Распечатать: Король “тяжелого шансона” РаспечататьОставить комментарий: Король “тяжелого шансона” Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Король “тяжелого шансона” Посмотреть комментарии

24 июля 2009

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Король “тяжелого шансона”

Я не желал учиться, я не хотел служить.

    Я, как небесная птица, люблю свободно жить.

    Я не был гадом, я не был пророком -

    Я был за правду борец.

    Сотни выбитых зубов и окон,тысячи разбитых сердец.

    Казалось, что смерть Анатолия Крупнова в 1997 году будет последним ранним уходом из жизни в среде русских рок-н-ролльщиков. Но человек предполагает, а жизнь располагает - эта истина настолько же банальна, настолько и верна. Третьего июня этого года в квартире своего отца был найден повешенным Жан Сагадеев - музыкант и поэт, лидер московской группы "Э. С. Т." - "Электро-судорожная терапия". Восьмого июля ему было бы только 42 года.

    В самоубийство не поверил никто. "Я - верующий человек с детства", - как-то признался журналистам Жан Сагадеев. К тому же человеку ростом под метр девяносто повеситься самому на дверной ручке весьма проблематично. Милиционеры, проводившие осмотр места происшествия, рассказали журналистам, что Жан практически лежал на полу. "Я потеряла не только брата, но и часть космоса вокруг себя, - рассказала на похоронах Жана его сестра Валентина. - Мы были очень близки. Если бы в его жизни произошло что-то из ряда вон выходящее, что могло привести к таким последствиям, я бы знала. Нет, уходить он точно не собирался! Он планировал записать рок-оперу "Батька Махно", кучу всего... Творческий человек, рокер. В тот день он пил, но о наркотиках не может быть и речи!". Жан действительно относился к наркотикам, как к злу. А тем, кто ими торгует, даже посвятил песню "Дымный бизнес":

    Поезда идут на север,

    Составы идут на восток.

    Первая молодость, первые деньги.

    Может быть, первый срок.

    Вертолеты стреляют в спины,

    Собаки бегут сквозь ковыль.

    Ветер дует над Чуйской долиной

    И сдувает пыль.

    ...Жан Сагадеев начинал практически одновременно с такими "металлическими монстрами" России, как "Ария", "Мастер" и "Черный обелиск". Именно Анатолий Крупнов привел группу "Э. С. Т." в Московскую рок-лабораторию, после чего Сагадеев со товарищи и получил свою "путевку в жизнь". Но когда времена изменились и большинство рокеров ушли из пророков в коммерсанты, Жан остался в андеграунде, потому что всегда жил по своим законам. Только два раза он засветился на "большом ТВ": в первый раз как участник программы "Угадай мелодию", а во второй - со своим клипом "Нет, слышишь, нет":

    Шум и знакомые лица,

    В голове - малиновый звон.

    То ли все это мне только снится,

    То ли вся жизнь - это сон.

    И каждый день я воскресаю,

    И каждую ночь я сгораю дотла.

    Семь кругов ада и рая,

    И только одни небеса.

    После этого клипа группа получила репутацию поп-звезд. Правда, "неформатные" песни звучали куда смелее и провокационнее: тем, кто знал "Э. С. Т." по телевидению, они не были близки. Ну а поклонники Жана оставались таковыми и без ТВ.

    Однако музыку "Э. С. Т." нельзя назвать "металлом" в чистом виде. Жан говорил: "Мы играем тяжелый русский рок-н-ролл". Когда группа побывала на одном из рок-фестивалей в Германии, местные критики написали: "Да, это по-настоящему русский рок - с российской национальной героической, порой бесшабашной душой". "Мы стараемся в рамках нашего стиля сочинять совершенно разные песни и записывать разные альбомы, - признавался Сагадеев. - Естественно, каждому человеку ближе что-то свое: девчонкам, как правило, нравятся медляки и песни про любовь, кому-то нравятся быстрые песни, кому-то нравится тяжелый звук, кому-то - более легкий".

    В конце концов общее мнение выразилось в том, что Сагадеев и "Э. С. Т." играют "тяжелый шансон". Таким он и останется, похоже, в памяти друзей и поклонников - королем "тяжелого шансона". Действительно, никаких гитарных изысков в музыке "терапевтов" нет, все строится на дворовых "трех аккордах". Зато есть поэзия, порой жестокая и беспощадная:

    Демократы, коммунисты,

    Либералы и нацисты

    Бьются за народный капитал.

    Бизнесмены и артисты,

    Генералы, пацифисты

    На разборках гибнут за металл.

    Каждая крыса хочет жрать всласть,

    Время делить деньги и власть.

    "Песня "Деньги и власть" - это просто мой взгляд на то, что я вижу по телевизору, то, что происходит, то, что меня раздражает, - рассказывал Жан. - Все это было и тысячи лет назад, но если об этом не говорить постоянно, то все это будет продолжать доминировать. Люди должны понимать, что власть и деньги - это не самое главное в жизни. Власть и деньги - это, по большому счету, большое бремя, и если человек облечен властью или имеет большое состояние, он должен за это отвечать. Если люди этого не понимают, то в обществе начинаются большие проблемы: зависть, злоба, жадность - они губят людей. В жизни появляется много несчастий, горя, жизнь теряет смысл".

    В продолжение этому спичу Жан Сагадеев написал еще одну песню - "Что мы творим?":

    Здесь воюют мусульмане,

    Там - дерутся христиане.

    Между ними - только дети,

    Только дети, дети плачут.

    Ничего нет хуже боли,

    Хуже смерти и террора.

    И победа в этой бойне

    Не похожа на удачу.

    По рассказам самого Жана, эта песня сложилась у него в голове после событий на Дубровке. Он смотрел интервью с террористами, и там был момент, когда они думали, что камеры выключены, и разговаривали на нормальном языке - без всяких псевдорелигиозных "заморочек". Их вожак Арби Бараев начал говорить: "Раз-два...", как говорят музыканты во время настройки микрофонов, и произнес: "Ой, мама родная, что мы творим?". Этот вопрос звучит рефреном песни: "Что мы творим? Что - мы твари?".

    Возможно, Жан Сагадев и не был талантливым музыкантом, но свой след в истории русского рок-н-ролла он оставил. Тем, что никогда не зазнавался, в отличие от иных, страдающих "звездной болезнью", а на деле - пустышек, которым без пресс-секретарей и сказать-то нечего. Такие люди обычно делятся на две категории: тех, кто думает, что они - звезды, и тех, кто об этом знает. Первых, как правило (и к сожалению), больше. Секрет истинной звездности прост, считает Жан:

    Радость труда, смех без причины,

    Праздник - каждый день.

    Хочешь быть настоящим мужчиной?

    Не говори: "Мне лень".

    Утром главное - встать с постели,

    Неважно, с какой ноги.

    Семь дней трудовой недели -

    Гудим, как станки.

    Рассказ о замечательном поэте русского рока Жане Сагадееве заканчивает его песня "Небесный локомотив". Она была посвящена трагически погибшему другу Жана - музыканту Игорю Анчиполовскому. Сейчас эта песня звучит как поминальная по самому Жану.

Небесный локомотив

    Он прошел по жизни чуть шатаясь,

    Как идут по рельсам поезда.

    И не возвышаясь, и не унижаясь,

    А скромно улыбаясь и шутя.

    Он любил компании и песни,

    Шутки и друзей своих любил.

    За собой увел состав чудесный -

    Локомотив небесный.

    У него на всех хватало сил.

    В сердце у него горело пламя,

    Негасимый полыхал пожар.

    Крепко стоя на земле ногами,

    Говорить с богами

    Он имел неоценимый дар.

    Но однажды стрелочник нетрезвый

    Стрелки, не подумав, перевел,

    И мой друг любезный -

    Локомотив небесный

    Далеко от всех от нас ушел.

    Он прошел по жизни чуть шатаясь,

    Как идут по рельсам поезда,

    И не возвышаясь, и не унижаясь,

    А скромно улыбаясь и шутя.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28677/


Распечатать: Король “тяжелого шансона” РаспечататьОставить комментарий: Король “тяжелого шансона” Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Король “тяжелого шансона” Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007