Распечатать: Непубличный мастер РаспечататьОставить комментарий: Непубличный мастер Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Непубличный мастер Посмотреть комментарии

4 декабря 2009

ПЕРСОНЫ

Непубличный мастер

Сорок с лишним лет назад семилетний Рафаил старательно пел в хоре сокулукской школы, стараясь подражать голосу знаменитого итальянского мальчика Робертино Лоретти. Кто мог предположить, что спустя годы он станет лучшим преподавателем по вокалу в Кыргызстане и воспитает целую плеяду блистательных эстрадных исполнителей? Светлана Назаренко (солистка группы "Город 312"), Жылдыз Осмоналиева, Асель Турдалиева, Гульнара Тойгонбаева, Ырыскельди Осмонкулов и многие другие известные артисты - ученики

    Рафаила Сарлыкова. 

    -Помню, как родители купили проигрыватель, по тем временам дорогую и дефицитную вещь, - рассказывает заведующий кафедрой "Музыкальное искусство эстрады", доцент Кыргызской национальной консерватории, заслуженный деятель культуры КР Рафаил Сарлыков. - И у нас дома зазвучали виниловые пластинки с песнями кыргызских композиторов, Иосифа Кобзона, Уральского хора... Но больше всего меня поразил Робертино Лоретти. Мы со старшими братом и сестрой пели в школьном хоре, у всех были чистые и сильные голоса, но я всегда стремился подражать именно Робертино. До сих пор считаю, что его пение никто так и не превзошел. Удивительно, что мальчик смог понять сущность музыки лучше, чем профессиональные вокалисты. В юности наступил черед других кумиров. Все мальчишки тогда восхищались и подражали группам "Поющие гитары" и "Битлз". Я не был исключением.

    После школы Сарлыков поступает на оркестровое отделение в Институт искусств. В 1980 году он с товарищами создает ансамбль патриотической песни "Аракет". Основу репертуара нового коллектива составили песни стран Латинской Америки, Франции, Германии, Испании и народов СССР. "Аракет" был удостоен звания народного ансамбля Киргизии, стал обладателем многих премий и призов на различных конкурсах и фестивалях, в том числе лауреатом Второго всесоюзного фестиваля политической песни в Москве.

    - В те годы Советский Союз был политизированной, идеологически загруженной машиной. Основная масса людей уже не поддерживала эти идеи. Но еще находились истинные патриоты строя, и я был в их числе. Поэтому и решил создать такой ансамбль. Мы пропагандировали свободу, равенство и братство. Разве это плохо? Сегодня тоже нужно стремиться к высоким идеалам.

    Отличники эстрады

    В мастерской педагога все стены увешаны афишами и дипломами его учеников. Чаще других встречаются имена Жылдыз Осмоналиевой и Светланы Назаренко. Сегодня они уже звезды, живут в Москве, но когда бывают в Бишкеке, обязательно навещают учителя.

    - Свету услышал на смотре художественной самодеятельности. Она вышла подпевать своей маме, которая работала поваром в детском садике. Меня поразил сильный вокал этой маленькой девчушки, и я предложил Свете стать участницей детского состава "Аракет". К тому времени она уже была солисткой детского республиканского хора, но решила попробовать свои силы на эстраде, - вспоминает Рафаил Тогойбаевич. - Она всегда была большой труженицей, с десяти лет постоянно работала над собой. Да и "Аракет", где пели песни на разных языках, был хорошей школой мастерства. Поэтому я не удивляюсь, что сегодня Света может легко обыграть голосом любую тему. До того как их группа "Город 312" прославилась, она подрабатывала бэк-вокалисткой и быстро вошла в тройку лучших бэк-вокалисток России. Когда Род Стюарт приехал записывать альбом в Москву, для исполнения голосового сопровождения он выбрал именно нашу Свету.

    На старых черно-белых фотографиях "маленького" состава "Аракет" рядом с юной Светланой Назаренко в белом переднике и с бантами в косичках стоят три пацана в красных галстуках - Ырыскельди Осмонкулов и братья Хорошевские - Олег и Константин, ныне знаменитые радийщики.

    Еще одной находкой талантливого педагога стала Жылдыз Осмоналиева.

    - Жылдыз совершила в начале девяностых настоящий творческий подвиг. Она стала родоначальницей стиля ретро на нашей эстраде. Первая рискнула дать новую жизнь старым забытым песням великих кыргызских мелодистов. Это сейчас стало модным петь "старые песни о главном", а тогда на эстраде царили легковесность и безвкусица. И первое исполнение очень сильной песни "Эсимде" зрители не приняли. Но Жылдыз не снизила планку и продолжала работать. Со временем появились слушатели, которые смогли оценить эту и другие песни.

    Сделайте из меня Назаренко

    В мастерскую к Сарлыкову молодые вокалисты идут бесконечным потоком. Даже студенты оперного отделения просят обучить эстрадному пению. Он никому не отказывает, но прежде всего ищет талант в каждом.

    - Молодежь жаждет популярности. Просят сделать из них вторую Назаренко. Если через пару занятий не видят улучшений, винят не себя, а меня. Не понимают, чтобы стать таким профессионалом, Свете понадобились годы непрерывной работы и, конечно, талант. Пять лет "Город 312" кружил вокруг Москвы, их не пускала столичная тусовка. Пять лет! И только когда они сделали себе имя, когда их народ полюбил, тогда их пустили.

    По словам Сарлыкова, среди профессиональных музыкантов есть певцы двух сортов. Первые - настоящие эстрадники, которые имеют хорошую школу, обладают широким голосовым диапазоном, прекрасной дикцией, артикуляцией и собственной манерой исполнения. Вторые - "звезды шоу-бизнеса", у которых нет ничего, кроме раскрученного имени.

    - Часто слышу от начинающих: мол, зачем нужна классика. Не знают люди, что эстрада и классика имеют общую технику вокала. Сегодня технические возможности позволяют очистить фонограммы псевдопевцов, но характер звучания не скроешь. Если звук не имеет опоры и динамики, композиция сразу теряет сочность, - говорит Сарлыков. - Машина шоу-бизнеса может хоть кого раскрутить. Но вы сравните Александра Серова, который по телевидению не мельтешит, но остается популярным долгие годы, и раскрученного Билана. По вокальным данным и музыкальности Билан и мизинца Серова не стоит. Прекрасный пример - Николай Басков, который принес на эстраду традиции классической школы: постановку дыхания, дикцию, артикуляцию, перестроил форму звучания. Он соединил эстраду и классику, как Муслим Магомаев.

    Больше жизни

    - В последние годы наши артисты стали часто выезжать на песенные конкурсы, но почему-то редко возвращаются с победой.

    - Современные технологии позволяют создать песню на одной ноте. Промычать ее в компьютер, а потом "раскидать" - и готов "хит недели". А когда эти "звезды" выходят на сцену, то фальшивят и задыхаются уже после первой строчки. Недавно перед фестивалем в Сочи проходило прослушивание. Участвовали многие наши знаменитости, не хочется называть имена, большинство не могли спеть две песни подряд. Спрашивали: "Можно я третью песню после перерыва спою?" А ведь собираются на конкурс, где все исполнение только живое. У нас в консерватории много талантливой молодежи, которая может дать сто очков вперед многим ныне раскрученным знаменитостям. Волки-продюсеры стараются заполучить таланты, но чем выше культура музыканта, тем серьезнее он относится к сцене.

    - Часто приходится слышать, что фонограмма - вынужденная необходимость, нет хорошей аппаратуры для качественного живого звука.

    - Это отговорки. Одно дело использовать плюсовки во время съемок клипов. Но просто открывать рот на своих концертах - неприемлемо. Некоторые нынешние исполнители считают подвигом, если самостоятельно исполнят две композиции за один вечер. А в шестидесятые, во время расцвета профессиональной кыргызской эстрады, пели только вживую. В распоряжении Алтынбека Сапыралиева, Лилии Бечеловой, Эрмека Мойдунова, Гульсун Мамашовой, Султана Каримова была аппаратура, которая намного хуже той, что мы имеем сегодня.

    - Не обидно, что не стали знаменитым, как Робертино Лоретти?

    - Я по натуре замкнутый и непубличный человек. Так уж сложилось, что сам не вышел на сцену. Выступал в составе ансамбля, но о сольной карьере никогда не мечтал. Мое предназначение в том, чтобы выводить исполнителей на эстраду, быть активным деятелем закулисной жизни. Так что я ни о чем не жалею. Я нашел свое призвание.

Крыша для наставника

    В этом году Рафаил Сарлыков справил новоселье. В январе он получил сертификат из рук президента Кыргызстана Курманбека Бакиева на получение однокомнатной квартиры в Бишкеке.

    Долгие годы Рафаил Тогойбаевич мыкался с семьей по съемным квартирам. Заслуженный деятель культуры КР никогда не обращался за помощью к чиновникам. Сейчас за своего наставника попросили его именитые ученики.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/30366/


Распечатать: Непубличный мастер РаспечататьОставить комментарий: Непубличный мастер Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Непубличный мастер Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007