Распечатать: Дебет с кредитом не сходится РаспечататьОставить комментарий: Дебет с кредитом не сходится Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дебет с кредитом не сходится Посмотреть комментарии

25 сентября 2009

ДВА АВТОРА

Дебет с кредитом не сходится

Пресс-служба аппарата нашего правительства обратилась к журналистам с просьбой быть внимательными при написании материалов или цитировании членов камбина. Дружеская рекомендация была вызвана неточностью, якобы допущенной представителями СМИ при освещении встречи вице-премьер-министра Уктомхан Абдуллаевой с директорами школ, состоявшейся в августе этого года. Чтобы избежать "неточностей", процитирую пресс-релизы, присланные по этому поводу все той же пресс-службой.

    19 августа на официальном сайте правительства было опубликовано сообщение, в котором в числе прочего указывалось: "Уктомхан Абдуллаева отметила, что в настоящее время система среднего образования имеет массу нерешенных проблем, которые необходимо решать. Сейчас согласно Концепции проведения реформы образования в Кыргызстане, озвученной президентом Кыргызской Республики 10 июня текущего года, ведется активная подготовительная работа по реформированию системы начального, общего среднего и высшего образования. В контексте данных преобразований нам необходимо придать существующим денежным сборам в школах правовой статус. При этом следует отметить, что сбор денежных средств необходимо производить только с согласия родительского комитета, а все платежи производить через банк. Только так мы сможем добиться прозрачности собираемых таким образом денежных средств. Также следует обратить внимание на тот аспект, что дети из малоимущих и многодетных семей не должны вносить указанные средства. Это неправильно с моральной стороны".

    Буквально через два часа это сообщение было удалено. Вместо него появилась информация: "Уктомхан Абдуллаева отметила, что в настоящее время система среднего образования имеет массу нерешенных проблем, которые необходимо решать. "До сих пор многие учреждения образования практикуют сбор добровольных денежных средств. Эта мера была введена в свое время по объективным причинам. Однако сейчас государство готово финансировать школы в необходимом объеме. В связи с этим нам необходимо постепенно отходить от практики денежных сборов с родителей учащихся. Сейчас в этом нет большой необходимости".

    На первую версию выступления правовые организации отреагировали мгновенно. В Интернете тут же появилось открытое письмо Лиги защитников прав ребенка, сети НКО по защите прав и продвижению интересов детей, женского дискуссионного клуба и других объединений. Правозащитники отмечали, что "Кыргызская Республика приняла на себя весь спектр обязательств по соблюдению и обеспечению прав ребенка, не сделав никаких оговорок, допустимых в случаях, если страна по каким-либо экономическим, культурным или социальным причинам не способна в полной мере выполнять свои обязательства по Конвенции ООН о правах ребенка". Естественно, напомнили правозащитники и о том, что право на бесплатное образование закреплено в Конституции КР.

    - То, что пресс-служба аппарата правительства быстро исправила первое сообщение, - это хороший знак, - считает директор Лиги защитников прав ребенка Назгуль Турдубекова. - Наши чиновники готовы признавать свои ошибки и считаются с мнением общества.

    На второй вариант выступления среагировали, правда, менее бурно, и только в кулуарах, директора и администрация школ.

    - Если государство готово финансировать школы в полном объеме, то пусть финансирует, - заметила руководитель одного учебного заведения в частной беседе. - Если же "необходимым объемом" названы те деньги, которые школы получают сейчас, то это значит, что наши чиновники просто не имеют представлений о доходах и расходах обычной школы.

    Чтобы не быть голословными, давайте взглянем только на часть соответствия того, что школе нужно, и тому, что она получает.

    - Основная часть родительских денег идет на доплаты учителям, - в один голос утверждают директора школ. - За те деньги, которые предусмотрены бюджетом, учить детей будет некому. Судите сами, молодой педагог за ставку (18 часов в неделю) получает тысячу восемьсот сомов плюс сто сомов за классное руководство, плюс надбавки за проверку тетрадей. Но это смешные деньги - 50 сомов. А ведь ежедневно учитель должен проверять до 80 тетрадей.

    То же самое с техническим персоналом. Ставка технички - 503 сома в месяц. Плюс государство предусмотрело доплату за уборку туалетов. В обычной типовой школе их, как правило, шесть. Так вот, человек, который будет ежедневно убирать их все, в конце месяца получит 12 сомов 70 тыйынов. Государством не предусмотрены средства на подписку периодических изданиий, покупку методической литературы. Да что говорить, даже на покупку классных журналов, мела и тряпок денег из бюджета не выделяется. Три года назад была отменена аренда за учебники. На какие средства теперь пополнять библиотечный фонд, неясно.

    - Школа, где учатся полторы тысячи детей, каждый год должна получать три тысячи экземпляров учебников. Ведь по правилам издание списывается через пять лет, - рассказывают библиотекари. - Но для нас это непозволительная роскошь. От Минобразования мы получаем по 200-300 экземпляров учебных пособий. Так что в некоторых "параллелях" школьники учатся по пособиям, которым 15-20 лет.

    И это в лучшем случае. В столичной школе №4 учебники, например, математики за 5 класс есть только для половины учащихся соответствующего возраста. В сельских школах и того хуже.

    - В классах с русским языком обучения учебников еще более или менее хватает: они остались с советских времен, да и российское посольство помогает школам, - рассказала учительница средней школы села Тамга Джети-Огузского района Иссык-Кульской области. - А вот в кыргызских классах положение просто удручающее. По отдельным предметам на весь класс выделяется два-три экземпляра. Поэтому мы стараемся максимально много сделать на уроках. Дети постоянно конспектируют. Ходят друг к другу учить уроки.

    Еще одна притча во языцех - деньги на ремонт.

    - В прошлом году из бюджета на ремонт школы было выделено всего 100 тысяч сомов, - утверждает директор школы №25. - "Достаточность" этих средств может оценить любой, кто хоть раз делал ремонт в своей квартире и знает, в какую копеечку это влетает. А ведь площадь школы в десятки раз больше. Кроме того, в школе имущество "общее, а значит, ничье". Ежегодно мы пишем письма в соответствующие инстанции с просьбой выделить средства на ремонт хотя бы сантехники и электропроводки. Каждый раз нам обещают рассмотреть нашу заявку на следующий год. А здание между тем все больше ветшает.

    Под этим выступлением готов подписаться директор любой школы.

    "Ну и что? - могут воскликнуть родители. - Почему за несостоятельность государства должны расплачиваться мы?" И будут правы. Но это, увы, ничего не изменит.

    А в качестве утешения процитирую пресс-релиз еще раз. "Сегодня нам удалось обменяться мнениями по наиболее острым проблемным вопросам, которые беспокоят директоров школ нашей столицы. Безусловно, правительство Кыргызской Республики и мэрия города Бишкек прекрасно осведомлены о большинстве из них. Все высказанные пожелания и замечания по улучшению работы городских школ будут учтены нами. Наша задача состоит прежде всего в том, чтобы 1 сентября наши дети пришли учиться в уютные, красивые и хорошо оборудованные учебные классы. Мы приложим максимум усилий, чтобы решить данную задачу. Это наш долг и обязанность".

    Наталья ТИМИРБАЕВА,


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29343/


Распечатать: Дебет с кредитом не сходится РаспечататьОставить комментарий: Дебет с кредитом не сходится Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дебет с кредитом не сходится Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007