Распечатать: Нет панацеи, кроме культуры РаспечататьОставить комментарий: Нет панацеи, кроме культуры Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Нет панацеи, кроме культуры Посмотреть комментарии

26 июня 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Нет панацеи, кроме культуры

     По–прежнему, как и сто лет назад, мы заняты поисками виноватых в том, что так плохо живем, позволяя оккупировать наше подсознание агрессии, недоверию, неустанно ищем внутренних и внешних врагов. И, как следствие, время от времени вокруг нас происходят большие и малые катастрофы, подчеркивающие хрупкость нашего мира. Но как упрочить его? Как можно предугадать и предупредить очередной социальный взрыв, когда разъяренная толпа готова смести всех и все, подряд не разбирая, кто прав, а кто виноват? Почему мы все настолько эмоциональные и несдержанные, что быстро поддаемся инстинктам толпы? Сегодня по поводу случившегося в Петровке делятся своими мыслями работники культуры.

     Нурлан АСАНБЕКОВ, директор ТЮЗа имени Б. Кыдыкеевой, режиссер театра “Сахна”

     Трагедия бездарности

     Кризис в Петровке — следствие бездуховности, кризиса в сфере идеологии, воспитания и культуры. В Кыргызстане еще не создано единое духовное пространство, которое развивалось бы под управлением единого центра. Что говорить о регионах, если даже на республиканском уровне, в столице, в творческой среде среди интеллигенции сегодня невозможно найти такого единства.

     В стране очень много режиссеров, писателей, сценаристов, но большинство из них — я бы сказал 90 % — не являются профессионалами и даже просто специалистами. Очень часто можно наблюдать, что журналист или, скажем, поэт, а то и инженер, врач занимается созданием сценариев фильмов, концертных выступлений или массовых представлений на площади. Нередко бывает и то, что человек без соответствующего образования занимается писательским трудом, журналистикой. Конечно, бывают всякие исключения из правил, но подобные исключения не должны превращаться в общее правило. Особенно когда речь идет о республиканском уровне.

     Где–то там, на местах, на сельском и школьном уровне, можно и нужно поддерживать любительские концерты, спектакли, постановки. Более того, на эти цели не следует жалеть денег. В Кыргызстане, например, есть несколько школ, в которых успешно работают школьные театры, какие–то из них даже завоевали призы на международных конкурсах. То есть можно сказать, самодеятельные артисты стоят в шаге от профессионализма. Все это похвально. Но что касается уровня республиканских театров, телепередач, снимаемых фильмов, здесь дело обстоит неудовлетворительно.

     Очень трудно назвать хотя бы один телеканал, который работал бы по стандартам современного телевидения, хотя бы один фильм, снятый на уровне. То же самое касается и постановок в наших театрах — трагедий, комедий, опер.

     Многие деятели культуры жалуются на отсутствие инфраструктуры, нехватку материальных средств. В этом, конечно же, есть доля правды. Но с другой стороны, посмотрите, какие театральные дворцы достались нам в наследство от советского прошлого — театр оперы и балета, кыргызский и русский драматические театры. Да что там говорить, в каждом областном центре и даже районе есть первичные условия для бурного развития культурного процесса. Почему же мы не наблюдаем этого? Вывод один — у нас плохо с кадрами режиссеров, менеджеров, управленцев. На местах и в центре не особенно настроены на творческий поиск и достижение мировых стандартов качества и обслуживания. Хотя наше время дает нам прекрасные возможности для этого.

     Обратим теперь взор на киноиндустрию. Здесь тоже царит упадок, тем не менее продолжает существовать солидная база и система кинопроката, включающая 40 кинотеатров во всех регионах страны. Но и здесь все пребывает в глубокой стагнации. Театр в эпоху Шекспира в Англии развивался гораздо интенсивнее, чем сегодня у нас, хотя тогда никто даже и помыслить не мог о наших возможностях. Значит, дело в нас самих, в том, что мы не можем запустить как следует этот творческий процесс. Дело в плохих режиссерах, писателях, драматургах, редакторах, министрах, которые занимают вакантные монопольные позиции и не заинтересованы в том, чтобы культура интенсивно и бурно развивалась.

     А если забросить культуру, то человеческая природа проявится в другой более низменной форме, что мы и наблюдаем, когда шекспировские страсти кипят не на сцене, а в реальной жизни.

     Адаш ТОКТОСУНОВА, кандидат философских наук, доцент Дипакадемии МИД КР

     Мы перестали работать с молодежью

     То, что случилось в Петровке, это тревожный сигнал о том, что в стране происходят опасные тенденции и процессы. Мы полностью упустили работу на идеологическом фронте. Особенно тревожно за нашу молодежь, которая оказалась фактически предоставленной самой себе.

     Если бы как раньше, в каждой школе проводились воспитательные часы, политинформации, уроки по нравственному воспитанию при активном участии не только детей, но и их родителей, то вероятность таких социально–экономических конфликтов, перерастающих в этнические, была бы куда ниже.

     И наше общество в целом, если судить по преобладающей реакции на эти события, настроено также весьма агрессивно и мало склонно действовать и мыслить логически. Обратите внимание, что очень многие весьма мягко среагировали на такой вопиющий факт, что конкретное преступление одного гражданина курдской национальности, которое до сих пор не является доказанным юридически, спровоцировало антикурдские демонстрации.

     Вот над чем следует думать нашим конфликтологам, преподавателям, руководству, Министерству образования и культуры.

     Кыргызы в целом являются толерантным народом, так же, как и другие народы и нации в нашей стране, и если имеют место подобные происшествия, то они, несомненно, свидетельствуют о процессах деградации нравственности, морали, образования, культуры.

     Нужна продуманная программа в масштабе всей республики именно по развитию толерантности, культуры взаимоотношений и межэтнического согласия. Просто проведением юбилейных мероприятий, поддержкой творческой интеллигенции и разговорами о вечной дружбе, мире и согласии положение дел не изменишь. Нужна конкретная и долговременная работа по повышению общей культуры нашего народа вне зависимости от того, в каком регионе он проживает и к какому этносу относится. Все должны с малых лет учиться искусству выживания и взаимного уважения.

     Жылдыз УРМАНБЕТОВА, член комиссии по культуре Общественной палаты, теоретик культуры, профессор

     Корни агрессии

     К событиям подобного рода прежде всего приводят экономические предпосылки, а не этнические.

     Ведь что мы наблюдали в Петровке? Озлобленая часть наших граждан, проживающих в конкретной местности, которая отличается полиэтническим составом населения, выступила против определенной группы людей курдской национальности.

     Эта агрессия является следствием прежде всего нерешенных социально–экономических проблем в данной местности. Когда значительная часть народа не может найти работу, обеспечить нормальные условия для своей семьи, детей, естественно, что в такой ситуации рано или поздно начнется поиск виновных в безотрадном существовании. Преступление, имевшее место в Петровке, которое совершил конкретный человек курдской национальности, лишь послужило поводом для проявления агрессии в отношении остальных курдов, усиленное в данном случае тем фактом, что в экономическом отношении граждане курдской национальности возможно были успешнее, чем большинство кыргызов и русских.

     В то же самое время происшедшее свидетельствует о серьезных недостатках в воспитательной и культурно–массовой работе в данной местности.

     Следовательно, чтобы такое не повторялось в будущем, необходимо решать экономические проблемы регионов и страны в целом и параллельно с этим осуществлять всемерную поддержку образования, культуры.

     Только таким путем можно предотвратить превращение народа в неуправляемую толпу.

     Нурбек ЭГЕН, кинорежиссер

     Духовность, спасающая мир

     Время от времени происходят социальные катаклизмы и бедствия, и это есть прямое следствие дефицита личностного начала.

     Суровая правда жизни заключается в том, что без личностей и интеллигенции народ превращается просто в массу людей, которой легко можно манипулировать. Поэтому духовное развитие — главный момент в воспитании личности.

     Но что значит понятие личность?

     Это такой уровень внутреннего развития конкретного человека, когда он ведет себя самостоятельно, отдавая отчет всем своим действиям и поступкам с точки зрения того, насколько это выгодно и приемлемо для общества и народа, который он представляет, и для человечества в целом.

     Такие наши выдающиеся граждане, как Чингиз Айтматов, Толеген Касымбеков, Иса Ахунбаев, подходят под это определение.

     И я в своей серии документальных фильмов под общим названием “Предчувствие Манаса” занят именно отображением личностного развития нашего народа в настоящий момент времени.

     Название серии говорит само за себя: все, что происходит вокруг нас, наиболее выдающиеся явления в политической и культурной жизни есть приближение к Манасу как к высшему проявлению личностного и героического начала в судьбе кыргызов.

     Конечно, это очень непростой процесс — становление личности, но именно от него в решающей степени зависит становление народа.

     Во Франции часто можно услышать, что если бы не было Жанны д’Арк, история этой страны могла бы быть совсем другой. Точно так же в Турции много говорят о том, что Ататюрк заложил основы демократии.

     Но даже если не ссылаться на великие примеры, личностный рост каждого народа нужен прежде всего для его выживания.

     Развитие культурного сознания и обращение к традициям прошлого как раз–таки нужны для того, чтобы готовить почву для личностного роста.

     Что бы там ни говорили о материальных стимулах в плане выживания, все–таки каждый человек и народ стремится прежде всего к духовным победам и достижениям.

     Замир ОСОРОВ, корреспондент “МСН”

     Не надо тушить пожар бензином

     У меня нет иллюзий относительно того, что события в Петровке — это не просто очень тревожный симптом, но и еще одно свидетельство того, что в целом наше постсоветское общество не прошло этап цивилизованного правового регулирования и разрешения подобных споров. Это не первый такой конфликт, который имел место у нас как в годы независимости, так и в предшествующие десятилетия.

     Я сознательно акцентирую внимание на нашем советском прошлом, когда вроде бы были железная дисциплина и порядок, но тем не менее время от времени в нашем регионе и других республиках большой державы происходили трагические события.

     Наиболее известные из них для Кыргызстана — это массовое столкновение на межэтнической основе в Джалал–Абаде в 70–х годах и события в Оше в 90–х годах прошлого века. Соседние республики имеют свою собственную историю, богатую подобного рода конфликтами.

     События в Петровке напомнили центральный эпизод из романа американского писателя Фолкнера о пьяном негре, изнасиловавшем белую девушку, что спровоцировало против него суд Линча. Это имело место в первой половине XIX века.

     У нас ситуация выглядит столь же жестоко и абсурдно по отношению к курдскому населению Петровки. Многие руководители, деятели культуры и общественные лидеры с пониманием отнеслись к возмущению жителей Петровки, закрыв глаза на уже состоявшиеся погромы курдских домов, требования немедленного выселения их из села. И уж совсем нелепо выглядит, когда известный правозащитник поддерживает идею проведения общественного суда над провинившимся в этом же селе.

     Данный конфликт еще раз говорит о том, что просто наведением железного порядка подобные проблемы не решишь. Наоборот, поощрение на государственном уровне жестких мер и ужесточение законодательства лишь способствуют развитию терроризма в массовом сознании народа. Ограничение политического плюрализма, как и ущемление свободы вероисповедания, имевшие место в последние годы, лишь повысили конфликтный потенциал в обществе. Наше государство само показало пример, как следует бороться с религиозным экстремизмом, существенно расширив список запрещенных религиозных организаций экстремистского толка. Хотя трезвомыслящие люди хорошо знают о том, что в Кыргызстане религиозный экстремизм негласно (да и гласно тоже, в нападках на зарубежные конфессии и попытками записать их всех в террористы) поддерживается в первую очередь главами монопольных религиозных общин республики — исламской и православной.

     Между тем решение этих проблем хорошо известно и прошло обкатку в Европе. Вместо того чтобы загонять конфликты внутрь, следует относиться к ним, как к благу. Раз существуют мощные противодействующие тенденции в обществе, значит, можно добиться очень многого в ходе разрешения данных споров. Вместо того чтобы идти стенка на стенку, необходимо было сесть за стол переговоров и добиться выработки совместного плана урегулирования конфликта, чтобы в выигрыше оказались все стороны, а тот, кто преступил закон, получил адекватное наказание. Не от разъяренной толпы и родных пострадавшей, а от беспристрастного правосудия.

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28322/


Распечатать: Нет панацеи, кроме культуры РаспечататьОставить комментарий: Нет панацеи, кроме культуры Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Нет панацеи, кроме культуры Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007