Распечатать: Спрос диктуют мода и качество РаспечататьОставить комментарий: Спрос диктуют мода и качество Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Спрос диктуют мода и качество Посмотреть комментарии

2 октября 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Спрос диктуют мода и качество

В советское время трикотажная отрасль республики стремительно развивалась. Страна была обеспечена одеждой отечественного производства. Этому способствовали благоприятные условия. По производству шерсти республика занимала третье место в СССР и первое в Средней Азии, славилась богатыми плантациями хлопка. Строились шерстеперерабатывающие, хлопкоочистительные заводы. Текстильная промышленность была ведущей в объеме легкой промышленности и занимала 73 процента ее валовой подукции. Вследствие развала Советского Союза были потеряны производственные связи, отменены государственные дотации. Все это повлекло к упадку отрасли... Какая сейчас ситуация в трикотажном секторе и каковы его перспективы? 

Гульбарчин АСАНОВА, заместитель министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов

Шаг за шагом

К экономикообразующим отраслям у нас и по сей день относится текстильно-швейное производство. Оно занимает семь процентов в объеме всей промышленности. В последние годы бурно развивается швейная индустрия, правда, вследствие мирового финансового кризиса и закрытия в этом году Черкизовского рынка в Москве объемы его производства и продаж упали на 40 процентов. В текстильном же секторе продолжается снижение выпуска продукции: в 2005 году индекс физического объема составлял 106,7 процента, в 2006 г. - 97,9 , в 2007 г. - 87,4, а в 2008 году - 97,6 процента.

Проблемы текстильной промышленности - низкое качество первичного сырья и частичный его дефицит, моральный и физический износ оборудования, устаревшие технологии, слабый уровень маркетинга и менеджмента, финансовая неустойчивость предприятий. Все это приводит к неконкурентоспособности отечественной продукции.

Развитие текстильно-швейного производства для республики очень важно, ибо предоставляет рабочие места не только в Кыргызстане, но и за пределами республики, где распространяется продукция. Сейчас в этой сфере занято 260 тысяч человек.

Подъему швейной отрасли способствовали решения правительства о развитии предпринимательской деятельности. В частности, швейные предприятия получили право работать на патентной основе. Текстильный же сектор оказался в более трудном положении. Требуются большие средства. Например, чтобы построить фабрику для выпуска двух тысяч тонн пряжи необходимо около трех миллионов евро. Нужны инвесторы, для них мы должны создать условия.

В прошлом году Германское общество технического сотрудничества (ГТЦ) предложило помощь в разработке стратегии развития швейной отрасли. Мы посчитали это недостаточным. В ходе переговоров было решено выработать стратегию развития текстильного и швейного производства, так как текстиль является сырьевой базой для швейной и трикотажной отраслей. Была создана рабочая группа из представителей различных министерств и ведомств, руководителей фермерских хозяйств и перерабатывающих предприятий, предпринимателей, отечественных и международных экспертов. Работа над стратегией ведется, но не так быстро как бы нам хотелось. Основная ее задача - разработка условий, при которых инвестор захотел бы вкладывать средства в развитие текстильного производства.

Но инвестор может обратиться с просьбами отменить все налоги, обеспечить бесперебойную подачу электричества. На это должны быть финансовые ресурсы, а у государства их пока недостаточно. Поэтому мы идем к цели поэтапно. Например, в соответствии с новым Налоговым кодексом налог на добавленную стоимость составляет 12 процентов, а был 20. Это разве не шаг к улучшению? С подачей электроэнергии у нас было аховое положение, а теперь в осенне-зимний сезон будем отключать ее только в ночное время. Это еще одна подвижка к созданию благоприятного инвестиционного климата. 

Алханбек ИМАНАЛИЕВ, исполнительный директор ОАО "Илбирс"

Спрос растет понемногу

Мы выпускаем для взрослых и детей весь ассортимент трикотажных изделий - от нижнего белья до верхней одежды. Наша фабрика работает с 1943 года.

Нам приходилось трудно. Кыргызстан вошел в ВТО, были открыты торговые границы, стали широко завозиться иностранные товары. Вошли в моду яркие цвета одежды, а натуральный трикотаж не может быть ярким. Мы не выдержали конкуренции.

Однако последние два-три года люди стали больше покупать нашу продукцию. Если пару лет назад мы делали модели одежды на возраст 30-40 лет и старше, то сейчас начинаем ориентироваться на подростков. Девочки носят гамаши, а раньше признавали только синтетические колготки. Все больше молодежи отдает предпочтение пальто, а не курткам. Стали увеличивать объемы производства на 20-30 процентов, нынче выпускаем до 120 тысяч единиц продукции в год.

Это говорит о том, что все больше людей убеждается в преимуществе экологически чистой, полезной для здоровья одежды. Мы предлагаем стопроцентные хлопчатобумажные и полушерстяные изделия. Но поскольку натуральное волокно не может быть дешевым, наши конкуренты выигрывают в цене.

Как во всяком частном производстве, испытываем недостаток оборотных средств. Раньше предприятиям, выпускающим детский ассортимент, государство выдавало дотацию. Сейчас мы затрачиваем одинаковое время на производство как детской, так и взрослой одежды, однако не можем продавать их по одной цене. Все же стараемся извлекать небольшую прибыль и поощрять рабочих. Специалистов по трикотажу мало, а у нас работают люди с многолетним стажем.

В советское время было тяжело достать сырье, зато продавать товар легко. Сейчас наоборот. Сбыть - большая проблема, но мы ищем пути, потому что в рыночных отношениях мы не должны ждать, когда государство найдет клиента или покупателя.

В основном ориентируемся на местный рынок, но хотим восстановить производственные связи. В прошлом году наши представители побывали на ярмарке в Новосибирске, в октябре нас пригласили в Астану. Иностранные промышленники проявляют заинтересованность в сов-местных предприятиях. Сейчас ведем переговоры с представителями из Китая и Голландии. Крупных заказов не выполняем, хотя для этого есть все условия: помещения, оборудование, кадры.  

Любовь АРДАМИНА, президент ассоциации "Союзтекстиль", частный предприниматель

Благодаря усердию начинаем развиваться

В нашу ассоциацию входят, пожалуй,  наиболее успешные предприятия. Работают хорошо, можно сказать, сейчас начинают развиваться. Я, например, в этом году купила две германские вязальные машины. Надеюсь на увеличение объема производства. Тот, кто просчитывает ситуацию, имеет постоянных клиентов, качественно изготавливает продукцию, работает над модельным рядом, даже в экономический кризис снижения темпов производства не ощущает.

Предприниматель должен правильно ставить цель. Конечно, он может по-разному потратить прибыль: купить дорогой автомобиль, пустить деньги на обустройство дома, а может вложить в развитие производства. Последние и добиваются успеха, потому что трикотажная отрасль требует значительных капиталовложений. Оборудование дорогое, кредит отдавать сложно. Но если честно работать, создать себе репутацию, будут видны результаты труда. Последние две машины, например, я взяла в лизинг. Буду выплачивать 12 процентов, а не 20, как обычно предлагают банки. Причем, не рискую имуществом. Даже если у меня не получится вернуть долг, заберут только эти машины, остальное производство не пострадает.

С 1996 года я в предпринимательской деятельности. Пять раз финансовый кризис заставлял меня начинать все с нуля. Когда цены на недвижимость упали, мне удалось купить здание в рассрочку. Потом, заложив его, взяла кредит. В 2006 году купила первую вязальную машину. Мой бизнес понемногу начал подниматься. Но я думала только о производстве. До сих пор у меня нет даже своего жилья - живу на квартире.

Для развития отрасли нужно информировать предпринимателя о возможностях оборудования, чтобы он знал, к чему нужно стремиться. Я провожу такую работу среди членов моей ассоциации. Нужно решить еще одну важную проблему: сейчас ни одно учебное заведение в республике не готовит специалистов по трикотажу. В прошлом году при поддержке ГТЦ был открыт учебный центр, но там можно подготовить только кеттельщиц. А такие машины очень дорогие, не все предприниматели могут их приобрести. И еще: сейчас очень высокие кредитные ставки, приобрести первую машину практически невозможно.

Пока в Кыргызстане по мировым меркам нет даже средних трикотажных предприятий. Но есть огромный потенциал, который даст результаты в будущем. 

Жаныл КАРАБАЕВА, студентка

Оказывается, наш бренд тоже неплохой

Покупаю одежду на "Дордое" - там большой выбор. Все знакомые одеваются там, и я привыкла. В основном предпочитаю турецкие изделия. Они качественные, материал на ощупь нежный, модели удобные. Однажды в магазине купила водолазку отечественного производства - цвет, покрой понравился. Цена тоже приемлемая. У сестры есть пальто с этикеткой "сделано в Кыргызстане". Оказывается, в нашей республике тоже выпускают хорошие вещи. Но раньше отечественным брендом я как-то не интересовалась.  

Анастасия ХОДЫКИНА, корреспондент "МСН"

Есть надежда

Странное существо человек. В советское время он был недоволен отечественным ситцем, хлопчатобумажными и шерстяными тканями. Одежда из них сильно мялась. Он стремился купить что-либо импортное, синтетическое. Наше стоило копейки, а заграничное - немалые деньги.

Ныне все наоборот. Хотелось бы надеть что-нибудь из натуральной ткани, да цены кусаются. Если еще можно позволить себе приобрести трикотажный халатик, маечку, то шерстяные изделия не по карману большей части нашего населения. Спортивные брюки отечественного производства, например, стоят 500 сомов, юбки и кофты - по тысяче сомов и выше. А к пальто вообще не подступиться.

Промышленники объясняют это тем, что высокие налоги, дорогие оборудование, электроэнергия, сырье. Ухудшилось и качество сырья. Долгие годы отмечался застой в производстве, наши шесть, хлопок не пользовались спросом. Поголовье овец из шерстяного направления переориентировали в мясное как более рентабельное. По результатам последнего обследования выявлено чуть более 50 тысяч мериносовых овец, тогда как раньше у нас было до 12 миллионов тонкорунных животных. С каждым годом уменьшаются посевные площади хлопка-сырца. В 2008 году получено 95,1 тысячи тонн - на 4,6 тысячи тонн меньше, чем в предыдущем. Соответственно, произведено на одну тысячу тонн волокна меньше. За пятнадцать лет устарело текстильное оборудование. Перерабатывающие предприятия почти не работают.

Но и промышленник уже не тот. Частные предприниматели заинтересованы в бренде своего товара, ориентируются на потребительский вкус. Они стремятся выпускать модную, красивую одежду для людей разных возрастов. Чтобы конкурировать с западными производителями, привозят новое современное оборудование. Правда, таких немного.

С другой стороны, некоторые люди готовы приобрести добротную одежду, но в большинстве случаев они отдают предпочтение импорту. Наверное, причиной тому отсутствие информации. Один молодой человек на мой вопрос, носит ли он одежду местных предпринимателей, ответил: "А у нас разве что-то производится? Дайте адрес, мы пойдем и купим". Видимо, трикотажное производство в стране так долго не заявляло о себе, что о его существовании просто забыли. Люди в возрасте считают, что сейчас ничего натурального нет и надо донашивать старые запасы.

В последнее время государство начинает способствовать развитию отечественного производства. В частности, была введена патентная система, снижены некоторые виды налогов. Надо полагать, что наконец-то будет разработана стратегия развития текстильного и швейного производства и она даст результаты.

...Как-то группа датчан в одном сельском магазине наткнулась на натуральное хлопчатобумажное нижнее белье. И мигом раскупила все. То был случайный эпизод. Будем надеяться, что со временем это станет правилом.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29453/


Распечатать: Спрос диктуют мода и качество РаспечататьОставить комментарий: Спрос диктуют мода и качество Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Спрос диктуют мода и качество Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.4666

EUR 80.3866

RUB   1.0949

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007