и не расследованы. И никто не ответил за мародерство в 2005 году. А возмещался ущерб, нанесенный людям, из госбюджета, то есть за счет законопослушных граждан. Почему? Не потому ли, что Бакиев был одним из ближайших сотрудников Акаева и не в последнюю очередь был виновен во всех злоупотреблениях? Или временное правительство боится, что на него будет возложена ответственность за нынешние беспорядки?

    И все-таки: кто будет отвечать за беспорядки и мародерство, за причиненный моральный, политический и материальный ущерб? За ущемленный народ?

    Очень много вопросов к ВП и по кадровым вопросам: неужели оно полагает, что предприимчивость и напористость заменяют знания и квалификацию? Ведь создается впечатление, что назначения производятся именно по такому принципу - не считая, конечно, преданности, участия в партиях или других организациях и знакомства или родства. Незаконно увольняют и выгоняют с работы не только с политических должностей, но и рядовых работающих государственных служащих, не соблюдая элементарную этику, человеческую.

    А как же быть со статьей 8, пункт 5 вроде бы действующей Конституции: "В Кыргызской Республике не допускается слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". А ведь в некоторых случаях уже просматривается несоответствие действий властей данному положению Конституции.

    Спешка и амбиции порождают у руководителей ВП чувство вседозволенности. В результате почти все новые назначения получили сторонники партий СДПК, "Ата-Мекен", "Ак-Шумкар". Более того, одна и та же должность в течение дня может переходить из рук в руки представителей различных партий. Сегодня идет поголовная смена руководства всех уровней от министров и ведомств, руководителей областей, районов до глав айыл окмоту, директоров предприятий и школ. Смена кадров происходит лишь на том основании, что они были расставлены прежним режимом. Делается так без учета профессиональных знаний, опыта работы, авторитета среди коллектива и населения.

    Ярким примером невнятной кадровой политики является назначение известного деятеля на лесное хозяйство, где он прежде всего занялся неподготовленным внедрением госязыка. Разве это главное во вверенном ведомстве? Станет ли от этого лучше организация в отрасли, для руководства которой требуются специфические знания?

    Вообще-то надо сначала доказать некомпетентность или совершенные преступления каким-либо должностным лицом, а только потом заменять его другим.

    Кто будет нести ответственность за ущерб, причиненный хозяйству от руководства такими деятелями, и каким образом? Акаев часто говорил: "Я отвечаю за все". И чем же он ответил: деньгами, или отсидел срок за свои волюнтаристские действия, приведшие страну к развалу?

    Сильно сомневаюсь, что будет эффективно работать аппарат ВП, который возглавляет человек, не имеющий весьма специфических управленческих навыков: это не говорильня, там нужны организационные способности и знание конкретных административных процедур. Все, кто занимался организационной практической работой в правительстве или в каком-либо ведомстве, это понимают.

    А ведь все обоснование прихода временного правительства к власти - это решение курултая объединения оппозиционных сил, состоявшегося 17 марта 2010 года, где был избран оргкомитет движения, которому поручили добиться исполнения принятых им решений к назначенному сроку. Представительность курултая довольно сомнительная - не было никакой регистрации делегатов, полномочия их никем не подтверждались и неясно, кем утверждались. Но даже этот курултай не делегировал оргкомитету в составе 14 человек такие полномочия, как присвоение власти и создание временного правительства. Оно же в данное время взяло на себя все полномочия двух ветвей власти, возможно, с элементами узурпации власти, и в антиконституционном порядке управляет государством. Хотя спросили бы у молодежи и народа, находившегося возле "Белого дома", согласия на свои действия, соблюдая юридическую и человеческую этику.

    Как можно считать, что проведенный 17 марта курултай представляет весь народ - даже если на нем присутствовали 10000 человек? Как бы потом не выяснилось, что члены ВП узурпировали власть, превысив полномочия, данные им их соратниками.

    Ведь пункт 1 декрета № 1, гласящий: "Государственная власть в Кыргызской Республике в соответствии с народным волеизъявлением переходит к временному правительству Кыргызской Республики", представляется крайне сомнительным. Ибо народ может выразить свою волю только всенародным голосованием, любая ограниченная группа людей не имеет права говорить за весь народ без предоставления законным образом соответствующих полномочий. При известных условиях можно рассматривать этот пункт как необоснованный.

    Единственный шаг, который вызывает безусловное одобрение - упразднение такого одиозного органа, как Конституционный суд. Он ведь неуклонно поддерживал существующую власть, зачастую выносил незаконные решения по ее требованию. Но нужно тогда сделать следующий шаг: если поводом для упразднения органа власти служат его противоправные действия, то все его члены, даже если они до настоящего времени были на другой работе, хотя бы и выборной, принимавшие участие в противоправных действиях, должны понести необходимое наказание. Иначе это будет просто расправой.

    Да и возвращение тарифов в энергетике выглядит популистским шагом: ведь никто как следует не обосновал даже прежние тарифы, не говоря уже об их повышении. Например, создалось впечатление, что основными затратами, покрываемыми за счет законопослушных граждан, являлось обыкновенное воровство, прикрытое термином "коммерческие потери". К такому выводу можно прийти, ознакомившись с выступлениями специалистов, известного научного эксперта-энергетика А. Джундубаева.

    Необходима последовательность во всем. Сначала надо разобраться с наследием прошлого, проанализировать его и только потом предпринимать решительные шаги.

    Уверен, что мероприятия типа повышения пенсий и предоставления бесплатного питания ученикам младших классов в школах при Бакиеве привлекли к нему симпатии некоторых слоев населения. Но они мало внимания обратили на то, что жизнь при этом становилась хуже из-за роста злоупотреблений на государственном уровне. Но даже эти меры не спасли Бакиева от происшедшего. Следует учесть его печальный опыт и иметь в виду, что популистские меры могут очень быстро привести к краху. И тогда выступления народа неизбежны: опыт нелегитимного захвата власти уже имеется.

    И вообще пора произвести подробный анализ сложившегося положения и разработать необходимые меры по непосредственному устранению допущенного беззакония. Грабеж народа должен быть раскрыт до конца. Виноватых надо публично определить, они должны понести заслуженное наказание, чтобы был урок для других государственных служащих.

    Если будет политическая воля по исправлению несправедливостей и последуют практические результаты, люди поддержат. А без осознанной поддержки населения все мероприятия обречены на провал. Поэтому важно поднять доверие населения и морально-психологический климат в обществе на нужную высоту.

    Временное правительство, не успев занять должностные кресла, навязывает народу парламентскую форму госустройства. Судя по высказываниям членов ВП, это преподносится уже как дело решенное. А ведь решение должны принимать граждане нашей страны. Мне непонятно, почему в нашем государстве решение принимают руководители партий и НПО: они составляют менее 1 % от общего количество избирателей страны.

    Складывается впечатление, что это очень похоже на неподготовленную диктатуру. И очень способствует этому впечатлению пункт 2 декрета № 1: "В Кыргызской Республике до принятия новой редакции Конституции Кыргызской Республики Конституция Кыргызской Республики, принятая референдумом (всенародным голосованием) КР 21 октября 2007 года, сохраняет свою юридическую силу". А статья 2, пункт 2 той Конституции гласит: "Никакая часть народа, никакое объединение и никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве". Действует она или нет? А если действует, что тогда делать?   Члены ВП взвалили на себя тяжелую ношу, которая может вообще-то оказаться для них непосильной. Хотя они не приняли присягу и не предоставили программы, это не освобождает от ответственности.

    Но нужно определить, кто понесет наказание за случившиеся противоправные действия. И жестко установить правопорядок, устранить угрозу жизни, здоровью и имуществу людей.

    Народ в ожидании позитивных решений.

    Алмамбет МАТУБРАИМОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/32090/


Распечатать: Соображения по поводу текущего момента РаспечататьОставить комментарий: Соображения по поводу текущего момента Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Соображения по поводу текущего момента Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007