Распечатать: Газетчики в шоке. Но не все... РаспечататьОставить комментарий: Газетчики в шоке. Но не все... Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Газетчики в шоке. Но не все... Посмотреть комментарии

30 октября 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Газетчики в шоке. Но не все...

В стране зарегистрировано более 1200 печатных СМИ (данные Минюста КР), но фактически работает лишь чуть больше трех сотен изданий. Из-за влияния мирового кризиса их финансовое состояние значительно ухудшилось. Поскольку рекламный рынок в Кыргызстане сузился до 20 процентов, даже рентабельно- респектабельные газеты вынуждены сокращать тиражи, а другие - и периодичность выпусков. Но о том, что помимо финансовых проблем значительно упал и читательский интерес, сами газетчики предпочитают не говорить. Сегодня своими мнениями по данным проблемам делятся наши собеседники в лице тех, кто напрочь отказался от печатных СМИ и, наоборот, еще сохранивших верность газетам.

Анатолий БОРОДИН, предприниматель

    Приседание и... обязательное "ку"

    - На мой взгляд, суть проблемы, с которой ныне столкнулись газетчики, лежит на поверхности. Работа СМИ, как, впрочем, и любой бизнес, во многом зависит от власти. В той же России, например, олигарх, который зарабатывает деньги, скажем, на алюминии, алмазах, золоте или газе, обязательно запасается и собственным изданием. Причем, исключительно для того, чтобы систематически демонстрировать властным структурам свою любовь.

    После мартовской революции 2005 года и в Кыргызстане усилилась вертикаль власти, что способствовало повышению лояльности журналистов независимых изданий к государственным органам, усилило их самоцензуру. Поэтому листать сегодня газеты, которые еще вчера передавались друг другу в руки и зачитывались до дыр, стало просто не интересно.

    Нет, у них, конечно, осталась своя аудитория. Подобные издания всегда лежат на столах акимов, губернаторов, министров, парламентариев. Но читают их чиновники только для того, чтобы порадоваться собственным успехам на госслужбе, или, наоборот, чтобы понять, сколько еще удастся просидеть в кресле, откуда может задуть "колючий ветер". Что касается иногда звучащей в таких изданиях критики, то она поверхностна. А случающиеся по этому поводу редкие суды обоюдовыгодны как самим газетам, так и судящимся с журналистами "белым воротничкам" - дешевая популярность на выхолощенном скандале.

    Что касается оппозиционных изданий, то, безусловно, у газет с яркой политической направленностью тоже есть свой читатель. Но очевидно и другое - выжить за счет нее ныне очень сложно. Все упирается в коммерческий аспект. За счет одной политики крайне сложно добиться самоокупаемости. Да, где-то до 2007 года, а особенно в 2003-2005-х, всех привлекали общественно-политические газеты, жестко критикующие власть. Но тенденция последних лет такова - наибольшим спросом у населения теперь пользуются издания развлекательной направленности.

    Кстати, навеяло нынешнее время и появление газет, журналов иного формата. Но у так называемых корпоративных изданий еще более узкий круг читателей - выпускаются они в основном для себя любимых. Да и сработаны эти издания на крайне слабом профессиональном уровне.

    Универсальна в этом плане в Кыргызстане, пожалуй, лишь "Вечерка", хотя в положительном ключе можно говорить только о пятничном номере. В нем читатель найдет все - сугубо житейские каждодневные темы, касающиеся цен, зарплат, пенсий, любви, вражды, дружбы. Профи познакомятся и со специальными - экономика, бизнес, строительство, банковская среда и т. д. А частный мелкий бизнес на страницах данной газеты ищет и обретает свою потенциальную клиентуру, на которую это издание широко ориентировано.

    Вот и выходит, что деловым людям в Кыргызстане за редким исключением читать, по сути, нечего - не интересно. Поэтому и смотрим "ящик", плутаем по "всемирной паутине".

    Альберт БОГДАНОВ, политолог, независимый журналист

    В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань

    - Увы, но большинство СМИ в нашей стране, как, впрочем, и журналистов ангажированы. Существует даже четкая градация на проправительственные, оппозиционные, частные и даже, если хотите, донорские СМИ, которые реализуют политику своих заокеанских или европейских хозяев. Преуспевают наши медиа или нищенствуют - все зависит от толщины кошелька и целей их владельцев.

    Поэтому с момента обретения независимости мы знали: чтобы быть хотя бы относительно свободными, печатным СМИ необходимо профессионально выстраивать свой менеджмент, тщательно продумывать план развития. Но за редким исключением фактически этим никто в стране не занимался.

    И сегодня внимательно следить за настроениями аудитории и четко позиционироваться пытаются лишь единицы. Остальные издания загнаны в жесткие рамки политики тех, кто оплачивает бал.

    Кстати, утомили читателя набившей оскомину болтовней и оппозиционеры. Хотя совершенно очевидно - чтобы такие издания выжили, их газеты помимо оппозиционной тональности должны еще вызывать и дополнительный интерес у читательской аудитории.

    Также серьезную озабоченность вызывает тот факт, что со страниц практически всех печатных СМИ исчезла так называемая расследовательская журналистика. Существуют два стимула, которые способствуют развитию данного жанра - это приверженность профессии и достаточное финансовое обеспечение. Если журналистские расследования, несмотря на имеющуюся опасность, будут оплачиваться должным образом, то профессиональный, опытный журналист всегда сможет добыть необходимую ему информацию. Ведь, как показывает практика, при нормальном финансовом обеспечении корреспонденты всегда охотно выезжают даже в горячие точки.

    Вы спросите, где взять профессионалов? Этот вопрос задавали себе и в начале 90-х главные редакторы многих газет. А им было не легче, чем нынешним - обвал рубля при павловской реформе, введение нацвалюты и т. д. Первой проблему кадров тогда решила газета "Слово Кыргызстана". Опытный менеджер Владимир Востриков сумел поставить дело так, что у газеты появились достаточно высокие доходы, а главный редактор Александр Малеваный под эти деньги собрал костяк профессионалов из других изданий, включая и КирТАГ (нынешний "Кабар"). После смерти Владимира Вострикова в гору пошли другие издания, в которых штат профессионалов набирался все по тому же принципу.

    Конечно, еще есть и талантливая молодежь. Но, как правило, настоящими профессионалами становятся лишь единицы из вчерашних выпускников. И причем, не в стенах родного вуза, а после повторного обучения непосредственно уже в редакциях. В этой связи, я считаю, что необходимо кардинально реформировать систему образования и прекратить принимать на журфаки школьников. Обучать журналистике следует взрослых людей, уже получивших какое-либо высшее образование, пусть даже техническое.

    А ныне, мягко говоря, кроме нескольких крупных газет, где работают профессионалы, общий уровень остальных изданий продолжает оставаться не очень высоким.

Валентина ПОНОМАРЕНКО, ветеран ВОВ и труда, орденоносец

    "Желтеть" дальше уже некуда

    - Да, народ устал от политики! Да, он ныне желает не только хлеба, но и зрелищ! Но это не означает, что журналисты и издатели должны идти на поводу у обывателя.

    Посмотрите, что читает наша молодежь. Газетные киоски сплошь забиты бульварным чтивом, на фоне которого даже издания типа "СПИД Инфо" выглядят невинными ягнятами.

    Серьезных газет, где можно было ознакомиться с объективными новостями, аналитикой и т. д. становится все меньше и меньше. Причем, и они в целях выживания начинают копаться в грязном белье тех же зажравшихся гламурных звезд, известных артистов и политиков.

    Неспециалисту сложно говорить о том, что следует в такой ситуации делать. Но, на мой взгляд, оказавшимся в непростом положении газетам могло бы помочь государство в виде, например, налоговых льгот на несколько лет. Речь идет о введении нулевой ставки НДС, об отмене налога на прибыль, выплат в местные бюджеты и об освобождении от таможенных пошлин на полиграфическое, другое оборудование, на расходные материалы, а также о введении льгот для распространителей печатной продукции.

    Таким образом через уменьшение налогового бремени была бы решена и другая проблема, связанная с покупательской способностью малообеспеченных слоев населения. К примеру, купить сегодня газету за 15-20 сомов могут позволить себе далеко не все граждане, особенно в регионах, не говоря уже о пенсионерах.

Светлана ТКАЧЕНКО, студентка

    Жизнь прекрасна и бьет ключом

    - Меня и круг сокурсников, знакомых интересуют лишь те издания, которые специализируются на освещении событий из мира культуры, спорта, моды, шоу-бизнеса, рекламирующие сопутствующие жизни товары и услуги, автомобили, например.

    Но свою избирательность мы объясняем не убогостью ума, потребительством, примитивизмом, а скорее тем, что большей части молодежи уже хуже горькой редьки надоела политика.

    Преподаватели рассказывают нам, как когда-то кыргызстанцы взахлеб зачитывались "Моей столицей". А сегодня молодежь сталкивается с тем, что оппозиционные газеты ежедневно пережевывают одну и ту же жвачку. Они откровенно корыстны, лицемерны и скучны. И не удивительно, что количество подобных изданий значительно снизилось.

    Вопрос, что им сложно выживать, мне, моим друзьям совершенно не интересен. Для нас, главное, - сама жизнь, которая безумно хороша и в которой каждый по собственному усмотрению мог бы учиться, снимать кино, писать картины и стихи, рожать и воспитывать детей, а не быть быдлом в гудящей на чьем-то поводке митинговой толпе. Я считаю, что у политизированного общества нет будущего, поскольку оно настроено не на созидание, а на разрушение, и потому, что в нем никому нет никакого дела до отдельно взятого человека.

Юрий ГРУЗДОВ, спецкорреспондент "МСН"

    Перспективы есть. Время работать!

    По сути, все собеседники, конечно, правы. Действительно, финансово-экономический, а затем и энергетический кризис, снижение покупательской способности населения, отсутствие господдержки, проблемы реализации печатных СМИ в регионах и многое другое отрицательно сказались на развитии периодической печати в Кыргызстане.

    В редакциях газет прошли сокращения, началась жесткая экономия средств, упали заработки журналистов, сократилось число командировок. И все это не самым лучшим образом повлияло на качество публикуемых материалов.

    Камнем преткновения обернулась и система распространения СМИ, а долги госпредприятия "Кыргызпочтасы" перед редакциями  многократно выросли. Государство, конечно, могло бы принести пользу газетчикам, наведя порядок в этой системе, поскольку спрос на печатные издания есть, но его заметно снижают высокие цены из-за накруток госмонополиста, нежелания нормально работать.

    Помимо этого существует еще и целый пласт законодательных вопросов, которые необходимо решать на правительственном и парламентском уровнях. Например, в России и Казахстане в свое время был принят ряд налоговых льгот, которые позволили отрасли встать на ноги. Но если говорить откровенно, то все-таки рассчитывать на помощь государства в этом вопросе особо не приходится. Введением нового Налогового кодекса оно четко дало понять, что никаких послаблений газетчикам не будет, хотя совершенно очевидно, что приравнивать СМИ к бизнес-структурам нельзя.

    Такова общая тенденция. Но следует отметить, что при этом особых потерь на рынке местных СМИ не наблюдалось. Солидные издания не закрывались. Они смогли удержать планку качества на должном уровне и продолжают работать в прежнем режиме. Пострадали в основном малоизвестные, не раскрученные и оппозиционные газеты, причем некоторые даже были вынуждены сойти с дистанции.

    Да, сегодня многие печатные СМИ, включая и "МСН", болезненно переживают процесс оптимизации производства. Затраты на содержание штата журналистов, техническое обеспечение, бумагу и т. д. подвергаются серьезному пересмотру. Но в первую очередь делается все и для того, чтобы газета была интересна читателю.

    Кстати, уже следующий номер "МСН" выйдет, как говорят представители электронных СМИ, в несколько видоизмененном формате. Появятся несколько новых рубрик и страничек, на которых многие смогут найти интересующую их информацию. Мы постараемся представить читателю и самый широкий спектр разнообразных мнений, которые служат отражением существующих в обществе настроений и точек зрений. Именно он поможет кыргызстанцам выстроить определенную картину сегодняшнего дня.

    Остается только добавить, что хоронить печатные СМИ все-таки рано. Несмотря на бурное развитие Интернета, они еще долго будут востребованы в нашей стране.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29890/


Распечатать: Газетчики в шоке. Но не все... РаспечататьОставить комментарий: Газетчики в шоке. Но не все... Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Газетчики в шоке. Но не все... Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 67.9355

EUR 83.4248

RUB   1.1969

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007