Распечатать: Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем  и хотим. Были бы финансы РаспечататьОставить комментарий: Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем  и хотим. Были бы финансы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем  и хотим. Были бы финансы Посмотреть комментарии

21 июля 2009

ПЕРСОНЫ

Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем и хотим. Были бы финансы

    Для начала несколько известных фактов. Около половины пресноводных ресурсов Центральной Азии сосредоточено в Кыргызстане. Общий годовой сток только поверхностных водных источников превышает 47 млрд кубических метров. Но сам Кыргызстан потребляет менее 12 процентов этого объема. Остальную воду используют соседи по региону. Почему так происходит? Чтобы прояснить ситуацию, мы встретились с директором Дирекции строительства водохозяйственных объектов Кыдыкбеком Бейшекеевым. 

    — Кыдыкбек Каниметович, мы встречаемся с вами впервые, да и нашим читателям ваше имя, думаю, не очень известно. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

    — В 1975 году окончил гидрофак Кыргызского сельхозинститута. Работал мастером Чуйского СМУ треста “Севводстрой”, инженером, младшим научным сотрудником Всесоюзного НПО “Союзводавтоматика”. После учебы в аспирантуре трудился начальником отдела, главным инженером Бассейнового водохозяйственного объединения Минводхоза республики, зам. начальника главного управления “Глав-эксплуатации”, начальником Управления межрайонными каналами Чуйской долины, первым заместителем гендиректора департамента водного хозяйства. Руководил строительством ряда межхозяйственных объектов.

    — Простите за нескромный вопрос. По принципу Чехова, ружье, висящее на стене, рано или поздно должно выстрелить. А каким образом выстрелила ваша учеба в аспирантуре?

    — Подтекст понятен. Без учебы в аспирантуре я вряд ли смог бы участвовать в разработках перспективных схем комплексного использования водных ресурсов, а также переброски стока рек Сары–Джаз и Каркыра и таких основополагающих документов, как “Водный кодекс” и Закон КР “О воде”. Участвовал я и в подготовке межправительственного кыргызстанско–казахстанского Соглашения об использовании водохозяйственных сооружений межгосударственного пользования на реках Чу и Талас и рамочного Соглашения между правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана об использовании Нарын–Сырдарьинского каскада, водохранилищ. Принимал активное участие в реализации проекта “Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря”.

    Помимо всего этого, я автор четырех монографий, 26 научных статей, обладатель пяти авторских свидетельств.

    — Насколько мне известно, ваша дирекция — это новообразование в системе Минсельводхозпрома. Чем вызвано ее создание, если существует департамент водного хозяйства?

    — Со дня обретения Кыргызстаном независимости до 2008 года практически не выделялись деньги из бюджета на строительство водохозяйственных объектов. А те, что были построены раньше, постепенно деградировали. В то же время высокая плотность населения в южных регионах республики, нехватка орошаемых земель и ирригационных сетей вели к социальной напряженности. Не случайно наиболее высокий уровень бедности сохраняется в сельских районах южных областей. Именно там наблюдается большая внутренняя и внешняя миграция жителей, а освобождающиеся территории занимают граждане соседних государств.

    Для предотвращения ползучей миграции, смягчения социальной напряженности на селе, закрепления сельского населения в местах проживания, ну и конечно же, для улучшения ситуации с использованием пахотных земель правительство республики в декабре 2007 года утвердило Программу строительства водохозяйственных объектов и освоения новых орошаемых земель на 2008–2010 годы. Одним из пунктов программы было создание Дирекции строительства водохозяйственных объектов.

    — Каковы статус и задачи дирекции?

    — Она является исполнительным органом и структурным подразделением департамента водного хозяйства, ответственным за выполнение правительственной программы водохозяйственного строительства. Будучи юридическим лицом, дирекция выполняет функции заказчика по строительству и распорядителя денежными средствами и материально–техническими ценностями, выделяемыми на реализацию программы.

    — Каковы основные цели программы и ее стоимость?

    — На три года предусмотрено выделить 1309 млн сомов. На эти капвложения намечается построить и реконструировать 14 водохозяйственных объектов, ввести в сельскохозяйственный оборот 6114 га новых орошаемых земель и улучшить водообеспечение на 8854 га. Ввод новых земель особенно важен. Ведь с участившимися оползнями и возросшей селевой опасностью значительная часть жителей горных айылов подлежит отселению в более безопасные долины. А это требует расширения орошаемых площадей. И здесь, признаться, я затрудняюсь сказать, что же в данном случае важнее: экономическая составляющая или социальная. Мне кажется, что вторая.

    — Прошла первая половина срока, отпущенного на реализацию программы. Наверное, уже можно говорить о каких–то предварительных итогах. Что бы вы записали в актив, а что в пассив?

    — Начнем с актива. На сегодня введено три объекта из перечня программы: комплексное орошение земель из рек Тогуз–Булак и Калмак–Ашуу Иссык–Кульского района; канал по орошению земель Бургандинского массива Кадамджайского района Баткенской области; реконструкция Ысык–Атинского бассейна декадного регулирования.

    Помимо этого, реконструированы некоторые каналы, разводные, оросительные и дренажные сети, а также артезианские скважины в семи районах Иссык–Кульской, Ошской и Чуйской областей.

    Сейчас полным ходом ведется строительство канала Каракыштак–Боз в Кадамджайском районе, реабилитация конечной части канала Беш–Батман Аксыйского района Джалал–Абадской области, реконструкция системы орошения на землях бывшего совхоза Торт–Гуль Баткенского района.

    В начавшемся полугодии приступим к строительству канала Ак–Терек в Аксыйском и реконструкции канала Сарымсак в Карабууринском районе Таласской области, начнем строить каналы Курманбек и Кугарт в Сузакском районе.

    Теперь о пассиве. В соответствии с правительственной программой предусмотрено выделение из бюджета в 2008 году — 330 млн сомов, в 2009 — 459 млн и в 2010 — 520 млн. К сожалению, в прошлом году было выделено менее 177 млн сомов, а мы освоили 179 млн, присовокупив более 2 млн сомов собственных средств. На текущий год Минфин вместо планируемых 459 млн выделил из бюджета лишь 200 млн. В первом полугодии мы освоили уже 151 млн. Если нам и необходимо сейчас что–то, так это деньги, деньги и еще раз деньги.

    — Кыдыкбек Каниметович, предположим, что в этом году вам бы выделили полностью 459 млн сомов. Смогли бы вы освоить их в полном объеме, хватило бы у ваших подрядчиков техники, оборудования, материалов, специалистов и рабочей силы?

    — Да, безусловно, смогли бы. Наши подрядчики в состоянии выполнять все предусмотренные объемы работ. Мы ходим у них в постоянных должниках. Скажем, к концу первого полугодия долг перед ними превышал 68 млн сомов, сегодня — 38 млн.

    К сожалению, если положение до конца года не изменится, то общее недофинансирование по итогам двух лет превысит 412 млн сомов. Исходя из этого считаю, что в оставшийся период и нам, и Минфину, и соответствующим отделам правительства необходимо серьезно поработать, чтобы совместными усилиями сделать все от нас зависящее, все возможное для претворения программы в жизнь.

    — Но мы же реалисты. Нельзя не замечать, что на дворе затяжной глобальный экономический кризис. Государства даже значительно богаче нашего вынуждены экономить на всем, ужимать бюджетные расходы. Если отвлечься от финансовой стороны проблемы, что, на ваш взгляд, можно сделать, чтобы улучшить положение дел в вашей отрасли?

    — Анализ ситуации с выделением и освоением капвложений за истекший период показал, что отставание от графика работ происходит уже в первом квартале каждого нового года из–за задержек с открытием и несвоевременным финансированием объектов Минфином. Как правило, в январе–феврале идут еще разного рода согласования и уточнения бюджета.

    Чтобы избежать этого, наверное, есть смысл часть денежного потока первого квартала будущего года направлять в виде аванса в счет финансирования четвертого квартала уходящего года. Это обеспечит ритмичность и непрерывность работ. Кроме того, при составлении плана финансирования на очередной год важно непременно учитывать объем недофинансирования в году предыдущем. Иначе важная правительственная программа повторит судьбу многих проектов прежних лет — останется на бумаге.

    Считаю также необходимым пересмотреть систему пени и штрафов. Пока получается, что за вину одних расплачиваются другие. Приведу простой пример. Как правило, в начале года 2–3 месяца нам задерживают финансирование. Средства не выделяют даже на зарплату сотрудникам. Естественно, проводить какие–либо отчисления нашим подрядчикам, а также в налоговые органы, Соцфонд и иные структуры мы не в состоянии. Однако фискальные органы, наделенные правами карательных финансовых санкций, это во внимание не принимают.

    Но мы же не частная структура, не торговое предприятие, где ежедневно крутятся “живые” деньги. Наверное, соответствующим службам необходимо учитывать, что наши платежи зависят от бюджетных поступлений, а потому подходить к этому вопросу дифференцированно: различать, где задержка с выплатами происходит по нашей вине, а где нет. Точно так же и с нашими подрядчиками и субподрядчиками. Едва ли следует ставить им в вину образование задолженности.

    Что же касается нашего небольшого коллектива, то могу сказать: люди у нас подобрались компетентные, знающие, умеющие и желающие работать. Дело лишь за своевременным и полным финансированием.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28633/


Распечатать: Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем  и хотим. Были бы финансы РаспечататьОставить комментарий: Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем  и хотим. Были бы финансы Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Кыдыкбек БЕЙШЕКЕЕВ: Работать умеем  и хотим. Были бы финансы Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007