Распечатать: Школа по понятиям РаспечататьОставить комментарий: Школа по понятиям Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школа по понятиям Посмотреть комментарии

26 июня 2009

ДВА АВТОРА

Школа по понятиям

    Отдавать детей в школу с каждым днем становится все страшнее. Сегодня никто не может дать гарантии родителям, что их ребенок не подвергнется насилию со стороны молодежных группировок. Проблема школьного рэкета в Кыргызстане по своей серьезности встала в один ряд с экологической и энергетической безопасностью.

    Об этом на недавней конференции, посвященной проблемам предотвращения школьных конфликтов и рэкета, заявила начальник управления образования мэрии Бишкека Гульмира Кудайбердиева. В подтверждение своих слов она сообщила, что о детском рэкете уже заговорили на уровне Совета безопасности страны. На серьезность проблемы обратил внимание президент, отметив, что преступный мир сделал школу объектом своего влияния и пока еще не поздно государство должно дать ответ этому вызову.

    Вместо того чтобы трубить о процветании рэкета в школах, проблему долго и упорно умалчивали. Учителя признаются, что до недавнего им категорически запрещалось придавать огласке такие факты, потому что это грозило директорам школ увольнением. Такая курьезная ситуация даже вынудила депутата от партии “Ак Жол” Гульнару Дербишеву предложить объявить мораторий на увольнение тех руководителей учебных заведений, которые все же решаются вынести сор из избы.

    Мне неоднократно приходилось присутствовать на круглых столах на тему школьного рэкета, и каждый раз, несмотря на эмоциональность выступлений, невольно складывалось впечатление, что многие из участников приходили ради галочки. Встречи начинались и заканчивались одинаково: признавая серьезность угрозы, каждый пытался оправдаться и переложить часть ответственности на других. В результате принимались пространные резолюции и рекомендации, составленные загодя, которые потом, скорее всего, ложились под сукно в кабинетах чиновников. При этом мало кто давал конкретные предложения, как защитить детей от рэкетиров.

    Проблема детского рэкета возникла не сегодня и не вчера. Но особенно угрожающие масштабы она приобрела в последнее время. Если раньше факты вымогательства фиксировались в отдельных школах, то сегодня они встречаются повсеместно. Это подтверждает анкетирование, проведенное центром исследования общественного мнения “Эл пикири” в 12 школах Бишкека среди учащихся с 3 по 11 классы, их педагогов и родителей. В том, что в их школе есть рэкет, признались от 17 до 63 процентов учащихся. А на вопрос: “Существуют ли в твоей школе регулярные поборы?” — утвердительный ответ дали почти две трети опрошенных. Размеры еже-

    дневной “дани” в среднем составляют 30,5 сома с одного ребенка.

    Если раньше рэкет носил преимущественно индивидуальный характер, то сегодня он стал коллективным. Создается настоящая криминальная пирамида, в которую привлекаются даже девочки. Город и в том числе школы поделены бандитскими группировками на территории влияния. Они назначают главного по территории — “смотрящего”, обещая защиту и поддержку. Под руководством главаря действует группа подростков, которые собирают деньги для него и воровского “общака”. У жертв чаще всего забирают или занимают без возврата деньги, отнимают сотовые телефоны, дорогие вещи, заставляют оплачивать какие–нибудь расходы. Применяются шантаж, угрозы опозорить перед одноклассниками. Если слова не действуют, в ход идет грубая сила. Нападают на жертву и запугивают ее чаще всего толпой. Остальные боятся заступаться под страхом расправы или опасаются стать изгоем. Не помогают созданные в школах службы безопасности, потому что “наезды” чаще всего происходят вне стен учебных заведений. Подвергшиеся насилию дети становятся замкнутыми, раздражительными, начинают хуже учиться, пропускать занятия или отказываются ходить в школу.

    Причин разгула школьного рэкета множество. Среди основных эксперты выделяют безнадзорность детей в семье, слабую воспитательную работу в школе, отсутствие тесных связей педагогических коллективов с родителями, местными властями и правоохранительными органами. Ситуация осложняется отсутствием идеологических и нравственных ориентиров, социальным расслоением общества, безработицей, низким уровнем образованности и культуры, а также неконтролируемой миграцией. Родители заняты добыванием денег, многие выехали из страны в поисках высоких заработков и оставили детей на попечение бабушек и дедушек. Учителя вынуждены работать в несколько смен ради получения достойной зарплаты. Переполненность классов не позволяет уделять должное внимание каждому ученику. Милиция жалуется на нехватку сотрудников: одному инспектору по делам несовершеннолетних приходится работать в трех и более школах. Кроме того, без заявления со стороны пострадавших они не вправе что–либо предпринимать, а многие жертвы рэкета и их родители часто не решаются обращаться за помощью в милицию.

    В школах подобные конфликты чаще всего разрешаются формально, когда агрессора и его жертву вынуждают заключать мировую. Педагоги ограничиваются морализаторскими беседами, а если случай получает огласку среди родителей или милиции — устным осуждением виновного. Как показал все тот же опрос, после обнаружения факта вымогательства учителя бездействовали в 20 процентах случаев, а родители — в 41. Если сами педагоги и родственники ребят не верят в исполнение законов, то чему они могут научить детей? Большинство уверено, что “крутым” родителям не составит особого труда “отмазать” свое чадо. Бывали случаи, когда педагоги вступались за жертв и были сами избиты подростками, после чего бросали преподавательскую деятельность.

    Одни занимаются вымогательством из бедности или от зависти к более богатым сверстникам, другие ради самоутверждения и поднятия статуса. Чаще всего они оправдываются тем, что обирают в основном богатых детей, чьи родители нажили имущество нечестным путем, а они якобы восстанавливают социальную справедливость. Самое страшное, что эту точку зрения разделяют их потенциальные жертвы. Быть постоянно битым и униженным считается менее позорным, чем прослыть “стукачом”, обратившись за помощью к правоохранительным органам. Виноваты в этом пропаганда в СМИ насилия, повсеместная романтизация криминалитета, нравственной распущенности, культ денег и физической силы.

    Приходится признавать, что пока рэкетиры проявляют большую активность, чем борцы с ними. Вымогатели организованы в банды, а их жертвы одиноки. У нас нет жизнеспособных, активных молодежных организаций и движений, которые могли бы заступиться за обиженных. Без политической воли, объединения действий всех заинтересованных сторон (персонала школ, МВД, родителей, детей, местных органов власти, НКО), искоренения коррупции на всех уровнях, создания единой национальной идеологии и повышения благосостояния населения противодействие рэкету будет подобно борьбе с ветряными мельницами. Если вовремя не принять адекватных мер, итоги могут стать плачевными для государства: с одной стороны мы получим поколение безвольных жертв с покалеченной психикой, а с другой целую армию “профессиональных” вымогателей и грабителей.

    Максим ЦОЙ


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28320/


Распечатать: Школа по понятиям РаспечататьОставить комментарий: Школа по понятиям Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Школа по понятиям Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007