Распечатать: Дон Кихот и хулиган РаспечататьОставить комментарий: Дон Кихот и хулиган Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дон Кихот и хулиган Посмотреть комментарии

12 марта 2010

ПЕРСОНЫ

Дон Кихот и хулиган

Новая постановка Государственного национального русского театра драмы им. Ч. Айтматова обещает быть необычной. Интригует уже само название - "Корона мертвеца". В ее основе пьеса теперь уже бывшего министра культуры КР Султана Раева, что тоже добавляет скандальности.

    Ну а ставит спектакль узбекистанский режиссер туркменского происхождения Овлякули Ходжакули, которого критики называют лучшим театральным режиссером в Центральной Азии. Его пьесы никогда не остаются незамеченными. Он обещает, что и новая постановка будет провокационной и мало кого оставит равнодушным. Кстати, на спектакль зрителям до 18 лет вход воспрещен, поскольку актеры предстанут в эротических сценах. Но Ходжакули утверждает, что главная задача спектакля - заставить зрителя задуматься о вечных ценностях.

    -Это три истории о власти, любви и смерти. Весь спектакль два хулигана и шута Тан и Шай среди сторонников зла и добра ищут владельца короны. В итоге выясняется, что истинный хозяин короны - сама смерть, перед которой мы все равны. Несмотря на столь серьезный сюжет, пьеса должна получиться веселой, ведь у нас принято смеяться над людьми, которые стремятся к истине и чистоте в мире, где главенствуют власть и деньги, - объясняет Овлякули.

    Ставку Ходжакули сделал на импровизацию актеров. Именно поэтому актерский состав задействован убойный. Главную роль - человека с символическим именем Адам - играет народный артист КР Анатолий Адали, в ролях искусителей Шая и Тана Болот Тентимишов и Василий Ползунов. На главную женскую роль привлечены сразу две народные артистки КР Татьяна Стрельцова и Ольга Жигулева (это сменный состав). Соблазнительниц и ведьм играют молодые актрисы Елена Амираева, Галина Кетова, Рина Римская.

    Репетиции проходят весело и динамично. По ходу рождаются остроумные находки, интонации, движения и даже целые диалоги. Благо Султан Раев не Шекспир и не Пушкин и наверняка не имеет ничего против усовершенствования своей пьесы.

    После репетиций Овлякули подбирает музыку к спектаклю, вникает в работу художника по костюмам, занимается реквизитом и оформлением сцены.

    - Все контролирую сам. Стоит отпустить постановку в свободное плавание, как она рассыпается, будто песочный замок, - говорит Овлякули. - Каждому - от артиста до осветителя - нужно объяснить его задачу. Пока не увижу понимания в глазах, не отстану. Иначе люди могут подумать, что я сам ничего не понимаю.

    Не продается вдохновенье...

    - Про вас ходят слухи, что вы настоящий деспот и выжимаете из актеров все соки.

    - Я могу быть очень мягким и покладистым, но если мне наступят на хвост, превращаюсь в настоящего дракона. На воплощение одной постановки требуется максимум три месяца, но мне как путешествующему мастеру чаще приходится работать в сжатые сроки. Но это и хорошо. Нельзя мариновать актеров, нужно пользоваться их способностями к импровизации и с пылу с жару отпускать к зрителю.

    - А если ваш новый спектакль не понравится нашей публике?

    - Он рассчитан на игру самих зрителей, на полное взаимодействие с актерами. Из зала будут выбирать случайных зрителей, которые должны отвечать на вопросы или задавать темы для обсуждения. Так что неудачу или успех разделим поровну. Если провалимся, значит, люди не готовы открыто обсуждать неудобные вопросы.

    - Вы имеете в виду эротику?

    - Использовать эротику пошло и грязно. В корыстных целях - вообще очень плохо. Но мы ее используем, чтобы передать духовный смысл, это нас оправдывает. И вообще женщина, даже до конца не оголяясь, может выглядеть эротично и быть пошлой, оставаясь застегнутой на все пуговицы. Мы предлагаем посмеяться над порнографией.

    - Спектакль рассчитан на коммерческий успех?

    - Мы актеры-хулиганы заставляем зрителей покупать билеты на их собственное представление. Вообще я считаю, что это антикоммерческий спектакль с коммерческим уклоном.

    Нужны жертвы

    Ходжакули в Кыргызстане ставит не первый спектакль. До этого были "Король Лир" Шекспира, "Барсбек" Султана Раева и "Саломея" по Оскару Уайльду в Национальном кыргызском драматическом театре. В Бишкекском городском драматическом у Арсена Умуралиева он поставил "Самоубийство влюбленных" Тикамацу и "Женщину-дьявол" Мериме. Последняя премьера - спектакль "Эдип" - состоялась на малой сцене Русского драматического театра три года назад.

    - Почему, несмотря на многочисленные предложения из-за рубежа, возвращаетесь в Кыргызстан?

    - Меня притягивает здешняя свобода, атмосфера прозрачности и позитива. Нет негатива или паники. Да и зовут сюда часто, получается, я каждый год приезжаю.

    - Как можно вернуть зрителя в театр?

    - Везде люди одинаково тянутся к искусству. Ваш русский театр сумел вернуть зрителя, здесь каждый день аншлаг. Конечно, нужна реклама, приманка. Нельзя вытаскивать с полки тома Толстого, Айтматова или Достоевского, кидать человеку и высокомерно интересоваться: "Ты что, не читал?!". Он никогда их не прочтет. В первую очередь нужно выводить людей с базаров. Я пойду другим путем, подведу к ценностям классиков через сегодняшний язык. Найду с ними общие темы. Люди слишком хотят развлечений. Вспомните немецкую легенду про мальчика, который спас город от нашествия крыс, играя на флейте. Он завел крыс в море, где они утонули. Правда, он и сам утонул. Миру нужны такие жертвы. Найти бы такого флейтиста, который уведет сегодняшнего зрителя в духовное море. Пусть ему будет душно и неудобно без привычных развлечений, но зато полезно.

    - Как относитесь к критикам? Особенно если учесть, что они называют вас лучшим режиссером Центральной Азии?

    - И к положительным, и к отрицательным высказываниям критиков отношусь спокойно. Лишь однажды я был польщен, когда меня взяли в театральную студию при конкурсе десять человек на место. Тогда я был счастлив получить такую оценку. Но сейчас всевозможные призы и похвалы перестали трогать, я лишь делаю свою работу. Критические статьи читаю, только если случайно попадутся на глаза. Могу с интересом выслушать критические замечания, если в них кроется здравый смысл, на пустословие не обращаю внимания.

    Чьи дети?

    Признаться, неординарная внешность Овлякули производит впечатление. Подвижный молодой мужчина в джинсах, с длинными волосами и свободными манерами. Но вот глаза... Такой взгляд может быть только у очень взрослого человека.

    - Я и сам только недавно смирился с мыслью, что я отец взрослых людей, а до этого не верилось как-то. Долгие годы не мог поверить, что у меня есть дети, внутренне удивлялся, когда они называли меня папой. Я всю жизнь увлеченно работал, ставил свои эксперименты, домой приходил, как беззаботный студент. Стоит отдать должное моей жене, она занималась воспитанием наших детей. У меня замечательная семья. Жена - актриса. Мы вместе учились в Ташкентском театральном институте. Еще в студенческие годы у нас родилась дочь, которой в этом году исполнилось 25 лет, через восемь лет родился сын.

    - Как выбрали профессию?

    - Я родился в дехканской семье в маленьком туркменском селе недалеко от Чарджоу. К нам с концертами иногда заезжали артисты или привозили киноленты с индийскими фильмами. Еще в юности решил, что стану актером. Даже организовал свой школьный театр. После окончания школы я поступил в Ашхабадский культпросветтехникум, а затем уже в Ташкентский театрально-художественный институт. Раскусили мои организаторские способности преподаватели в техникуме. Они сказали, что из меня выйдет больше толку на режиссерском поприще. Моя первая постановка была по произведению Кабо Абэ "Женщина в песках". Состоялась она в Чарджоуском театре. Рискнул пригласить людей в театр по афишам, а не по обязаловке через комсомол. Я всегда отличался независимым взглядом на жизнь, такой маленький Дон Кихот.

    Справка "МСН"

    Овлякули Ходжакули родился в 1959 году в Туркмении. Окончил режиссерский факультет Ташкентского театрального института (1986 г.). Занимался в творческой лаборатории под руководством М. Туманишвили (Тбилиси, 1988-1989 гг.). Работал главным режиссером Чарджоуского музыкально-драматического театра (1986-1990 гг., Туркменистан). Руководил театром-студией и Ашхабадским ТЮЗом (1991-1993 гг.). Работал в театрах Туркмении, Украины, Кыргызстана, Казахстана, России и Узбекистана. Поставил более пятидесяти спектаклей по произведениям У. Шекспира, О. Уайльда, К. Абэ, Т. Манна, Еврипида, Г. Лорки, Тикамацу, А. Навои, Ф. Аттара, Софокла, Г. Э. Лессинга. Поставленные им спектакли - "Женщина в песках", "Иосиф и его братья", "Король Лир", "Саломея", "Самоубийство влюбленных", "Каин и Авель", "Раксу Съамо" - получили награды на международных театральных фестивалях в Польше, Германии, Финляндии, Италии, Франции, Турции.

Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/31512/


Распечатать: Дон Кихот и хулиган РаспечататьОставить комментарий: Дон Кихот и хулиган Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дон Кихот и хулиган Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007