Распечатать: “Бомба” замедленного действия РаспечататьОставить комментарий: “Бомба” замедленного действия Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Бомба” замедленного действия Посмотреть комментарии

16 октября 2009

РЕГИОН

“Бомба” замедленного действия

    Кыргызстан заинтересован в том, чтобы готовящийся меморандум о сотрудничестве Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Организации Объединенных Наций (ООН) был подписан в самое ближайшее время.

    Речь идет о документе, который позволит странам–участникам ОДКБ вместе с мировым сообществом более успешно бороться с наркотрафиком и терроризмом по всему миру, проводить миротворческие операции. Кстати, аналогичный меморандум год назад подписали ООН и НАТО.

    На первом этапе после согласования текста во всех структурных отделениях ООН Генассамблеи Организации Объединенных Наций еще предстоит одобрить взаимодействие с ОДКБ. Это должно произойти уже в ноябре. А на втором этапе ожидается и само подписание.

    Многие аналитики объясняют данное стремление к сотрудничеству стран–участниц ОДКБ с ООН самыми различными мотивами, вплоть до того, что организация якобы рассчитывает получить всемирное признание, сопоставимое с НАТО.

    Однако все сходятся в главном — просматривается устойчивая тенденция к увеличению поставок наркотиков на территорию государств организации не только по героиновому трафику из Афганистана, но и синтетической отравы из Западной Европы и кокаина из Латинской Америки.

    Об этом говорилось и на недавней встрече в Беларуси секретарей Совбезов государств ОДКБ, которые твердо сошлись во мнении, что принимаемые международным сообществом меры пока недостаточны, а ситуация с транзитом и распространением наркотических веществ в зоне действия организации продолжает оставаться очень сложной. Усугубляется она еще и тем, что значительная часть денежных средств от героинового трафика идет на финансирование террористической и экстремистской деятельности.

    В принципе, эти взгляды разделяют и специалисты Управления ООН по наркотикам и преступности (UNDOC). Хотя в ежегодно распространяемом данной структурой ООН отчете отмечается, что объемы производства наркотиков в Афганистане резко снизились, а цены на афганские опиаты упали до исторического минимума.

    По данным UNDOC, афганская наркомафия столкнулась с классическим кризисом перепроизводства: на складах наркокартелей скопилось до 10 тысяч тонн опия, что в два раза превышает годовые потребности мирового рынка. Масштабы культивирования мака в Афганистане сократились по сравнению с прошлым годом на 22 процента, поскольку 800 тысяч афганских фермеров его просто перестали выращивать.

    Однако у ряда аналитиков из государств ОДКБ есть свой взгляд на эти цифры. Они отмечают, что более внимательное изучение отчета заставляет предположить, что речь идет не о сокращении, а об интенсификации производства наркотиков в Афганистане, поскольку ныне с каждого гектара маковых полей наркомафия получила опия на 15 процентов больше, чем год назад.

    Кроме того, по их мнению, дальнейшее наращивание производства противоречило бы интересам самих наркокартелей. Сокращение посевных площадей, способствующее повышению спроса, даже выгодно наркоторговцам, которые могут в течение двух лет снабжать мировой рынок опиатами, и вовсе свернув посадки.

    Впрочем, и эксперты, и авторы отчета Управления ООН по наркотикам и преступности твердо сходятся в мысли, что тысячи тонн опия на складах наркокартелей — это “бомба” замедленного действия, которую необходимо обезвредить.

    Между тем, отдельные эксперты стран ОДКБ уже публично заявили, что сомневаются в способности властей Афганистана и находящихся в этой стране американских и натовских войск к реальной борьбе с наркомафией. Объясняют свои утверждения они тем, что попустительство наркомафии является главным условием относительной лояльности населения страны к правительству Хамида Карзая и к американцам.

    Эксперты также отмечают, что выращивание опиумного мака является для афганских крестьян зачастую единственным источником дохода, а любые меры по пресечению немедленно оборачиваются ростом симпатий населения к талибам. Что касается применяемой стратегии искоренения посевов опийного мака, то она не оправдывает себя. Несмотря на огромные затраты, силовыми методами удалось сократить площадь посевов всего лишь на 4 процента.

    Более того, в районах, где афганцы отказались от культивирования опийного мака, теперь выращивается конопля. Точных данных о масштабах этих посевов отчет UNDOC не содержит — цифры должны появиться лишь в январе будущего года. Связано это с тем, что получение изображений со спутника для обнаружения конопляных полей является более затратной технологией, чем для мака, а финансирование соответствующих исследований было открыто лишь недавно.

    Соответственно, из–за переизбытка опия афганские наркокартели вынуждены интенсивно искать новые рынки сбыта. Давно действующий южный коридор через Пакистан и Индию не справляется с трафиком, а в качестве нового канала поставок опиатов в Европу и одновременно нового рынка сбыта с каждым годом все отчетливее прорисовываются страны Центральной Азии и Россия.

    Напомним, основные маршруты афганского наркотрафика в Кыргызстане проходят через юг нашей страны. Первое — это согдийское направление (по шоссейным дорогам из таджикского города Худжанд в Баткенскую область и далее в Ош). Второе — баткенское (через горные тропы из Джергетальского района Таджикистана все в тот же Ош).

    Часть наркомаршрутов к нам идет и из Узбекистана. Но все они в совокупности ведут через Ошскую и Джалал–Абадскую в Чуйскую область. Кстати, а с недавних времен — и в Таласскую. С севера Кыргызстана афганские опиаты и гашиш перебрасываются в Казахстан и далее — в Россию, Европу. Причем наркопоток этот, несмотря на отдельные оптимистические нотки в отчете УНП ООН, все время увеличивается.

    Например, с начала текущего года в Кыргызстане сотрудниками наших силовых структур было изъято уже почти пять тонн наркотических средств (из них 480 килограммов героина). По сравнению с прошлым годом объем изъятых наркотиков вырос почти в два раза.

    Основную часть изъятых в нашей стране в текущем году наркотиков составляет гашиш. Речь идет не о “продукции” местного производства, а об афганском чарсе, который поступает в Кыргызстан уже в красивых упаковках с яркими этикетками. На них обычно изображены лев или орел. Этот дорогой гашиш рассчитан на элитарных потребителей преимущественно в европейских странах. С начала этого года в Кыргызстане его было изъято 2680 килограммов.

    Приведенные цифры говорят о том, что повышается квалификация борцов с наркобизнесом. Но не следует сбрасывать со счетов и то, что объемы изымаемых наркотиков составляют не более 10 процентов от общего наркотрафика, а 90 процентов свободно проходит транзитом.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29674/


Распечатать: “Бомба” замедленного действия РаспечататьОставить комментарий: “Бомба” замедленного действия Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Бомба” замедленного действия Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007