Распечатать: Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры РаспечататьОставить комментарий: Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры Посмотреть комментарии

17 июля 2009

ПЕРСОНЫ

Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры

- Рада вас видеть, Болот Толенович. Наша газета уже писала о вашей поездке в Голливуд, и теперь для начала давайте поговорим о ваших впечатлениях и успехах в киностолице мира и окрестностей.

    - Впечатления самые хорошие и разнообразные. Пришел к твердой мысли, что структура американского кинематографа может служить для нас примером. Во-первых, это опора на собственные силы. Не клянчить, не цыганить деньги у государства. Не висеть камнем на шее бюджета. У нас была такая структура в 60-80-е годы. Нас ставили в пример, "Кыргызфильм" был лучшей студией страны. Председатель Госкино СССР Филипп Тимофеевич Ермаш на Всесоюзных совещаниях кинематографистов неоднократно приводил нас в пример и ставил в разряд лучших. Он говорил, что "Мосфильм" снимает 53-54 фильма в год - а это крупнейшая киностудия Европы - из них два-три хороших. А "Киргизфильм" снимал один-

    два фильма в год. И всегда хорошие. То есть качественная продукция на 100 процентов! Тогда это воспринималось как анекдот, а сейчас очевидно, что все наши фильмы - и Г. Базарова, и Т. Океева, и мои в том числе - приносили большие доходы. Мой фильм "Волчья яма" принес в советском прокате больше ста миллионов долларов при затратах 835 тысяч долларов. К сожалению, с обретением независимости курица, несущая золотые яйца, была зарезана. Это пример бесхозяйственного отношения в области кинопроизводства.

    - Сколько лет вы были не у дел в кино?

    - 18 лет. Теперь возвращаюсь в кинопроизводство, чтобы помочь своим молодым коллегам найти нужное направление, попытаться вывести формулу зрительских симпатий. Моя главная задача - вернуть людей в кинозалы.

    - А это не утопия? Сегодня персональный кинозал в образе компьютера или DVD есть почти у каждого. Какие же фильмы нужно снимать, чтобы народ встал с дивана и пошел в кино?

    - Голливудская практика показывает, что кино - это огород, в котором нужно бережно возделывать каждую грядку. Запустишь огород - зарастет сорняками. Я удивился, что в Лос-Анджелесе каждую неделю премьера нового фильма. Учтите, что конкуренция в мире шоу-бизнеса в Америке гигантская. Там представлены все виды развлечений. Но американская киноиндустрия занимает прочное и даже лидирующее положение. Например, вы на завтрак привыкли пить чай или кофе - это традиция. В Америке традиция ходить в кино. Приучили. А мы взяли и разучили. У нас в СССР было 30 миллионов киноустановок, включая сельские передвижные. А сейчас в России всего тысяча кинотеатров - это официальные данные. В Казахстане 174 новых кинотеатра, оборудованные по последнему слову техники. Старые не работают. В Бишкеке три кинотеатра, все они в одних руках прокатной фирмы "Синематика". Она кыргызские фильмы не показывает, только американские. Зачем нам нужен такой прокатчик? Я ожидал, что всякий разумный, патриотично настроенный предприниматель установит специальный сеанс кыргызского кино. Что, это так трудно, так накладно? Все кыргызские фильмы идут в "Манасе", в страшном зале. В этом деле надо наводить порядок.

    - Вернемся к опыту США. Народ смотрит кино в залах. Какое кино? Сколько среди лент шедевров? В основном-то боевики, фэнтези, триллеры, ужастики. То есть приучили народ потреблять эрзац-культуру?

    - Я не согласен с таким определением. Есть категория зрителей, воспитанных на "Вишневом саде" Чехова. Но одним Чеховым многообразие культуры не ограничивается. Самое ужасное - это дегуманизация искусства. В поисках артхауса европейское кино дошло до маразма, сами критики уже возмущаются такой продукцией.

    - Давайте поясним читателям термин артхаус.

    - Это независимое кино, ленты штучного производства, самовыражение создателя. Но под видом артхауса часто кроется откровенная халтура. У нас такое кино основывается на грантах. Взяли грант, сняли для отчета донорам. Те ставят галочку: помогли развивающимся странам. Я считаю, что мы на данном этапе должны провести тяжелую черновую работу - приучить зрителя ходить в кино.

    - Но для этого нужно создавать кино, на которое зритель захочет пойти.

    - Да, и нужно угодить всем, поскольку зрительская аудитория разнообразна. И необходима репертуарная политика, учитывающая интересы всех категорий зрителей. В первую очередь кинематографисты должны владеть ремеслом. У нас во многих фильмах не видно ремесла, что уж тут говорить о мастерстве. Мы должны установить определенную планку - что считать художественным, что нехудожественным. Я недавно столкнулся с такой вещью. Люди пошли в Минюст, зарегистрировали кинокомпанию, купили за 700 долларов кинокамеру, за 15 дней сняли фильм и показывают его.

    - Хорошо, определились с критериями, поставили высокую художественную план-

    ку. А судьи кто?

    - Должна быть создана экспертная комиссия при Департаменте кинематографии Министерства культуры. Все-таки есть еще специалисты, способные остановить поток кинохлама. Не надо кино превращать в Ошский базар.

    - Кстати, не успели вы дать мне это интервью, как буквально на другой день в упомянутом вами департаменте создали экспертный совет из числа ведущих кинематографистов. Так что будет кому отбраковывать хлам. Но молодых надо учить. Кто это делает?

    - ВГИК принимает наших абитуриентов бесплатно - спасибо правительству Российской Федерации. Есть киношколы в Париже, Риме, в Лос-Анджелесе. В США нам сказали, что готовы принять на стажировку наших кинематографистов. Оплачивать им суточные и командировочные должен Кыргызстан. Если они в процессе стажировки создадут качественную продукцию, американцы будут платить. Единственное требование: посланец должен дать клятвенное обещание вернуться после учебы домой.

    - Вы предложили свои сценарии в США и России? Как к ним отнеслись?

    - Самое доброе отношение. Я не хотел бы, чтобы это было связано лишь с фамилией Шамшиев, и стараюсь не только для себя. У нас есть замечательные документалисты. То, что они снимали и снимают, очень нужно мировой кинематографии. Кыргызстаном живо интересуется и Европа.

    - Очень благородно, что вы печетесь о коллегах. Но, думаю, нашим читателям интересно, какие ваши проекты будут воплощены в Голливуде, на "Президент- фильме" и дома.

    - Я запустился с фильмом "Призраки орехового леса" на "Кыргызфильме". Серьезно переработал материал, он отлежался, киноповесть опубликована у нас и в Казахстане. Это, так сказать, промежуточная картина перед съемками фильма "Танго любви".

    - Вы рассказывали мне фабулу - действительно интересно. Американцы тоже оценили?

    - Они считают, что над этим нужно работать. Я сейчас довожу сценарий до американских стандартов. Там весьма технологизированное производство, все должно соответствовать требованиям до последней запятой.

    - А что с историческим фильмом "Курманбек-батыр"?

    - Раньше не было слова "батыр" в названии. А теперь меня стали спрашивать: что, уже фильм о НЕМ? Нет, это античная история, не имеющая отношения к нашему уважаемому Курманбеку Салиевичу. Фильм достаточно дорогостоящий - 30-40 млн долларов. В разгар мирового кризиса о съемках такого фильма трудно говорить. 12-миллионный фильм "Танго любви" считается малобюд-жетным, это без гонораров голливудских звезд.

    - Кто будет играть? Девушка наша?

    - Девушка наша. А главного героя, по моим предпочтениям, могли бы сыграть Орландо Блум, Киану Ривз или Пол Уолкер из "Форсажа-4". Рассчитываю, что в 2010 году буду снимать в Голливуде "Танго любви". Для этого необходимы стартовые деньги, нужен спонсор. Американские доноры справедливо полагают, что первоначальную сумму должны выделить наши предприниматели и заинтересованные организации: государственные или частные.

    - Найдутся такие?

    - Думаю, найду. Я уверен в этой картине. Она очень нужная сегодня. Вообще для страны нужно актуальное кино, чтобы оно принимало активное участие в общественном процессе.

    - Вашей энергии может позавидовать любой человек вдвое-втрое моложе вас. Что питает этот источник?

    - Только Небо, дух Манаса. Я не шучу. Вполне серьезно.

    - А маленького сына вам послал тоже дух Манаса?

    - Конечно, и Каныкей-эне. Правильно - Аныкай-эне. Они все видят, все знают. Помогают.

    - А в киноделах тоже они помогают или это по другому ведомству?

    - Помогают тем, кто верит. А если вернуться к теме кино, я считаю, что лишение киноотрасли как госструктуры самостоятельности - серьезная накладка. Дело предыдущих руководителей. Нас подчинили Минкультуры. Министр Раев хороший, добрый человек. Но структура громоздкая, неуправляемая. А у нас каждый день стоит денег. Мы же кинопромышленность - экономическая структура, а не социалка: клубы, библиотеки, художественная самодеятельность. Вопросы оперативного управления такой сложной специфической технологической отраслью структуры, как кинематограф, требует прямого подчинения, например, президенту республики. В России к кинопроизводству относятся настолько серьезно, что комиссию по кино возглавил сам В. В. Путин. Сейчас нужно обращаться в департамент по кинематографии, оттуда в Министерство культуры, оттуда в профильные министерства, и эта карусель бесконечна, решения можно ждать месяцами.

    - Натура успевает уйти?

    - Речь идет о том, что надо подойти к кинематографу, я повторяю, с экономической позиции. Вот убрали агентство по туризму из соцблока, перевели в экономический сектор, и посмотрите, как сразу ожила отрасль! Надо зарабатывать деньги. Если кто-то не умеет, то таких надо учить. Жизнь - великий учитель! Нужно вернуть в прежнюю структуру, поставить во главе...

    - ...вас?

    - Не обязательно меня, хотя я не боюсь ответственности. Есть люди, которые мечтают работать. Они намного моложе меня. Я готов передать свой опыт. Опыт - это бесценная вещь, он нарабатывается десятилетиями. Чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Поэтому дай Бог, если начнем снимать "Танго...", будет две съемочные группы - американская и дубль - кыргызская группа, которая в течение года будет набираться опыта у мастеров киноэкрана Америки.

    СПРАВКА "МСН"

    Народный артист Кыргызской Республики;

    Лауреат премии Ленинского комсомола;

    Народный артист СССР;

    Лауреат Государственной премии СССР;

    Лауреат международных кинофестивалей в Оберхаузене, Майнце, Берлине, Москве, Киеве, Минске, Ашхабаде, Авелино, Тренто и Каннах.

    Отмечен золотыми призами Московского, Евразийского, Казанского кинофестивалей за выдающийся вклад в развитие мирового киноискусства.

    Кавалер орденов "Знак Почета", "Дружба народов", "Манас" II степени, "Манас" III степени, медали и почетные грамоты.

    Автор 16 документальных и художественных фильмов. Депутат кыргызского парламента двух созывов (1985-1995), экс-министр, член правительства КР, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики, вице-президент Евразийской телекиноакадемии (Москва), почетный профессор Академии искусств им. Т. Жургенова (Алматы).

    Рина ПРИЖИВОЙТ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28580/


Распечатать: Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры РаспечататьОставить комментарий: Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Болот ШАМШИЕВ: Зрителя нужно вернуть в кинотеатры Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007